#Художественное образование
Художественное образование
Тег

Художественное образование

Художественное образование
Найденo 12 статей
Искусство
Формы образованияФормы образования
Заграничная поездка М. И. Пучинова
Заграничная поездка М. И. Пучинова. Будучи крепостным художником семьи баронов Строгановых, М. И. Пучинов в 1752 г. был отправлен в заграничное путешествие в качестве сопровождающего с молодым А. С. Строгановым, сыном главы семейства. Маршрут сообразно схеме гран-тура 18 в. пролегал по крупнейшим городам Европы, где молодой дворянин мог учиться и знакомиться с достопримечательностями культуры и искусства. Вместе со Строгановым Пучинов посетил Берлин, Ганновер, Франкфурт-на-Майне, Страсбург (ныне Страсбур), Женеву и в конце 1754 г. оказался в Италии. В Неаполе путешественники осмотрели раскопки Геркуланума и поднялись на Везувий, где Пучинов выполнил рисунок вулкана, который А. С. Строганов отправил вместе с письмом своему отцу (Письма барона А. С. Строганова отцу из-за границы, 1752–1756 гг. 2005. С. 11–63).
Термины
Дзюку
Дзю́ку, вид частной школы в Японии. В области художественного образования дзюку – частные академии (конец 1860-х гг. – середина 20 в.), где за помесячную плату обучались приходящие студенты (в отличие от традиционной системы ученичества у художника-мастера). В современной Японии слово «дзюку» означает учебное заведение для дополнительной подготовки к поступлению в престижные средние школы или университеты; также означает негосударственную школу в области искусств, иностранных языков или спорта.
Искусство
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Российская академия художеств
Росси́йская акаде́мия худо́жеств, высшее творческо-научное учреждение России в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Учреждена в 1757 г. в Санкт-Петербурге как Академия трёх знатнейших художеств – учебное заведение и административное учреждение, регламентировавшее художественную жизнь, распределявшее заказы и присуждавшее звания. Упразднена в 1918 г. В 1932 г. создана Всероссийская академия художеств в Ленинграде, в 1947 г. преобразована в Академию художеств СССР (с президиумом в Москве), в 1992 г. – в Российскую академию художеств.
Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Здание Академии художеств на Васильевском острове, Санкт-Петербург
Общественные организации
Общество поощрения художеств
О́бщество поощре́ния худо́жеств (ОПХ), российская общественная организация. ОПХ возникло в 1820 г. в Санкт-Петербурге для оказания поддержки одарённым художникам: организовывало выставки-продажи художественных произведений, финансировало пенсионерские поездки, издавало учебные пособия и атласы для начинающих живописцев, выпускало литографические серии, альбомы и журналы. Членами и соучастниками ОПХ были меценаты, просвещённые аристократы и любители искусства, а также писатели, художники, архитекторы, музыканты и художественные критики. С 1857 г. в ведении ОПХ состояла Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих (основана в 1839), с 1870 г. – Художественно-промышленный музей. Упразднено в 1930 г.
Здание Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге
Образовательные организации
Национальная высшая школа изобразительных искусств
Национа́льная вы́сшая шко́ла изобрази́тельных иску́сств (École nationale supérieure des Beaux-Arts), художественное образовательное учреждение в Париже. Основано в 1816 г. как Королевская школа изобразительных искусств (с 1863 – Императорская). В 1870 г. переименована в Национальную специальную школу изобразительных искусств. С 1903 г. имеет современное название. Среди выпускников сотни известных художников и скульпторов. До 1968 г. также готовило архитекторов. С 1897 г. к обучению допущены женщины. Современный Дворец искусств построен в квартале Сен-Жермен-де-Пре в 1820–1829 гг. (архитектор Ф. Дюбан) и впоследствии украшен фрагментами памятников французской архитектуры (фасад замка Гайон, 16 в.; портик замка Ане, принадлежавшего Диане де Пуатье, 1548). В актовом зале «Амфитеатр» сохраняется фреска П. Делароша «Полукружие» с 75 портретами художников от античности до 17 в. (1837–1841). В 1862 г. открыт выставочный корпус.
