Bethesda Softworks
Bethesda Softworks, американская компания-разработчик и издатель видеоигр. Франшизы Bethesda Softworks включают широкий ассортимент ролевых, гоночных и спортивных игр, а также шутеров и симуляторов. Наибольшую известность компании принесла игровая серия «The Elder Scrolls», а также продолжения франшиз «Fallout», «Doom», «Wolfenstein». Bethesda Softworks также известна изданием игр на основе популярных кинофраншиз: «Терминатор» («Terminator»), «Звёздный Путь» («Star Trek») и «Пираты Карибского моря» («Pirates of the Caribbean»).
Bethesda Softworks была основана в 1986 г. К. Уивером в г. Бетесда (штат Мэриленд). Её история началась с футбольного симулятора «Amiga Gridiron!». Созданный компанией движок, благодаря которому игра получила сложную физику, привлёк внимание издателя компании Electronic Arts. Руководство Electronic Arts предложило Bethesda Softworks стать партнёром в разработке серии футбольных симуляторов «John Madden Football», однако Bethesda сделала выбор в пользу ролевых игр (role-playing game, RPG). Компания ещё несколько лет создавала хоккейные и баскетбольный симуляторы, позже регулярно дополняла каталог серией экшенов на основе франшизы «Терминатор». В 1994 г. она представила свою первую ролевую игру с открытым миром «The Elder Scrolls: Arena».
История
«The Elder Scrolls: Arena» состояла из 400 разнородных пространств, организующих на момент издания самую обширную виртуальную вселенную. В игре можно было создать персонажа из 18 предложенных классов, свободно исследовать территории и делать магические заклинания на базе предусмотренных опций. Несмотря на новшества, особенно интерактивные бои от первого лица, «The Elder Scrolls» получила плохие отзывы. Причиной тому стало её «беспощадное отношение» к новым игрокам, часто умиравшим на начальных этапах игры. Тем не менее «The Elder Scrolls: Arena» приобрела культовый статус, сформировав целую нишу для RPG-игр на рынке.
В 1996 г. компания выпустила продолжение игры – «The Elder Scrolls II: Daggerfall». Для работы над ней К. Уивер привлёк коллег из международной научно-исследовательской фирмы Media Technology Limiter, которую основал вместе с членами Architecture Machine Group из Массачусетского технологического университета. Они создали новый движок XnGine, который позволил многократно увеличить игровое пространство (до 257 тыс. км2, 15 тыс. поселений и 75 тыс. игровых персонажей). Из-за большого количества ошибок (ограниченное количество текстур и объектов) игра получила массу негативных отзывов. Это не помешало ей получить ещё более широкую популярность у геймеров.
В 1997 г. компания решила выпустить дополнение «The Elder Scrolls Legends: Battlespire», встроив в него основу для многопользовательского режима. Однако игра встретила сопротивление фанатов, что привело к провалу продаж. Через год Bethesda рискнула издать версию 2-й части – «The Elder Scrolls Adventures: Redguard». Действие игры разворачивалось примерно за 400 лет до событий в «The Elder Scrolls: Arena». Она была разработана на том же движке XnGine, но приобрела новую перспективу благодаря виду от 3-го лица. К игре прилагалось руководство пользователя под названием «Карманный путеводитель по Империи», ставшее на 2021 г. самым читаемым произведением игровой литературы.
После успеха 2-го дополнения Bethesda начала разрабатывать 3-ю часть – «The Elder Scrolls Legends III: Morrowind». Однако компания столкнулась с финансовыми и кадровыми ограничениями. В результате в 2001 г. Bethesda была поглощена ZeniMax Media Incorporated. Перед этим ZeniMax приобрела также Media Technology Limited, соучредителем которой был К. Уивер. После череды сделок ZeniMax произвела реструктуризацию, в результате которой Bethesda Softworks сосредоточилась на издании игр, а для их разработки было создано подразделение Bethesda Game Studios, которое возглавили Э. Ченг и Т. Говард.
Новое поколение игр
В 2000–2010 гг. Bethesda выпустила игры серии «Fallout», «Pirates of the Caribbean», «IHRA Drag Racing», а также единичные игры WET и «Rogue Warrior». Всем этим релизам предшествовал успех «The Elder Scrolls Legends III: Morrowind», всё же изданной в 2002 г. Третья часть создавалась на движке NetImmerse, который вывел графику на иной уровень. Новая версия позволяла геймерам игнорировать центральную сюжетную линию и самостоятельно выбирать траекторию игрового процесса. Став большим хитом, игра спасла компанию от окончательной потери аудитории и обеспечила ей вход в сегмент игровых приставок Xbox. За ней в 2006 г. последовала «The Elder Scrolls IV: Oblivion», выстроенная на том же движке, что и предыдущая версия, но с использованием расширенных функций Havok, Speedtree и FaceGen SDK. Они улучшили графику, однако привнесли в игровой процесс недостатки. Получив смешанные отзывы, игра произвела на фанатов серии хорошее впечатление.
В 2004 г., желая усилить экспансию на рынок ролевых игр, Bethesda приобрела франшизу «Fallout» у компании Interplay Productions. Полностью выкупить авторские права на эту серию игр Bethesda смогла только в 2007 г. «Fallout» – игра с открытым миром, действие которой происходит на опустошённой ядерной войной территории США, где царят жестокость и бесправие. Поскольку она представляет цивилизационную катастрофу, игра выдержана в ретрофутуристическом стиле. «Fallout 3» был выпущен в октябре 2008 г., а в течение следующего года появилось 5 пакетов дополнений к игре. В сентябре 2009 г. Bethesda подала иск против Interplay, которая разрабатывала многопользовательскую онлайн-версию «Fallout». По итогам судебных разбирательств Bethesda прекратила финансирование проекта, а Interplay была вынуждена отказаться от работы над ним. Благодаря успеху сиквела «Fallout» через год компания анонсировала релиз «Fallout: New Vegas», разработанный компанией Obsidian Entertainment, который разошёлся по всему миру 12-миллионным тиражом.
В июне 2009 г. материнская компания Bethesda – ZeniMax Media – приобрела ещё одного разработчика компьютерных игр – id Software. Издание всех игр, написанных на новом движке id Tech 5, было поручено Bethesda Softworks. Это стало началом 3-го поколения игр компании. С 2010 г. она выпустила и внесла свой вклад в серии «Doom», «Wolfenstein», «The Evil Within», «Prey», «Hunted», «Brink». В 2011 г. состоялся релиз «The Elder Scrolls V: Skyrim» (в течение следующих 6 лет вышло 10 дополнений, включая «The Elder Scrolls Online»), в 2015 г. – «Fallout 4», а в 2018 г. – «Fallout 76».
В большинстве игр Bethesda допущено много ошибок. Наиболее качественными продуктами компании являются франшизы «Doom», «Wolfenstein» и «Fallout». Регулярное обращение к другим разработчикам игр не позволяет Bethesda замкнуться в собственных идеях. Стремление к постоянной доработке продуктов помогает компании сохранять статус высокобюджетных игр.
В сентябре 2020 г. Bethesda Softworks объявила о том, что её материнскую компанию ZeniMax Media собирается приобрести Microsoft. В 2021 г. компания была приобретена Microsoft.