Байопик
Ба́йопик (англ. biopic, сокращение от biographical picture – биографический фильм), жанр кинематографа, посвящённый обстоятельствам жизни или отдельным эпизодам биографии реальной исторической личности (политика, учёного, музыканта, режиссёра, спортсмена и др.). В байопиках исторические факты подвергаются художественному переосмыслению и искажению для усиления драматического эффекта.
Байопик считается гибридным жанром. Существуют гангстерские [«Багси» («Bugsy», 1991, режиссёр Б. Левинсон), «Чёрная месса» («Black Mass», 2015, режиссёр С. Купер)], музыкальные [«Рэй» («Ray», 2004, режиссёр Т. Хакфорд), «Богемская рапсодия» («Bohemian Rhapsody», 2018, режиссёр Б. Сингер)] и другие разновидности байопиков. Другие образцы жанра: «Энни Окли» («Annie Oakley», 1935, режиссёр Дж. Стивенс), «Амадей» («Amadeus», 1984, режиссёр М. Форман), «Авиатор» («The Aviator», 2004, режиссёр М. Скорсезе), «Социальная сеть» («The Social Network», 2010, режиссёр Д. Финчер), «Большая игра» («Molly’s Game», 2017, режиссёр А. Соркин), «Оппенгеймер» («Oppenheimer», 2023, режиссёр К. Нолан).
Жанровые особенности
К художественным и нарративным особенностям байопиков относятся частые флэшбеки и закадровый голос рассказчика, которым может выступать сторонний наблюдатель или сам герой.
В биографических фильмах редко показывается вся жизнь человека [к исключениям относится, например, картина «Приключения Марка Твена» («The Adventures of Mark Twain», 1944, режиссёр И. Раппер)] (Neale. 2000. P. 56). Чаще всего байопики фокусируются на ограниченном временно́м отрезке, например на восхождении персоны к славе. Личная жизнь человека, публичные мероприятия, исторический контекст показываются через призму режиссёрского взгляда (Bingham. 2010. P. 10). Режиссёр также подчёркивает те черты личности, которые ему кажутся подходящими для истории. Конфликт в байопиках основывается главным образом на антагонизме героя и определённого сообщества, как, например, в фильме «Доктор Кинси» («Kinsey», 2004, режиссёр Б. Кондон), в котором один из первых сексологов противостоит консервативному американскому обществу.
Байопики часто посвящены не отдельной личности, а нескольким персонам. Так, в картине «Клеопатра» («Cleopatra», 1963, режиссёр Дж. Л. Манкевич) есть сюжетные линии не только о Клеопатре, но и о Марке Антонии и Цезаре (Neale. 2000. P. 55–56). В биографическом фильме чаще всего упоминаются реальные имена исторической личности, но бывают исключения. Например, прототипом героя по имени Тони Камонте в фильме «Лицо со шрамом» («Scarface: The Shame Of The Nation», 1932, режиссёры Г. Хоукс и Р. Россон) был гангстер Аль Капоне.
Байопики о женщинах отличаются от байопиков о мужчинах. В биографическом кино о женщинах часто повествуется о противоречиях между общественными достижениями и ориентацией женщин на дом, семью, материнство. Как следствие, женские биографии в большинстве случаев становятся «драмой страданий» (Bingham. 2010. P. 213). В байопиках о женщинах (как в кино, так и в литературе) достижения и амбиции героинь регулярно приписываются мужчинам (партнёрам, работодателям и др.); женщины в основном показываются как жертвы – свергнутые, страдающие, потерявшие контроль над своим делом (Bingham. 2010. P. 214). Такие фильмы, как «Ангел за моим столом» («An Angel at My Table», 1990, режиссёр Дж. Кэмпион) о писательнице Дж. Фрейм, «Мария Антуанетта» («Marie Antoinette», 2006, режиссёр С. Коппола), «Непристойная Бэтти Пейдж» («The Notorious Bettie Page», 2005, режиссёр М. Харрон), предлагают новый взгляд на биографии женщин и критикуют старые конвенции жанра (Bingham. 2010. P. 10).
Краткая история жанра
Некоторые исследователи считают предтечей биографического жанра короткометражный фильм «Казнь Марии Шотландской» («Execution of Mary Queen of Scots», 1895, режиссёр А. Кларк), а первым байопиком иногда называют картину «Жанна д’Арк» («Jeanne d’Arc», 1900, режиссёр Ж. Мельес) (Kuhn. 2020).
По мнению исследователя байопиков Д. Бингема, жанр прошёл несколько стадий развития: 1) классическая мелодрама; 2) мелодрама, в которой присутствует реализм (отсутствует стремление скрыть недостатки героев и ситуаций); 3) трансформация из продюсерского жанра в авторский, режиссёрский; 4) «критическое исследование» личности (или режим «Гражданина Кейна»)», т. е. байопик, где ярко выражено отношение режиссёра к герою, которому посвящена картина; 5) пародия – «высмеивание самих понятий героя и славы в контексте культуры, основанной на консюмеризме и селебрити, а не на высоких культурных ценностях» [например, фильм «Американское великолепие» («American Splendor», 2003, режиссёры Ш. Спрингер Берман и Р. Пульчини) о писателе и авторе комиксов Х. Пикаре]; 6) апроприация меньшинств (в байопиках стали использовать конвенциональные формы мифологизации, которые раньше применялись для того, чтобы стигматизировать и принижать меньшинства); 7) неоклассический биографический фильм, который содержит в себе большинство элементов перечисленных этапов (Bingham. 2010. P. 17–18).
