«Остаться в живых» (сериал)
«Оста́ться в живы́х» («Lost»), американский приключенческо-мистический сериал. Шоураннерами проекта выступили Дж. Дж. Абрамс, Д. Линделоф и Дж. Либер. Выходил на телеканале ABC в 2004–2010 гг. Шесть сезонов сериала состоят из 121 эпизода. В России транслировался Первым каналом в 2005–2010 гг. События сериала разворачиваются на таинственном острове, куда попадают уцелевшие после крушения самолёта пассажиры. Один из самых дорогих проектов в истории телевидения: пилотная серия обошлась создателям примерно в 14 млн долл.
Сюжет
Повествование начинается с крушения авиалайнера рейса 815 вымышленной авиакомпании Oceanic Airlines, который совершал перелёт из Сиднея (Австралия) в Лос-Анджелес (США). В результате катастрофы спасшиеся пассажиры центральной и хвостовой частей самолёта оказались в разных местах на первый взгляд необитаемого тропического острова, полного загадок: белые медведи в тропиках посреди Океании, таинственный чёрный дым, шёпот, металлический люк, числа: 4, 8, 15, 16, 23, 42 и т. д. Несмотря на то что остров кажется безлюдным, пассажиры начинают понимать, что они здесь не одни, и позже сталкиваются с главными антагонистами сериала – Другими (The Others), которые населяли остров задолго до катастрофы рейса 815. До событий сериала Другие находились в конфликте с научно-исследовательской организацией DHARMA Initiative, которая появилась на острове в 1970-х гг. и прекратила своё существование в 1990-х гг.
При подготовке к демонстрации сериала для русскоязычной аудитории было решено отойти от прямого перевода оригинального названия «Lost» («Потерянные» или «Пропавшие») и дать название «Остаться в живых», которое одобрили создатели сериала. Перед выходом 2-го сезона Первый канал провёл рекламную кампанию с ведущими актёрами проекта и использованием логотипа канала. В дальнейшем помимо Первого канала сериал транслировали каналы ТНТ, AXN Sci-Fi и ТВ-3.
Особенности сериала
Сериал известен своей техникой повествования, которое сопровождается многочисленными флешбэками из жизни разных персонажей: пассажиров рейса 815 до его крушения, Других, из истории DHARMA Initiative и её сотрудников; флешфорвардами о жизни спасённой «шестёрки Oceanic», вставками из альтернативной реальности, описанием путешествия во времени, а также клиффхэнгерами – финалами сезонов, которые обрываются в самый интригующий момент.
Сериал «Остаться в живых» стал одним из самых массовых по актёрскому составу. Среди главных персонажей – пассажиры центральной части самолёта: доктор Джек Шепард (М. Фокс) – лидер выживших пассажиров, протагонист сериала; Кейт Остин (Э. Лилли) – беглая преступница и объект романтического интереса главного героя; мошенник Джеймс Форд, или Сойер (Дж. Холлоуэй); один из самых загадочных персонажей – Джон Локк (Т. О’Куинн), который, будучи прикованным к инвалидному креслу, на острове вновь обретает способность ходить; Хьюго Рeйeса, или Хёрли (Х. Гарсиа), на остров привели мистические числа (4, 8, 15, 16, 23, 42), благодаря которым он выиграл крупную сумму в лотерею, но которые считает источником всех бед; бывший офицер Республиканской гвардии Ирака Саид Джарр (Н. Эндрюс); супружеская пара Джин и Сун Квон (Д. Дэ Ким и Ким Юнджин соответственно).
К числу основных действующих лиц принадлежат и Другие: лидер отряда Бенджамин Лайнус (М. Эмерсон); медик Джульет Бёрк (Э. Митчелл), завербованная Другими для решения проблемы фертильности на острове. Всего в сериале задействовано по меньшей мере 28 человек основного актёрского состава и около 120 исполнителей второстепенных ролей.
Критика и влияние
Сериал «Остаться в живых» приобрёл культовый статус и имел колоссальный коммерческий успех, принеся известность создателям и актёрам. Однако многие были разочарованы его финалом, а шоураннеров обвинили в пробелах в сценарии, скомканном сюжете и отсутствии ответов на множество загадок, которые так волновали зрителей. Некоторые утверждали, что часть сюжетных ходов бессмысленны и экстравагантны. Тем не менее сериал привлёк многомиллионную аудиторию.
Критики отмечали революционность проекта для телевидения 2000-х гг. в силу ряда отличительных черт сериала: 1) большие производственные затраты – ранее эфирные многосерийные телесериалы не отличались масштабными бюджетами и визуальными эффектами; 2) мистическая природа изображаемых событий, вдохновляющая создателей множества последующих проектов; 3) сочетание ансамблевого принципа повествования с сольным – целые эпизоды посвящены отдельным персонажам и их историям; 4) высокая вертикальная связность сюжета, при которой пропуск одной серии чреват провалом в понимании всего сериала (Sharp. 2020).
Автор книги «Революция по телевидению: от "Баффи" до "Во все тяжкие" – люди и сериалы, навсегда изменившие теледраму» (Sepinwall. 2013) А. Сепинуол отмечал, что сама история создания сериала абсурдна и противоречит законам создания телешоу, а всё, что делалось, с большей вероятностью привело бы к полному провалу, но обернулось ошеломляющим успехом. Нестандартно было уже то, что идея сериала исходила не от писателей и сценаристов, а от руководителя телесети Л. Брауна, который вдохновился приключенческой драмой «Изгой» («Cast Away», 2000, режиссёр Р. Земекис) и реалити-шоу «Выживший» («Survivor») (Sepinwall. 2013. P. 90).
Сериал удостоился множества наград: премии «Эмми» в номинации «Лучший драматический сериал» (2005); пяти премий «Сатурн» в номинации «Лучший телесериал, созданный для телетрансляции» (2005, 2006, 2008, 2009, 2010) и двух – в номинации «Лучшее DVD-издание телевизионного фильма/сериала» (2006, 2010); премий Гильдии актёров в номинации «Лучший актёрский состав драматического сериала» (2006) и «Золотой глобус» в номинации «Лучший драматический сериал» (2006).
Актёрские работы также неоднократно отмечались наградами: Т. О’Куинн получил премии «Сатурн» (2005) и «Эмми» (2007) за лучшую мужскую роль второго плана в драматическом сериале; Дж. Холлоуэй – премию «Сатурн» в номинации «Лучший телеактёр» в 2010 г.; М. Фокс – дважды премию «Сатурн» в качестве лучшего киноактёра (2006, 2008); М. Эмерсон – премии «Сатурн» (2008) и «Эмми» (2009) за лучшую мужскую роль второго плана. Э. Митчелл одержала победу в номинации «Лучшая телеактриса второго плана» премии «Сатурн» в 2008 г.
Влияние проекта на индустрию кино и сериалов прослеживается поныне. В качестве примеров влияния шоу на последующие феномены популярной культуры можно отметить сериалы «Это мы» («This Is Us», 2016–2022) с его запутанной временной структурой и «В лучшем мире» («The Good Place», 2016–2020) с оригинальной концепцией, относительно которой сценарист М. Шур советовался с шоураннером «Остаться в живых» Д. Линделофом. Преемственность прослеживается и в маркетинговой стратегии компании Amazon для сериала «Переправа» («The Crossing», 2018): «от сети, которая подарила вам "Остаться в живых"». А структура фильма «Мстители: Финал» («Avengers: Endgame», 2019; режиссёры Э. Руссо, Дж. Руссо) воспроизводит 4-й сезон сериала «Остаться в живых» (Heritage. 2018).