«Оскар» (премия)
«О́скар» (англ. Oscar; Премия Американской киноакадемии, англ. Academy Awards), одна из самых престижных наград в мире, вручаемых за достижения в области кинематографа. Присуждается Американской академией кинематографических искусств и наук (Academy of Motion Picture Arts and Sciences, AMPAS) с 1929 г. Церемонии вручения «Оскара» проходят ежегодно в Лос-Анджелесе (Калифорния) в феврале – апреле, а их трансляция в прямом эфире является одним из самых популярных событий года на американском и глобальном телевидении. Победителям вручается позолоченная статуэтка в виде рыцаря, стоящего на катушке киноленты и держащего в руках меч.
История премии «Оскар»
Американская киноакадемия была основана в 1927 г., а в мае 1929 г. в Голливуде прошла первая церемония вручения учреждённых ею наград за заслуги (Academy Awards of Merit). На приз могли претендовать фильмы, вышедшие в прокат с 1 августа 1927 г. по 1 августа 1928 г. Награды вручались в 13 номинациях: «Наиболее выдающийся фильм», «Уникальное художественное исполнение», «Достижения актёра», «Достижения актрисы», «Режиссёр комедии», «Режиссёр драматической картины», «Операторская работа», «Работа художника-постановщика», «Визуальные эффекты», «Оригинальный сценарий», «Адаптированный сценарий», «Титры к немой картине» и специальный приз. Призы в персональных номинациях могли вручаться как за отдельные картины, так и по совокупности работ, вышедших в течение года. Список победителей был объявлен за 3 месяца до награждения (The first Academy ... // Oscars).
Ко второй церемонии в 1930 г. число номинаций было сокращено до семи – в частности, «Наиболее выдающийся фильм» и «Уникальное художественное исполнение» были объединены в номинацию «Выдающийся фильм», а за режиссуру вручалась только одна награда. В 1934 г. произошли изменения в регламенте премии: на последующих церемониях награды присуждали фильмам за предыдущий календарный год.
В первые годы существования премии «Оскар» список победителей передавали прессе заранее под обязательство не публиковать его до церемонии. Однако в 1940 г. газета Los Angeles Times напечатала имена победителей до начала награждения, после чего результаты премии стали держать в строгом секрете (Academy Award. 2023).
В 1953 г. церемония награждения впервые была показана в телеэфире, с 1969 г. начались трансляции за рубежом. К концу 20 в. церемония вручения «Оскара» стала одним из наиболее популярных событий на телевидении, собиравшим перед экранами десятки миллионов зрителей. Так, в 1998 г. за вручением «Оскаров» в прямом эфире следили более 55 млн человек в США, что стало лучшим показателем в истории награды (Dellatto. 2022). В 21 в. популярность церемонии начала снижаться: по данным аналитика Nielsen, в 2000-х гг. они привлекали до 46 млн зрителей, в 2018 г. этот показатель впервые опустился ниже 30 млн – до 26,5 млн зрителей. В ответ на падение рейтингов организаторы попытались сделать церемонию более интересной и короткой, ограничив хронометраж тремя часами, а затем для экономии времени отказались от объявления части номинаций в прямом эфире. Несмотря на это, в 2020 г. был установлен новый антирекорд – 23,6 млн зрителей. В 2021 г., когда церемонию из-за эпидемии ковида частично перенесли в онлайн-формат, за ней следили 10,4 млн зрителей – один из худших показателей в истории награды. В 2022 г. рейтинги снова поднялись – за премией следили 16,62 млн зрителей (Donnelly. 2022).
Регламент и номинации
По состоянию на 2023 г. премия «Оскар» вручалась в 23 номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучший режиссёр», «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая операторская работа», «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшие костюмы», «Лучший грим и прически», «Лучший монтаж», «Лучшие визуальные эффекты», «Лучший звук», «Лучшая музыка», «Лучшая песня», «Лучший фильм на иностранном языке», «Лучший анимационный фильм», «Лучший короткометражный анимационный фильм», «Лучший короткометражный игровой фильм», «Лучший документальный фильм» и «Лучший короткометражный документальный фильм» (The 94th Academy Awards, 2022. Winners & Nominees. 2022).
Перечень категорий, в которых присуждались награды, неоднократно менялся. Некоторые номинации были упразднены. В 1936–1938 гг. присуждалась премия за лучшую хореографию. Появлялись новые номинации – например, в 2018 г. Американская киноакадемия заявила о намерении вручать награду за выдающиеся достижения в массовом кинематографе (Outstanding Achievement in Popular Film). Однако из-за широкой критики этой инициативы (Grierson. 2019) номинация не была учреждена.
Кроме основных номинаций вручаются награды за технические и научные достижения, а также почётные «Оскары». Последние присуждаются нерегулярно: в отдельные годы их не вручают, а в другие академия награждает сразу несколько человек. Так, в 2022 г. почётные статуэтки получили режиссёры П. Уир и Э. Пальси, а также композитор Д. Уоррен. Академия вручает несколько наград за значительный вклад в кинематограф (Honorary Award // Oscars).
Получить номинацию могут только фильмы, которые в году, предшествующем церемонии, находились в прокате в кинотеатрах нескольких административных округов (Лос-Анджелес, Чикаго, Майами, Атланта, пять районов Нью-Йорка, округа Сан-Франциско, Марин, Аламеда, Сан-Матео и Контра-Коста) как минимум в течение недели. Это правило не распространяется на категорию фильмов на иностранном языке, а также короткометражные и документальные картины. Шорт-лист претендентов на «Оскар» объявляют в конце года. В январе становится известен список номинантов. Церемония вручения проходит в феврале, марте или, реже, в апреле.
Номинировать фильмы и голосовать за них могут только члены Американской киноакадемии, разделённые на 19 гильдий, самая многочисленная из которых – актёры, за ними идут режиссёры, сценаристы, продюсеры, операторы, художники по костюмам и т. д. Кроме того, существует категория «члены в целом» (members-at-large) для тех специалистов – например, каскадёров или кинокритиков, – кто не попадает ни в одну из гильдий (Academy invites 397 to membership. 2022). Члены каждой гильдии определяют номинантов в соответствующих категориях: актёры выбирают номинантов на актёрские награды и т. д. Все академики выбирают номинантов в категории «Лучший фильм».
Название и символ
Существует три версии происхождения названия награды Американской киноакадемии. Актриса Б. Дэвис утверждала, что своим именем премия обязана её мужу, Хармону Оскару Нельсону, о сходстве статуэтки с которым Дэвис однажды заявила. По словам журналиста и сценариста С. Сколски, название придумал он, поскольку награда казалась ему слишком пафосной. По третьей версии, прозвище появилось после того, как библиотекарь киноакадемии М. Херрик отметила сходство статуэтки с её дядей – Оскаром. Точная версия до сих пор не установлена (Academy Award. 2023).
Дизайн статуэтки был создан художником-постановщиком С. Гиббонсом и за время вручения награды не менялся. Сам Гиббонс 39 раз номинировался на награду и 11 раз её выигрывал, что делает его одним из рекордсменов по числу «Оскаров». В разные годы статуэтку производили из разных материалов: сначала из бронзы, покрытой золотом, в годы Второй мировой войны из-за нехватки металла – из гипса (Academy Award. 2023). Современные «Оскары» сделаны из сплава британия, покрытого золотом. Высота статуэтки – 34,3 см, вес – 3,8 кг.
Рекорды
Больше всего номинаций на «Оскар» в истории премии – у мультипликатора У. Диснея. За свою работу над анимационными фильмами он выдвигался на награду 59 раз и получил её 22 раза (кроме того, ему были присуждены специальные и почётный «Оскары»). На втором месте по числу номинаций – композитор Дж. Уильямс (выдвигался 53 раза, получил награду 5 раз), на третьем – композитор А. Ньюман (выдвигался 45 раз, получил награду 9 раз).
