«The Legend of Zelda» (серия игр)
«The Legend of Zelda», созданная японским геймдизайнером Миямото Сигэру серия видеоигр, вобравшая черты жанров экшен-RPG и приключенческого экшена. Наравне с «Mario» и «Metroid» является одной из самых главных, узнаваемых и долгоживущих франшиз, принадлежащих компании Nintendo. На протяжении более чем тридцатипятилетней истории разные части «The Legend of Zelda» получали высокие оценки от критиков и пользователей, становились играми года, по мнению профессиональных изданий, и впоследствии попадали в списки лучших произведений в истории видеоигровой индустрии. Серия внесла значительный вклад в развитие приключенческих и ролевых игр. Влияние «The Legend of Zelda» можно найти в таких проектах, как «Legacy of Kain: Soul Reaver» (1999), «Fable» (2004), «Uncharted» (2007), «Dark Souls» (2011) и др.
Сюжет и хронология
Разработчики любой из частей «The Legend of Zelda» руководствуются принципом, которого придерживался Миямото Сигэру: сюжет нужно приспосабливать под разнообразие и продуманность игрового процесса. Первостепенность геймплея и зависимое положение фабулы повлияли на то, что сюжетная канва серии «The Legend of Zelda» обладает ретроспективным характером. В сценарий часто вносили правку не только из-за возникающих по ходу разработки новых игровых механик, но и для того, чтобы соответствовать событиям, которые случились ранее и стали каноничными. Поэтому следует воспринимать «The Legend of Zelda» не как однородную эпопею, но как множество близких по духу историй, сочетающих в себе элементы сказки и фэнтези.
История «The Legend of Zelda» начинается с трёх богинь, создавших всё сущее, которые в качестве доказательства рукотворности мира оставили Трифорс – исполняющий желания артефакт и состоящий из элементов Храбрости, Мудрости и Силы. Воспользоваться сокровищем сможет лишь существо, в котором ни одно из этих качеств не преобладает над другим. Создательницы мира оставили своё творение на попечение богини Хайлии.
Демис, возглавляющий армию демонов, хотел заполучить Трифорс, но Хайлии удалось остановить и пленить его. Ослабев, она решает переродиться и передать часть божественной силы своей реинкарнации Зельде, которая должна родиться, когда печать, сдерживающая демона, начнёт слабеть. Людей, которые выжили во время войны с демонами, богиня перенесла на небесные острова.
Спустя несколько тысяч лет один из подручных Демиса, пытаясь освободить своего повелителя, похищает Зельду, спасти которую отправляется Линк – выдающийся выпускник Рыцарской академии. Пройдя ряд испытаний, Линк доказывает, что достоин Трифорса, поскольку в равной степени смел, мудр и силён. Герой одолел Демиса, но это событие стало началом бесконечного цикла возвращения демона в разных обличиях, которым будет двигать стремление завладеть Трифорсом и вечная ненависть к тем, в ком течёт кровь Хайлии, потомкам и реинкарнациям Линка и Зельды.
После поражения Демиса человечество спускается с небес на землю – так начинается история королевства Хайрул, в котором будут происходить события практически всех игр серии. Зельда дала начало роду, предназначение которого заключается в том, чтобы оберегать Трифорс. Девочек, родившихся в королевской семье, часто будут называть Зельдой в честь великой прародительницы. Линки, встречающиеся в последующих играх серии, тоже будут потомками или реинкарнациями героя, изгнавшего Демиса.
В дальнейшем игрока знакомят с центральным антагонистом серии, в котором воплотилась злоба повелителя демонов, – Ганондорфом, желающим овладеть Трифорсом и поработить мир. Противостоять ему будет мальчик Линк, получивший от Великого Древа знак избранного – один из трёх священных камней.
Линк находит несколько артефактов, которые необходимы, чтобы открыть проход к Трифорсу. Среди них – окарина, повелевающая временем, и Высший Меч, который может вытащить из камня лишь доблестный воин. Ганондорфу удаётся заполучить Трифорс, но тот распадается, и антагонист получает только элемент Силы. Несмотря на то, что Линк доказал право владеть Высшим Мечом, он слишком юн, чтобы сразиться с Ганондорфом, поэтому герой засыпает на семь лет. После пробуждения Линку необходимо заручиться поддержкой мудрецов, прийти на помощь Зельде и сразиться со своим заклятым врагом.
Последующие события делятся на три параллельные временные линии. В первой из них после победы Линка Зельда отправляет юношу в прошлое на семь лет, чтобы он смог прожить детство, которого был лишён. Во второй Линку и мудрецам удаётся заточить Ганондорфа, но тот сбегает, поэтому три богини вызывают всемирный потоп. В третьей Ганондорф одерживает верх над героем, в результате чего Хайрул погружается в пучину войн.
Линк, Зельда и Ганондорф являются наиболее часто появляющимися героями в играх серии. Независимо от своей предыстории в конкретной игре Линк – благородный и храбрый воин, движимый желанием искоренить зло. В характере центрального героя сочетаются доблесть, целеустремлённость и озорство, присущее ребёнку. Зельда, поначалу представлявшая собой архетипический образ «девы в беде», в последующих играх стала самодостаточным персонажем. Божественное происхождение героини позволило разработчикам экспериментировать с её ролью в сюжете. Она представала перед игроком не только как принцесса, но и как могущественная волшебница, отважная морская воительница, неизменными качествами которой остаются мудрость и чувство справедливости.
