Мюзикл
Мю́зикл (от англ. musical – музыкальный; в англоязычной традиции также musical comedy, буквально – музыкальная комедия), жанр музыкального театра, сочетающий популярную музыку и неакадемический танец с развитым сюжетом (комическим, драматическим).
История
Возник в США в конце 19 – начале 20 вв. на основе взаимодействия местных развлекательных минстрел-шоу с европейской опереттой, традиции которой завезли иммигранты из Европы. Окончательно сформировался в 1920-х – начале 1930-х гг. в театрах Бродвея. Среди знаменитых авторов: Дж. Гершвин («Леди, будьте добры», «Lady, be good!», 1924; «Сумасшедшая девушка», «Girl crazy», 1930; «О тебе я пою», «Of thee I sing», 1931), В. Юманс («Нет, нет, Нанетт», «No, No Nanette», 1925), Дж. Керн («Плавучий театр», «Show boat», 1927), К. Портер («Париж», 1928). Для лучших постановок этих лет характерны бурная сюжетная коллизия, в музыке – влияние джаза.
Мюзикл интенсивно развивался в 1930–1940-х гг. С расширением художественных задач жанра усложнилась его драматургия, обогатилась тематика (главным образом за счёт отражения насущных жизненных проблем), действие нередко стало завершаться трагической развязкой вместо привычного «счастливого конца». Развитая хореография сменила танцевальные номера вставного типа. В постановках участвовали ведущие хореографы: Дж. Баланчин, Х. Лимон, Х. Холм, А. де Милль, Анна Соколов и др. Усложнился музыкальный язык, песенные структуры превратились в более развитые. В мюзиклах стала использоваться музыкальная драматургия сквозного типа, некоторые эпизоды получили симфоническое развитие («На кончиках пальцев», «On the toes» Р. Роджерса, 1936). Авторы начали требовательнее относиться к выбору литературного материала: мюзиклы создавались на сюжеты Плавта, Вольтера, Ч. Диккенса, У. Шекспира, Б. Шоу, американских писателей Ю. О’Нила, Т. Уайлдера – в несколько облегчённых вариантах.
Кульминацией в развитии мюзикла, т. е. обобщением «серьёзных» тенденций в музыке, драматургии и хореографии, стал спектакль военных лет «Оклахома!» Роджерса на либретто О. Хаммерстайна (1943), выдержавший на Бродвее рекордное количество постановок (2212 представлений в 1943–1948). Лучшие мюзиклы 1950-х гг. – «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу (1956) и «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (1957). В конце 1950-х гг. интерес к мюзиклу возник в Великобритании («Оливер» Л. Барта, 1960) и других европейских странах.
С середины 1930-х гг. в связи с бурным развитием киноиндустрии каждый удачный мюзикл экранизировался, становясь достоянием широкой аудитории; среди фильмов-мюзиклов 1–2-й трети 20 в.: «Роберта» (1935), «Плавучий театр» (1936), «Поющие под дождём» (1952; сочетает оригинальные и заимствованные песни), «Забавная мордашка» (1957), «Моя прекрасная леди» (1964), «Звуки музыки» (1965), «Смешная девчонка» (1968).
С 1960-х гг. популярность мюзикла снизилась, творческие эксперименты в этом жанре прекратились и он установился в границах популярного эстрадного спектакля с театрализованным (как правило, лирическим) сюжетом. Из постановок мюзиклов 1960-х гг. известность приобрели «Как преуспеть в бизнесе» Ф. Лессера (1961) и «Скрипач на крыше» (по Шолом-Алейхему) Дж. Бока (1964).
В 1970-х гг. вошла в моду разновидность мюзикла, соединявшая черты рок-музыки и мюзикла, – рок-опера. На Западе самым популярным сочинением этого жанра стала рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Ллойда Уэббера (поставлена на Бродвее в 1971; экранизована в 1973 Н. Джуисоном).
В 1990-х гг. появилась разновидность сценического мюзикла (также музыкального фильма) – jukebox musical (буквально – мюзикл из музыкального автомата, или автоматный мюзикл), музыкальное оформление в котором не оригинальные композиции, а компиляция популярных песен; таковы «Mamma Mia!» (1999, на основе песен группы ABBA), «Moulin Rouge!» (2001, на основе песен ряда поп- и рок-исполнителей) и др.