Феликс Дюбан. Здание Национальной высшей школы изобразительных искусств, Париж. Строительство начато в 1820
Образовательные организации
Государственные свободные художественные мастерские в Москве
Государственные свободные художественные мастерские в Москве. Организованы 5 сентября 1918 г. как Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ) на основе Строгановского художественно-промышленного училища (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова) (1-е CГХМ, улица Рождественка, 11) и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (2-е СГХМ, Мясницкая улица, 21); 4 декабря 1918 г. были переименованы в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ). Созданию мастерских предшествовали студенческие волнения под лозунгом «Да здравствует свободное от политики искусство!» (март 1917) и Всероссийская конференция учащихся искусству (24 апреля 1918), на которой выдвинуто требование создания Свободной художественной школы. Перестройкой системы художественного образования занимался отдел ИЗО Наркомпроса во главе с Д. П. Штеренбергом, в состав отдела входили В. В. Кандинский, С. В. Ноаковский, И. И. Машков, О. В. Розанова, В. Е. Татлин и др. На открытии 2-х ГСХМ (13.12.1918) речь произнесли нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский, уполномоченные от 1-х ГСХМ А. В. Лентулов и от 2-х ГСХМ Машков. Машков сформулировал основной принцип работы ГСХМ: «духовная автономия каждой мастерской» (Адаскина Н. Л. Выборы преподавателей во II ГСХМ // Свободные государственные художественные мастерские. Москва, 2018. С. 57).
Скульптурная мастерская Государственных свободных художественных мастерских. 1920
Организации высшего образования
Высшая школа изящных искусств в Ханое и «курс сопротивления» То Нгок Вана
Высшая школа изящных искусств в Ханое и «курс сопротивления» То Нгок Вана. В 1925 г. в Ханое французской колониальной администрацией была открыта Высшая школа изящных искусств Индокитая (École Supérieure des Beaux-Arts de l'Indochine, EBAI) – знаковое учебное заведение, где получили образование многие прославленные мастера Вьетнама: То Нгок Ван, Нгуен Фан Тянь, Нгуен Зя Чи, Ле Фо, Фам Хау, Буй Суан Фай, Чан Ван Кан, Нгуен Кханг и др. У истоков школы стояли французский живописец Виктор Тардьё (директор в 1925–1937) и вьетнамский художник Нгуен Ван Тхо (Нам Шон).
Класс скульптуры в Высшей школе изящных искусств в Ханое. Ок. 1930
Организации высшего образования
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица
Санкт-Петербу́ргская госуда́рственная худо́жественно-промы́шленная акаде́мия и́мени А. Л. Шти́глица, высшее художественное учебное заведение в Санкт-Петербурге. Основано в 1876 г. на средства барона А. Л. Штиглица как Центральное училище технического рисования для подготовки специалистов в области художественной промышленности. Воссоздано в 1943 г. как многопрофильное учебное заведение, в 1948–1994 гг. – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (с 1953 имени В. И. Мухиной). Современное название с 1994 г., в 2007 г. возвращено имя основателя.
Максимилиан Месмахер. Здание Музея прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. 1885–1896
Термины
Подмастерье художника
Подмасте́рье худо́жника, статус завершившего этап ученичества и сдавшего ремесленный экзамен члена художественных мастерских Средних веков, Возрождения и Раннего Нового времени. Подмастерьем мог выступать как ученик мастера, так и наёмный специалист, в том числе высокой квалификации, подчиняющийся мастеру и участвующий в выполнении его заказов в качестве ассистента. В рамках цеховой системы организации ремесла, чтобы стать мастером и открыть собственную мастеркую, подмастерью требовалось выполнить образцовую работу – шедевр, уплатить вступительный взнос в кассу цеха, а также выполнить ряд других условий.
Искусство
Термины
Гильдия художников
Ги́льдия худо́жников, объединение мастеров художественных профессий (живописцев, скульпторов, мастеров книжной миниатюры, художников витражей и т. д.) в европейских городах Средневековья и Нового времени. Один из видов ремесленных гильдий (цехов). Как и у других профессиональных корпораций, целью этих объединений были регламентация профессиональной деятельности, контроль качества продукции и уровня конкуренции, защита профессиональных интересов и социальная поддержка своих членов. Регулировали также систему художественного образования. Существовали преимущественно в 13–18 вв.
Ян де Брай. Члены совета гильдии Святого Луки, Харлем. 1675
1
2