#Художественное образование
Художественное образование
Тег

Художественное образование

Художественное образование
Найденo 11 статей
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Российская академия художеств
Росси́йская акаде́мия худо́жеств, высшее творческо-научное учреждение России в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Учреждена в 1757 г. в Санкт-Петербурге как Академия трёх знатнейших художеств – учебное заведение и административное учреждение, регламентировавшее художественную жизнь, распределявшее заказы и присуждавшее звания. Упразднена в 1918 г. В 1932 г. создана Всероссийская академия художеств в Ленинграде, в 1947 г. преобразована в Академию художеств СССР (с президиумом в Москве), в 1992 г. – в Российскую академию художеств.
Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Здание Академии художеств на Васильевском острове, Санкт-Петербург
Общественные организации
Общество поощрения художеств
О́бщество поощре́ния худо́жеств (ОПХ), российская общественная организация. ОПХ возникло в 1820 г. в Санкт-Петербурге для оказания поддержки одарённым художникам: организовывало выставки-продажи художественных произведений, финансировало пенсионерские поездки, издавало учебные пособия и атласы для начинающих живописцев, выпускало литографические серии, альбомы и журналы. Членами и соучастниками ОПХ были меценаты, просвещённые аристократы и любители искусства, а также писатели, художники, архитекторы, музыканты и художественные критики. С 1857 г. в ведении ОПХ состояла Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих (основана в 1839), с 1870 г. – Художественно-промышленный музей. Упразднено в 1930 г.
Здание Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге
Образовательные организации
Национальная высшая школа изобразительных искусств
Национа́льная вы́сшая шко́ла изобрази́тельных иску́сств (École nationale supérieure des Beaux-Arts), художественное образовательное учреждение в Париже. Основано в 1816 г. как Королевская школа изобразительных искусств (с 1863 – Императорская). В 1870 г. переименована в Национальную специальную школу изобразительных искусств. С 1903 г. имеет современное название. Среди выпускников сотни известных художников и скульпторов. До 1968 г. также готовило архитекторов. С 1897 г. к обучению допущены женщины. Современный Дворец искусств построен в квартале Сен-Жермен-де-Пре в 1820–1829 гг. (архитектор Ф. Дюбан) и впоследствии украшен фрагментами памятников французской архитектуры (фасад замка Гайон, 16 в.; портик замка Ане, принадлежавшего Диане де Пуатье, 1548). В актовом зале «Амфитеатр» сохраняется фреска П. Делароша «Полукружие» с 75 портретами художников от античности до 17 в. (1837–1841). В 1862 г. открыт выставочный корпус.
Феликс Дюбан. Здание Национальной высшей школы изобразительных искусств, Париж. Строительство начато в 1820
Образовательные организации
Государственные свободные художественные мастерские в Москве
Государственные свободные художественные мастерские в Москве. Организованы 5 сентября 1918 г. как Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ) на основе Строгановского художественно-промышленного училища (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова) (1-е CГХМ, улица Рождественка, 11) и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (2-е СГХМ, Мясницкая улица, 21); 4 декабря 1918 г. были переименованы в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ). Созданию мастерских предшествовали студенческие волнения под лозунгом «Да здравствует свободное от политики искусство!» (март 1917) и Всероссийская конференция учащихся искусству (24 апреля 1918), на которой выдвинуто требование создания Свободной художественной школы. Перестройкой системы художественного образования занимался отдел ИЗО Наркомпроса во главе с Д. П. Штеренбергом, в состав отдела входили В. В. Кандинский, С. В. Ноаковский, И. И. Машков, О. В. Розанова, В. Е. Татлин и др. На открытии 2-х ГСХМ (13.12.1918) речь произнесли нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский, уполномоченные от 1-х ГСХМ А. В. Лентулов и от 2-х ГСХМ Машков. Машков сформулировал основной принцип работы ГСХМ: «духовная автономия каждой мастерской» (Адаскина Н. Л. Выборы преподавателей во II ГСХМ // Свободные государственные художественные мастерские. Москва, 2018. С. 57).
Скульптурная мастерская Государственных свободных художественных мастерских. 1920
Организации высшего образования
Высшая школа изящных искусств в Ханое и «курс сопротивления» То Нгок Вана
Высшая школа изящных искусств в Ханое и «курс сопротивления» То Нгок Вана. В 1925 г. в Ханое французской колониальной администрацией была открыта Высшая школа изящных искусств Индокитая (École Supérieure des Beaux-Arts de l'Indochine, EBAI) – знаковое учебное заведение, где получили образование многие прославленные мастера Вьетнама: То Нгок Ван, Нгуен Фан Тянь, