Кинокомикс
Киноко́микс (англ. comic book movie), собирательное название адаптаций комиксов на телевидении (включая стриминговые платформы) и в кино, в том числе анимационном. Кроме того, к кинокомиксам относят оригинальные фильмы с персонажами комиксов, т. е. развитие вымышленной вселенной средствами кинематографа. Результатом подобного расширения мира комиксов становится появление трансмедийной франшизы, что свидетельствует об успехе графического первоисточника и востребованности сюжета авторами, работающими в других медиумах.
В отличие от супергеройских фильмов, главными действующими лицами в которых выступают персонажи, наделённые сверхчеловеческими силами или технологиями, героями кинокомиксов могут выступать обычные люди или вымышленные существа без сверхъестественных способностей. Кроме того, сюжеты кинокомиксов могут быть житейскими [например, фильм «Призрачный мир» («Ghost World», 2001, режиссёр Т. Цвигофф)] или документально-историческими [например, французский анимационный фильм, номинант на премию «Оскар» «Персеполис» («Persepolis», 2007, режиссёры В. Паронно и М. Сатрапи)], тогда как супергеройские фильмы, хотя чаще всего и основаны на комиксах, посвящены преимущественно эпическим битвам сверхлюдей и полубогов, а их темы, как правило, носят метафизический характер: добро и зло, жизнь и смерть, границы человеческого, конечность существования жизни и вселенной, высшие ценности и предельные вопросы бытия.
В силу своего масштаба и многочисленности в 21 в. кинокомиксы (фильмы и сериалы) образуют разветвлённые, внутренне взаимосвязанные метасюжеты (киновселенные), что отличает их от более ранних адаптаций комиксов и сближает по структуре и принципам создания с традиционными печатными сериями. Наиболее известными кинокомиксами являются фильмы киновселенных Marvel и DC. Менее масштабными кинокомиксами являются фильмы «Неуязвимый» («Unbreakable», 2000), «Сплит» («Split», 2016) и «Стекло» («Glass», 2019) М. Найта Шьямалана, которые образуют франшизу «Неуязвимый» (другое название – «Трилогия Eastrail 177», поскольку все персонажи связаны с поездом под таким номером).
К кинокомиксу близок, но не тождественен ему, жанр японских комиксов аниманга, в котором используются кадры из игровых или анимационных фильмов. Тем самым аниманга представляет собой своего рода инверсию кинокомикса: экранные изображения переносятся на страницы графических новелл, а не наоборот.
Спорным остаётся вопрос о том, относить ли к кинокомиксам изначально кинопроизведения, впоследствии получившие развитие в виде серии графических романов, ставших частью канона и выпускаемых так долго, что они уже не воспринимаются как вторичные по отношению к первоисточнику. Среди таких комиксов – серии по вселенным «Звёздных войн» («Star Wars», с 1977) Дж. Лукаса или «Чужого» («Alien», 1979) Р. Скотта.
С развитием киноиндустрии в России на рубеже 2010–2020-х гг. сложились условия для появления отечественных кинокомиксов. Примером российского кинокомикса стала детективная франшиза о майоре полиции, оперуполномоченном по особо важным делам уголовного розыска ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Игоре Громе. Серия включает вышедшие фильмы «Майор Гром: Чумной Доктор» (2021, режиссёр О. Б. Трофим) и приквел о взрослении героя «Гром: Трудное детство» (2023, режиссёр О. Б. Трофим), а также анонсированный сиквел «Майор Гром: Игра» (На Bubble Comics Con анонсировали сиквел «Майора Грома» и дату выхода «Короля и Шута» ... 2023).