Среди актёров рекорд по числу «Оскаров» принадлежит К. Хепбёрн – у неё 4 статуэтки. По 3 актёрских «Оскара» у У. Бреннана, И. Бергман, Д. Дэй-Льюиса, Джека Николсона, Ф. Макдорманд и М. Стрип. Именно Стрип является рекордсменкой по числу номинаций среди актёров – её выдвигали на награду 21 раз.
Больше всего «Оскаров» за режиссуру – 4 награды – у Дж. Форда. По 3 «Оскара» за режиссуру у Ф. Капры и У. Уайлера.
Рекордсмены по числу «Оскаров» (по 11 статуэток) – фильмы «Бен-Гур» («Ben-Hur», 1959, режиссёр У. Уайлер), «Титаник» («Titanic», 1997, режиссёр Дж. Кэмерон) и «Властелин колец: Возвращение короля» («The Lord of the Rings: The Return of the King», 2003, режиссёр П. Джексон). 10 «Оскаров» получила «Вестсайдская история» («West Side Story», 1961, режиссёры Р. Уайз и Дж. Роббинс). Максимальное число номинаций (по 14) – у фильмов «Титаник», «Всё о Еве» («All About Eve», 1950, режиссёр Дж. Л. Манкевич), и «Ла-Ла Ленд» («La La Land», 2016, режиссёр Д. Шазелл). Последние два удостоились лишь 6 наград.
Советские и российские лауреаты «Оскара»
Первый «Оскар» отечественному кинематографу принёс «Разгром немецких войск под Москвой» И. П. Копалина и Л. В. Варламова, который был признан лучшим документальным фильмом в 1943 г. Советские и российские картины трижды удостаивались «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В 1969 г. награду получила киноэпопея «Война и мир» С. Ф. Бондарчука, в 1981 г. – «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова, в 1995 г. – «Утомлённые солнцем» Н. С. Михалкова.
В 2000 г. «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм» получил А. К. Петров за картину «Старик и море»; в общей сложности режиссёр выдвигался на награду Американской киноакадемии 4 раза.
Скандалы и репрезентация
«Оскар» неоднократно обвиняли в предвзятости и даже расизме. В 2012 г. газета Los Angeles Times опубликовала материал, в котором говорилось, что большинство членов киноакадемии [на момент выхода статьи – 5,8 тыс. человек, по состоянию на 2022 – более 10 тыс. (Academy invites 397 new members. 2022)], которые определяют победителей конкурса на «Оскар», составляли белые (94 %) и мужчины (77 %) (Horn. 2012).
Когда в начале 2015 г. были объявлены претенденты на «Оскар», среди 20 номинантов в актёрских категориях не было ни одного темнокожего. В ответ на это в социальной сети Twitter началась кампания #OscarsSoWhite (#ОскарСлишкомБелый). Её участники стремились привлечь внимание к тому, что награда редко достаётся темнокожим и представителям этнических меньшинств, и требовали, чтобы она стала более репрезентативной (Yousuf. What is the significance of the #OscarsSoWhite Hashtag?). В 2016 г. ситуация с актёрскими номинациями повторилась. После этого организаторы премии «Оскар» пообещали разнообразить состав киноакадемии – приглашать больше женщин, иностранцев, представителей этнических и других меньшинств (новых членов принимают в академию ежегодно).
Кроме того, в 2020 г. киноакадемия объявила о новых «стандартах инклюзивности и репрезентации». Начиная с 2024 г., когда они вступят в силу, лишь фильмы, отвечающие этим критериям, смогут претендовать на «Оскар» в главной номинации. Стандарты предусматривают квоты на присутствие представителей различных этнических групп, меньшинств, а также женщин как в кадре, так и на съёмочной площадке. Цель введения новых стандартов – «поощрить адекватную репрезентацию на экране и вне его, чтобы лучше отражать разнообразие зрителей» (Academy establishes representation ... 2020).
