Циммер Ханс
Ци́ммер Ханс, Ханс Флориан Циммер (нем. Hans Florian Zimmer) (род. 12.9.1957, Франкфурт-на-Майне), немецкий и американский композитор, продюсер, представляющий направление неоклассицизма и оказавший значительное влияние на киноиндустрию Голливуда и массовую культуру в целом.
Циммер родился в Германии в еврейской семье. Мать занималась музыкой, отец работал инженером. Циммер начал сочинять музыку в 4 года, а в 5 лет, после смерти отца, сочинение музыкальных композиций помогало ему справиться с утратой (Хиггинсон. 2015). За исключением уроков фортепиано в детстве, Циммер не получил полноценного музыкального образования, но самостоятельно осваивал игру на разных инструментах и основы работы с электронной музыкой.
В подростковом возрасте переехал в Великобританию, где учился в школе-пансионе «Хертвуд-Хаус» в г. Доркинг. Циммер играл на клавишных инструментах в таких группах, как The Buggles и Helden (совместный проект с У. Канном из группы Ultravox), осваивая различные жанры от фолк-музыки до панк-рока.
В то же время Х. Циммера в молодости привлекала академическая музыка, в частности один из её представителей – Э. Морриконе (Zimmer. 2020). Благодаря музыке Морриконе к фильму «Однажды на Диком Западе» («C'era una volta il West», 1968, режиссёр С. Леоне) Циммер осознал, что хочет работать в киноидустрии (Zimmer. 2020).
В Лондоне познакомился с композитором и дирижёром С. Майерсом, который научил Циммера основам оркестровой музыки, звукозаписи и рассказал об особенностях работы с музыкой к кино. Майерс предложил Циммеру совместную работу над саундтреком к фильму «Лунное сияние» («Moonlight», 1982, режиссёр Е. Сколимовский).
После успеха в совместном проекте с Майерсом Циммер начал работать над дебютным сольным проектом – саундтреком к фильму «Разделённый мир» («A World Apart», 1988, режиссёр К. Менгес). В 1988 г. был номинирован на премию «Оскар» за музыку к фильму «Человек дождя» («Rain Man», 1988, режиссёр Б. Левинсон). Позднее, в 1990-х гг., Циммер начал пробовать себя в роли наставника, заметив таланты таких композиторов, как М. Манчина, Г. Грегсон-Уильямс, Дж. Пауэлл и К. Бадельт.
В 1989 г. Циммер вместе с Дж. Рифкиным создал собственную студию по производству музыки для кинофильмов и компьютерных игр – Media Ventures Entertainment Group, впоследствии переименованную в Remote Control Productions. С этого времени Циммер писал в среднем по 6 саундтреков в год. С компанией стали сотрудничать композиторы С. Бартон, Т. Чу, Дж. Дули, Д. Харпер, Н. Феникс и др. Свою работу в киноиндустрии в рамках Remote Control Productions Циммер продолжил в сотрудничестве с Л. Балфом и Дж. Пауэллом.
Самым большим успехом в карьере Циммера стал саундтрек к анимационному фильму «Король Лев» («The Lion King», 1994, режиссёры Р. Аллерс и Р. Минкофф). Картина получила 5 наград: премию «Оскар» в номинациях «Лучшая песня» и «Лучший оригинальный саундтрек», премию «Грэмми» в двух номинациях («Лучший аккомпанемент», «Лучший музыкальный альбом для детей») и премию «Золотой глобус» в номинации «Лучшая музыка к фильму». Позднее композитор признавался, что не планировал браться за проект, считая его «типичным бродвейским мюзиклом» от Disney (Хиггинсон. 2015). Циммер решил взяться за работу благодаря своей дочери от 1-го брака, которую он хотел порадовать музыкой в мультфильме (Хиггинсон. 2015).