Театры Бродвея остаются наиболее престижным местом для постановок как классических, так и новых мюзиклов, среди которых постоянно возобновляются (в том числе в других странах): «Чикаго» Дж. Кандера (1975), «Отверженные» (1980; по мотивам романа В. Гюго) и «Мисс Сайгон» К.-М. Шёнберга (1989; на сюжет оперы «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, с перенесением места действия из Японии во Вьетнам времён американской оккупации), «Кошки» (1981; на материалах сборника стихов Т. С. Элиота) и «Призрак оперы» (1986; по мотивам романа Г. Леру, 1910) Ллойд Уэббера, «Красавица и чудовище» А. Менкена (по мультфильму киностудии У. Диснея, 1994). В числе наиболее популярных европейских мюзиклов – «Нотр-Дам де Пари» (1998, Франция; по роману Гюго).
В 21 в. осуществлены современные экранизации бродвейских мюзиклов: «Чикаго» (2002, режиссёр Р. Маршалл), «Призрак оперы» (2004, режиссёр Дж. Шумахер), «Вестсайдская история» (2021, режиссёр С. Спилберг).
В 20–21 вв. фильмы-мюзиклы (в том числе анимационные) существуют также как отдельный жанр, не имеющий основы в виде мюзикла (как, например, «Величайший шоумен»; 2017, режиссёр М. Грейси). Продукты киноиндустрии – мультфильмы и фильмы – могут становиться первоисточниками для сценических мюзиклов («Король Лев», 1997, по одноимённому мультфильму киностудии У. Диснея 1994; «Битлджус», 2018, по мотивам одноимённого фильма 1988).
Мюзикл в России
Существует сложность с демаркацией жанра мюзикла в русскоязычной среде, где он смешивается с другими жанрами музыкального театра, как, например, рок-опера, ревю, оперетта и драматический спектакль с музыкальными номерами. Специфика драматургии, музыкального языка, манеры пения и хореографии в мюзиклах более выражена в странах с развитой мюзикловой школой (помимо США – Великобритания, Франция), тогда как в России в силу ряда причин лишь происходит её становление.
В 1930-х гг. в СССР выходили телевизионные мюзиклы (музыкальные кинокомедии) – «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936; на основе пьесы «Под куполом цирка» Ильфа и Петрова в соавторстве с В. П. Катаевым, поставленной в Московском мюзик-холле в 1934), «Волга-Волга» (1938), «Весна» (1947, все – режиссёр Г. В. Александров, композитор И. О. Дунаевский), музыкальный мультфильм «Бременские музыканты» (1969, композитор Г. И. Гладков) и др.
С 1970-х гг. на советской сцене появились отечественные рок-оперы: «Орфей и Эвридика» («зонг-опера», 1975) А. Б. Журбина, «Алые паруса» (1975) А. Н. Богословского, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1976) и «Юнона и Авось» (1981) А. Л. Рыбникова (обе – в Москве). Регулярно ставятся адаптации западных постановок.
Оригинальные российские мюзиклы, поставленные по бродвейскому образцу (в части музыкального оформления, технического оснащения, репертуарной политики и т. п.), начали появляться с 2000-х гг., в их числе «Монте-Кристо» Р. А. Игнатьева (2008, Москва). Среди российских мюзиклов 21 в.: «Норд-Ост» А. И. Иващенко (2001), «12 стульев» И. В. Зубкова (2003; оба – Москва) – первые отечественные мюзиклы, рассчитанные на западную систему ежедневного проката; «Екатерина Великая» (2008, Екатеринбург), «Яма» (2012) и «Резиновый принц» (2013, оба – Москва) С. Г. Дрезнина, «Мёртвые души» А. А. Пантыкина, «Мастер и Маргарита» В. В. Овсянникова (оба – 2009), «Обыкновенное чудо» Г. И. Гладкова (2010; в мюзикле звучат песни из одноимённого фильма), «Граф Орлов» (2012) и «Анна Каренина» (2016) Игнатьева, «Растратчики» М. Л. Леонидова (2012), «Часовщик» Зубкова (2015; все – Москва), «Спящая красавица» В. Л. Тура (2017, Екатеринбург), «Алиса в стране чудес» Г. А. Матвейчука (2021, Москва).