Казан Элиа
Каза́н Эли́а (Elia Kazan; настоящие имя и фамилия Илиас Казантзулу, греч. Ηλίας Καζαντζόγλου) (7.9.1909, Константинополь, ныне Стамбул – 28.9.2003, Нью-Йорк), американский режиссёр.
Родился в семье греков, в 1913 г. эмигрировавших в США. Учился на факультете драмы Йельского университета.
С 1932 г. актёр и помощник менеджера в «Груп театр» (Нью-Йорк). С 1935 г. режиссёр этого театра.
В конце 1930-х гг. поставил несколько документальных короткометражных фильмов. Первый игровой фильм «Дерево растёт в Бруклине» (1945), как и последующие – «Джентльменское соглашение» (премия «Оскар» за лучшую режиссуру и лучший игровой фильм, 1947), «Бумеранг» (оба – 1947), «Пинки» (1949), «Паника на улицах» (1950; «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля, 1950) – отмечены вниманием к острым социальным проблемам (антисемитизм, коррупция в судебной системе, расизм, рост преступности), достоверностью атмосферы и некоторой театральностью.
В конце 1940-х гг. вместе с Л. Страсбергом возглавил в Нью-Йорке Актёрскую студию, где на основе переосмысления системы Станиславского выросла плеяда звёзд американского кино 1950-х гг.: М. Брандо, Дж. Дин, П. Ньюмен, Р. Стайгер и др.
В это же время стал ведущим режиссёром Бродвея, осуществив постановки пьес Т. Уильямса («Стеклянный зверинец», 1945; «Трамвай "Желание"», 1947–1949; «Орфей спускается в Ад», 1957) и др.
В киноверсии «Трамвай "Желание"» (1951; специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля, 1951) впервые обратился к теме, ставшей центральной в его творчестве, – победе плотского над духовным.
Разрыв с левой идеологией и антикоммунизм Казана предопределили его сотрудничество с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности в годы маккартизма, что привело к противостоянию либеральному Голливуду.
В своих последующих работах Казан мрачно и талантливо демонстрирует как неизбежность, так и бесполезность борьбы за социальную справедливость. Лучшие фильмы 1950-х гг. («Да здравствует Сапата!», 1952, – о Мексиканской революции; «В порту», 1954, – о коррупции в профсоюзах, Premio Leone di San Marco Венецианского кинофестиваля, 1954; премия «Оскар» за лучшую режиссуру, 1954; «К востоку от рая», 1955, – о конфликте отцов и детей, приз Каннского кинофестиваля за лучший драматический фильм, 1955) демонстрируют крах романтического идеализма и победу инстинктов. В фильме «Лицо в толпе» (1957) Казан предупреждал об угрожающем наступлении телевидения, превращающего массы в игрушку политических авантюристов.
Пессимистический взгляд режиссёра на историю, прогресс и человека ярче всего выражен в фильме «Америка, Америка» (по собственному сценарию – о судьбе его деда, переехавшего в США; 1963; «Золотая раковина» Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне,1964).
Блестящие актёрские ансамбли, доведённая до натурализма живая проработка фона и атмосферы действия, запоминающиеся в своей противоречивости персонажи ставят работы Казана 1950-х и начала 1960-х гг. в число лучших достижений американского кино, несмотря на театральность и традиционность киноязыка.
В 1960-е гг. ставил в различных театрах пьесы Т. Уильямса, Р. Андерсона, У. Инджа, А. Миллера, был одним из директоров репертуарного театра при Линкольнском центре исполнительских искусств.
Автор романов, в том числе «Сделка» («The Arrangement», 1967, одноимённый фильм – 1969) и «Убийцы» («Assasins», 1972).
В 1972 г. вышел фильм «Посетители», где Казан снова обратился к социальной проблеме – моральной деградации участников войны во Вьетнаме. Завершающий творчество режиссёра фильм «Последний магнат» (по Ф. С. Фицджеральду, 1976) не имел успеха прежних работ.
Почётный «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля (1996), почётная премия «Оскар» (1998).