Циммер создавал партитуры для голливудских блокбастеров, включая фильмы «Чёрный ястреб» («Black Hawk Down», 2001, режиссёр Р. Скотт), «Гладиатор» («Gladiator», 2000, режиссёр Р. Скотт), «Последний самурай» («The Last Samurai», 2003, режиссёр Э. Цвик), «Код да Винчи» («The Da Vinci Code», 2006, режиссёр Р. Говард), к 3 частям франшизы «Пираты Карибского моря» («Pirates of the Caribbean», 2006, 2007, 2011), к серии мультипликационных фильмов «Кунг-фу Панда» («Kung Fu Panda», 2008, 2011, 2016) и «Мадагаскар» («Madagascar», 2005, 2008, 2012) и др.
Кроме того, работая в компании Remote Control Productions, в 2000-х гг. Циммер написал музыкальные темы для компьютерных игр «Call of Duty 4: Modern Warfare 2» (2009) и «Crysis 2» (2011) и др.
В 2000-х гг. Циммер начал концертную деятельность. Музыкант выступал сольно, принимал участие в крупных музыкальных фестивалях (например, участвовал в Коачелла в 2017), выступал на кинофестивалях (например, на Гентском международном кинофестивале в 2011). В 2019 г. композитор организовал проект The World of Hans Zimmer, которым руководит и в выступлениях которого принимает участие (Онодэра. 2019). В 2022 г. состоялся тур Циммера по Европе со своей группой Hans Zimmer Live с программой из избранных композиций.
Циммер представляет неоклассицизм как направление современной музыки. Сам композитор характеризует своё творчество как «развлекательную музыку» (Хиггинсон. 2015), а основой создания композиций считает эксперименты со звучанием. Уникальность Циммера в том, что он синтезирует традиционные оркестровые аранжировки, характерные для академической музыки с техниками электронной музыки (Allison. 2019). Композитор считает, что пишет «не музыку, а программный код» (Копысов. 2017), комбинируя электронику и классические инструменты.
Характерные приёмы Циммера – постепенное затухание мелодии и цикличность мотивов. Пример – саундтрек «Time» к кинофильму «Начало» («Inception», 2010, режиссёр К. Нолан). Экспериментируя, композитор искал «новые технологии» не только в концепте звукозаписи, но и в звукоизвлечении инструментов (Zimmer. 2021).
За свою карьеру Циммер создал музыку более чем к 150 художественным картинам, был номинирован на 283 награды, из которых выиграл 158. Среди них – 12 номинаций на премию «Оскар», 15 – на премию «Золотой Глобус» и 22 – на премию «Грэмми». С 2005 г. Циммер работает с К. Ноланом, для большинства фильмов которого написал саундтреки. Плодотворным является сотрудничество Циммера с Р. Скоттом, начавшееся с совместной работы над фильмом «Гладиатор». Эти творческие коллаборации принесли Циммеру дополнительную известность.
Кроме саундтреков к фильмам «Король Лев» и «Гладиатор» (премия «Золотой глобус» в номинации «Лучшая музыка к фильму») наградами были отмечены саундтреки к фильмам Нолана: «Тёмный рыцарь» («The Dark Knight», 2009; совместно с Дж. Н. Ховардом; премия «Грэмми» в номинации «Лучший саундтрек для визуальных медиа») и «Начало» (премия «Спутник» в номинации «Лучшая музыка к фильму») и др.
Ныне Циммер является главой музыкального отдела студии DreamWorks и продолжает работать с другими композиторами в своей студии Remote Control Productions.
Композитор также сотрудничает с представителями разных музыкальных жанров. В 2016 г. он работал с электронным музыкантом Junkie XL, с которым записал саундтрек к фильму «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» («Batman v Superman: Dawn of Justice», 2016, режиссёр З. Снайдер). В 2018 г. Циммер и солист группы Imagine Dragons Д. Рейнольдс записали сингл «Skipping Stones» (2018). В том же году композитор написал музыку к Чемпионату мира по футболу 2018 г.
Композитор был дважды женат: на Вики Кэролин, с которой развёлся в 1992 г., и на Сюзанне Циммер (пара подала на развод в 2020). От 2-го брака у композитора четверо детей – Джейк, Макс, Аннабел и Бриджит. Старшая дочь от 1-го брака – Зои Циммер, ради которой он написал музыку к фильму «Король Лев», работает в модельном бизнесе.