По состоянию на 2022 г. только 6 % из 336 «Оскаров», вручённых в актёрских номинациях, получили небелые артисты. Кроме того, темнокожие ни разу в истории премии не выигрывали «Оскар» за режиссуру (Gooding Jr. 2022). В 2013 г. президентом Академии была выбрана Ш. Бун-Айзекс, которая стала первой темнокожей и третьей женщиной в истории на этом посту. В 2017 г. её сменил Дж. Бейли (Barnes. 2017)
Другой предмет критики премии – дискриминация по половому признаку. Так, исследователи в 2015 г. выяснили, что 92 % наиболее успешных режиссёров – мужчины. Кроме того, мужчины превалируют среди сценаристов и продюсеров (Ugwu. 2020). Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, в 2018 г. знаменитости вышли на красную ковровую дорожку перед вручением «Оскаров» со значками кампании Time’s Up, борющейся за равноправие полов и против притеснения женщин и меньшинств (Highfill. 2018).
Влияние и критика
«Оскар» считается наиболее престижной кинопремией в мире. Победа на «Оскаре» и связанное с ней внимание прессы непосредственно влияет на прокатную судьбу фильма и может принести ему коммерческий успех. Например, картине «Король говорит!» («The King’s Speech», 2010, режиссёр Т. Хупер) прогнозировали сборы около 30 млн долл., но после победы в главной номинации она собрала в прокате более 400 млн долл. После триумфа «Паразитов» (кор. «기생충», 2019, режиссёр Пон Джун Хо) на церемонии вручения «Оскара» в 2020 г. интерес к фильму в американском прокате также резко вырос (Pulver. 2020). Кроме того, победа «Паразитов», которые стали первой картиной на иностранном языке в истории «Оскара», получившей награду за лучший фильм, привлекла внимание к южнокорейскому кинематографу в целом.
Актёры, актрисы, режиссёры и другие специалисты, которые получали номинацию на «Оскар» или саму награду, впоследствии могут претендовать на более высокие гонорары и интересные роли, чем их менее титулованные коллеги. По оценкам исследователей, актёры – лауреаты премии «Оскар» за главную роль могут в следующем проекте рассчитывать на гонорар на 20 % выше. Такое влияние на сборы и заработки называют «ореолом "Оскара"» (Oscar Halo) (Mazierska. 2021).
Академиков, вручающих «Оскар», часто критикуют за предвзятость, конъюнктурность, недальновидность, коммерциализацию, а в конечном счёте за то, что выбор номинантов и победителей не соотносится с художественными достоинствами фильмов. Критики также неоднократно обращали внимание на такое явление, как «приманка для "Оскара"» (Oscar bait), – фильмы, которые снимаются с прицелом на получение награды и сопутствующий ей коммерческий успех. Исследователи проанализировали результаты премии и выяснили, что чаще всего за последние 25 лет «Оскар» получали драмы, байопики, а также военные и исторические фильмы. Кроме того, больше шансов на победу у картин, которые рассказывают о политике, преступлениях против человечества (например, холокосте и рабстве) и представителях различных меньшинств. В то же время у ромкомов, фильмов ужасов, боевиков и научной фантастики шансы значительно ниже – представители этих жанров практически никогда не получают награды (Sullivan. 2014; Bettinger. 2011) и могут рассчитывать на «Оскар» лишь в технических номинациях, например за визуальные эффекты или костюмы.
О том, что к «Оскару» нельзя относиться как к безусловному мерилу достижений кинематографа, часто пишут журналисты. Критики премии указывают на то, что «Оскар» (а в некоторых случаях и номинации на награду) не получили многие фильмы, которые впоследствии были признаны классикой, равно как и многие известные режиссёры. Влиятельный американский критик Р. Эберт заявлял: «Я потерял веру в "Оскары" в первый же год, когда стал кинокритиком, – в год, когда фильм "Бонни и Клайд" не победил» (Siskel. 1984).