Биографические фильмы получили особое распространение в эпоху голливудских студий (примерно 1920–1960), они были главным продуктом таких мейджоров, как Warner Brothers (Warner Bros.), 20th Century Fox и Metro-Goldwyn-Mayer (Bingham. 2010. P. 11). Исследователи (Custen. 1992; Schirmer encyclopedia of film. 2007. P. 268) особо выделяют роль продюсера Ф. Д. Занука в усилении производства байопиков.
Студийные биографические фильмы были «продюсерскими медиумами» – их редко снимали режиссёры, которые впоследствии становились признанными авторами. Когда независимый режиссёр снимал фильм, получался странный результат из-за конфликта авторского стиля и биографического жанра [как, например, в картине «Великий момент» («The Great Moment», 1944, режиссёр П. Стёрджес) о стоматологе У. Т. Г. Мортоне] (Bingham. 2010. P. 20).
Многие киноведы в течение долгого времени не признавали байопик жанром, для которого характерны уникальные черты и стадии развития. Термин употребляли с негативными коннотациями (Bingham. 2010. P. 11). При этом существует точка зрения, что байопик впервые стал престижным, когда А. Цукор пригласил С. Бернар на роль королевы Елизаветы в фильме «Королева Елизавета» («Les amours de la reine Élisabeth», 1912, режиссёры А. Дефонтен и Л. Меркантон), чтобы привлечь аудиторию среднего класса (Bingham. 2010. P. 21). Так как обращение к этому жанру считалось унизительным, сами кинематографисты отказывались называть фильмы биографическими (Bingham. 2010. P. 12).
Один из основных трудов, посвящённых байопикам, – книга Дж. Ф. Кастена (Custen. 1992), в которой он рассматривает более 300 голливудских студийных биографических фильмов, произведённых в 1927–1960 гг. Кастен указывает на то, что только 4 % фильмов, снятых в этот период, посвящены небелым американцам, 25 % – рассказывают о женщинах (чаще всего – о членах королевской семьи, артистках, сотрудницах медицины и т. п.). Кроме того, авторы были вынуждены следовать Кодексу Хейса.
В байопиках, снятых до Второй мировой войны, преобладают герои, связанные с королевской семьёй или имеющие отношение к политике в целом, а в послевоенный период – персоналии из мира развлечений. На этом основании киновед С. Нил сделал вывод, что довоенные биографические фильмы обращались к зрителям как к гражданам, а послевоенные – как к потребителям популярной культуры (хотя существуют и исключения) (Neale. 2000. P. 54).
По словам исследователя Д. Бингема, в 1940–1950-х гг. байопики казались шаблонными, а «когда индустрия и её аудитория стали более фрагментированными, биографические фильмы часто воспринимались как попытки пообщаться со взрослой аудиторией, сделать что-то рискованное и необычное» (Bingham. 2010. P. 22).
В 1970-х гг. жанр находился в упадке. Биографии стали популярны на телевидении и менее – в кинематографе. Возрождение интереса к жанру и совершенствование байопиков началось в 1980-х гг. – во многом благодаря появлению новых «авторов» и сдвигу от продюсерского жанра к режиссёрскому. Например, были сняты фильмы «Бешеный бык» («Raging Bull», 1980, режиссёр М. Скорсезе) о боксёре Дж. Ламотте, «Последний император» («The Last Emperor», 1987, режиссёр Б. Бертолуччи) о Пу И (Bingham. 2010. P. 19). Кроме того, несмотря на негативное восприятие биографических фильмов критиками и учёными, байопики получали престижные награды разных институций: «Бешеный бык» номинирован на «Оскар» в восьми категориях и получил награды в двух – «Лучший актёр» (Р. Де Ниро) и «Лучший монтаж» (Т. Скунмейкер).
C 2004 г. из-за коммерческого успеха таких фильмов, как «Поймай меня, если сможешь» («Catch Me If You Can», 2002, режиссёр С. Спилберг) о мошеннике Ф. Абагнейле, «Игры разума» («A Beautiful Mind», 2001, режиссёр Р. Ховард) о математике Дж. Ф. Нэше, картины о правозащитнице «Эрин Брокович» («Erin Brockovich», 2000, режиссёр С. Содерберг), количество биографических фильмов увеличивалось. Изменился и подход продюсеров и режиссёров к производству и продвижению фильмов: к байопикам стали относиться позитивно (Bingham. 2010. P. 13).
Сегодня независимые кинематографисты и признанные авторы продолжают снимать биографические фильмы. Также выходят биографические сериалы, например «Корона» («The Crown», 2016–2023), посвящённый правлению Елизаветы II. Некоторые релизы [например, сериал «Великая» («The Great», 2020–2023)] провоцируют общественные дискуссии, связанные с корректностью и этичностью пересмотра исторической действительности. В 2020 г. стриминговая платформа Netflix выпустила фильм «Манк» («Mank», режиссёр Д. Финчер), в котором в рамках биографии сценариста Х. Манкевича осмыслялся опыт производства ленты «Гражданин Кейн». Картина получила 2 премии «Оскар» – за лучшую операторскую работу и работу художника-постановщика.