Мода (явление культуры)
Мо́да, кратковременное господство или популярность каких-либо вкусов, прежде всего в одежде; периодическая смена образцов культуры, массового сознания и поведения. Мода присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности – в оформлении внешности человека, его телесного Я и непосредственной среды его обитания (интерьер, бытовые вещи), а также в искусстве, архитектуре, экономике, политике, науке, речевом поведении и т. д. Будучи сложным многоаспектным явлением, мода служит объектом изучения различных наук – истории культуры, социологии, психологии, экономической науки, социальной антропологии, эстетики, семиотики и др.
Мода – давний объект интереса мыслителей и исследователей. Отмечалась роль моды в подражании элитарным слоям (А. Смит), основанном, по Г. Спенсеру, на стремлении различных классов продемонстрировать своё равенство с этими слоями. Согласно Г. Тарду, в отличие от обычая – подражания предкам, мода – это подражание современникам. Г. Зиммель связывал развитие моды с динамикой классового общества: демонстрируемое высшими классами отличие от низших посредством внешних, хорошо различимых признаков сопровождается постоянной сменой этих признаков (введением новых мод), по мере того как низшие классы овладевают этими признаками в своём стремлении к достижению более высокого статуса (позднее этот процесс был назван «эффектом просачивания вниз» – trickle-down effect). Исследовалась роль моды в фиксации и размывании признаков высокого социального статуса в капиталистическом обществе (Э. Гобло, «Барьер и уравнивание», «La Barrière et le niveau», 1925), в идентификации и самовыражении личности (Э. Сепир), изучались многообразные связи моды с социальной стратификацией (работы П. Лазарсфельда, Э. Каца, Р. Кёнига и др.). Существуют попытки психоаналитического (Э. Берглер и др.) и структуралистского (Р. Барт и др.) объяснения феномена моды.
Г. Блумер, рассматривавший моду как средство внедрения новых социокультурных форм и адаптации к ним в изменяющемся мире, выделил две фазы в процессе формирования моды – инновацию (предложение различных соперничающих между собой культурных образцов) и коллективный отбор, в результате которого социально одобренный образец становится общепринятой нормой. В работах Ж. Бодрийяра функционирование моды трактуется в связи с мифологией современного массового потребления как одно из проявлений «симуляции» и «псевдокультуры».
Развитие и функционирование моды в широких масштабах было обусловлено такими факторами, как индустриализация, возникновение массового поточного производства, усиление социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, массовой коммуникации и туризма. Важным источником инноваций моды являются традиция, художественное творчество, научные открытия, технические изобретения, создание новых материалов и т. д. Развитие моды носит циклический характер; сменяющие друг друга стандарты моды проходят стадии становления, массового распространения и упадка, выражающиеся в изменении численности их приверженцев.
Мода – одна из знаковых систем, посредством которой происходит межличностная и межгрупповая коммуникация. Она служит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту – отсюда её особое значение для молодёжи. Стандарты моды относительно легко циркулируют от одного общества к другому, от одной социальной группы к другой, испытывая при этом более или менее значительные трансформации; при этом одна и та же мода может по-разному восприниматься в различных обществах и группах.