Херрман Бернард
Хе́ррман Бе́рнард (Bernard Herrmann; настоящие имя и фамилия Максимилиан Херман, Maximillian Herman) (29.6.1911, Нью-Йорк – 24.12.1975, Лос-Анджелес), американский композитор и дирижёр.
Из зажиточной еврейской семьи эмигрантов из России, в детстве обучался игре на скрипке. Учился в Нью-Йоркском университете по классам композиции и дирижирования, в 1932–1933 гг. прослушал там курс композиции и оркестровки П. Грейнджера (университет не окончил), с 1930 г. недолго учился в Джульярдской школе (класс композиции Б. Вагенара).
В 1933 г. в Нью-Йорке организовал Новый камерный оркестр (англ. New Chamber Orchestra) из безработных музыкантов, в репертуар которого, помимо сочинений самого Херрмана, входили сочинения его друга Ч. Айвза, а также Э. Элгара и других английских композиторов. В 1936–1940 гг. сочинял музыку к радиопостановкам, в том числе О. Уэллса, с которым также сотрудничал в фильмах «Гражданин Кейн» («Citizen Kane», 1941) и «Великолепные Эмберсоны» («The magnificent Ambersons», 1942). В 1940–1951 гг. дирижировал Симфоническим оркестром CBS, с которым в прямом эфире исполнял собственную музыку и произведения других современных ему композиторов, в том числе Симфонию № 3 Дж. Ф. Малипьеро (1945) и Симфонию № 3 Ч. Айвза (1946). В 1943 г. дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром в Карнеги-холле; выступал также с другими оркестрами США и Европы.
С 1955 г. в течение 12 лет плодотворно сотрудничал как кинокомпозитор с А. Хичкоком в фильмах «Неприятности с Гарри» (1955), «Человек, который слишком много знал» (где также сыграл роль дирижёра), «Не тот человек» (оба 1956), «Головокружение» (1958), «К северу через северо-запад» (1959), «Психо» (1960), «Марни» (1964) и др. Также работал с режиссёрами Ф. Трюффо («451° по Фаренгейту», 1966; «Невеста была в чёрном», 1968), Б. Де Пальмой [«Сёстры», 1972; «Наваждение» («Obsession»), 1976], М. Скорсезе («Таксист», 1976). В отличие от многих кинокомпозиторов своего поколения Херрман не пользовался услугами штатных голливудских аранжировщиков и оркестровал свою музыку сам, эффектно применяя необычный инструментарий: терменвокс и электрифицированную скрипку [«День, когда остановилась Земля» («The day the Earth stood still»), 1951, режиссёр Р. Уайз], 5 органов («Путешествие к центру Земли», 1959, режиссёр Г. Левин), виоль д’амур («На опасной земле», 1951, режиссёр Н. Рей).
Среди сочинений в академических жанрах: опера «Грозовой перевал» («Wuthering heights», по роману Э. Бронте, 1951, поставлена в Портленде, 1982), телемюзикл «Рождественская песня» (по одноимённой повести Ч. Диккенса, телеканал CBS, 1954), кантата «Моби Дик» (1938); для оркестра – Вариации на темы спиричуэл «Deep river» и народной песни «Water boy» (1933), Симфония (1941), элегия «Павшим» («For the fallen», 1943; посвящена жертвам Второй мировой войны), сюиты из киномузыки.
Премия «Оскар» (1941, в номинации «Лучшая музыка»).
Музыка Херрмана, вошедшая в золотой фонд американской массовой культуры, широко используется в кино, рекламе, на радио и телевидении США. Так, тема из психологического триллера «Расшатанные нервы» («Twisted nerve», 1968, режиссёр Р. Боултинг) звучит в фильме К. Тарантино «Убить Билла» (1-й фильм, 2003), тема любви из фильма «Головокружение» – в фильме М. Хазанавичуса «Артист» (2011). Музыка сцены убийства из фильма «Психо» – цепь резких диссонансов, захватывающих всё более широкий диапазон, вплоть до кластера, оркестрованная для смычковых инструментов, играющих штрихом martelé (с немузыкальным призвуком), – во времена Херрмана была символом «страшной» киномузыки, однако спустя годы стала трактоваться в пародийном ключе (как в популярном американском телесериале «Друзья», сезон 5, эпизод 8; 1998).