Поскольку хронология «The Legend of Zelda» насчитывает несколько веков, то Линка и Зельду нужно рассматривать как множество вариаций одних и тех же персонажей, воплощающих идею о неизбежном торжестве добра. На протяжении всех игр «The Legend of Zelda» характер Ганондорфа практически не меняется, поскольку персонаж олицетворяет ненависть и злобу, которые возрождаются в мире снова и снова. Антагонист может предстать в форме демонического антропоморфного кабана – таким его увидели игроки в дебютной части серии.
Игровой процесс
Уже в первой игре были заложены геймдизайнерские решения, которые развивались на протяжении 35 лет существования серии. В игровом процессе «The Legend of Zelda» можно выделить две основные составляющие: исследование мира (открытие новых территорий, выполнение поручений неигровых персонажей, поиск предметов и секретов) и прохождение подземелий (сражения и решение головоломок), в конце которого игроку необходимо одолеть особого противника – «босса». После победы герой получит предмет, позволяющий преодолеть ранее непроходимое препятствие.
Предоставляя возможность свободно изучать мир, разработчики в различных частях «The Legend of Zelda» стремились вызвать навеянное детскими воспоминаниями ощущение первооткрывательства. Они не пытаются вести игрока, лишь обрисовывая поставленные задачи и мягко направляя его в русло сюжета, чтобы тот не потерялся в игровом мире.
Приоритет в играх серии отдан не ролевой составляющей, а динамике игрового процесса, что заметно отличает её от таких представительниц японских RPG, как «Final Fantasy» и «Dragon Quest». К примеру, бои в «The Legend of Zelda» проходят в реальном времени, а не пошаговом режиме. Такой подход сделал серию от Nintendo доступной и понятной для массовой аудитории. Большое внимание уделяется дизайну подземелий, где игрок не только участвует в сражениях, но и разгадывает головоломки, для решения которых герою нужно активно взаимодействовать с окружением.
Серия «The Legend of Zelda» оказала существенное влияние на видеоигровую индустрию в целом. Так, инновации, которая привнесла «Ocarina of Time» (к примеру, «фиксацию» героя на противнике по нажатию кнопки), и ныне встречаются в трёхмерных играх.
Основные игры серии и спин-оффы
Серия «The Legend of Zelda» началась в 1986 г. с выходом одноимённой игры в Японии. Последняя на данный момент игра вышла в 2017 г. (сиквел к ней в процессе разработки). Восемнадцать основных игр «The Legend of Zelda» (одна из них разбита на две главы) выходили только на консолях, выпущенных компанией Nintendo: «The Legend of Zelda» (1986); «Zelda II: The Adventure of Link» (1987); «A Link to the Past» (1991); «Link's Awakening» (1993); «Ocarina of Time» (1998); «Majora's Mask» (2000); «Oracle of Ages and Oracle of Seasons» (2001); «Four Swords» (2002); «The Wind Waker» (2002); «Four Swords Adventures» (2004); «The Minish Cap» (2004); «Twilight Princess» (2006); «Phantom Hourglass» (2007); «Spirit Tracks» (2009); «Skyward Sword» (2011); «A Link Between Worlds» (2013); «Tri Force Heroes» (2015); «Breath of the Wild» (2017).
У серии было несколько спин-оффов. В результате сделки с Nintendo компания Philips создала несколько игр серии для устройства Philips CD-I – гибрида видеомагнитофона и игровой приставки, выпущенного в 1991 г. в США. Из-за высокой цены, больших габаритов и малой библиотеки видеоигр (в основном – низкого качества) устройство провалилось в финансовом плане. Появившиеся на прилавках одновременно в 1993 г. «Link: The Faces of Evil и Zelda: The Wand of Gamelon» являются приключенческим экшеном с элементами платформера. Похождения Линка и Зельды, изданные Philips, получили неодобрительные отзывы от игроков и до сих пор попадают в списки «худших видеоигр всех времён», по версии различных игровых сайтов и журналов. Несмотря на то, что вышедшая два года спустя «Zelda's Adventure» поменяла графическое оформление (при создании роликов участвовали живые актёры), она оказалась столь же несостоятельной, как и её предшественницы на CD-I.
В 1989 г. игра под заголовком «Zelda» вышла на устройстве серии «Game & Watch». В ней Линку предстояло победить дракона и спасти принцессу. Во второй половине 2000-х гг. на портативной приставке Nintendo DS было издано несколько игр про Тингла – второстепенного персонажа из основной серии. В 2007 г. на Nintendo Wii появился виртуальный тир «Link's Crossbow Training». Во 2-й половине 2010-х гг. вышло несколько проектов с подзаголовком «Hyrule Warriors» для консолей Nintendo – Wii U, 3DS и Switch, в которых главный герой «The Legend of Zelda» принимал участие в масштабных сражениях: «Hyrule Warriors» (2014) и «Hyrule Warriors: Age of Calamity» (2020). В 2019 г. на Switch вышла «Cadence of Hyrule» – ритм-гейм про покорение подземелий, где Линк и Зельда совершают действие в такт музыки. Линк становился участником состязаний в сериях игр от Nintendo – «Super Smash Bros.» и «Mario Kart». Также он был доступным бойцом в файтинге «SoulCalibur 2».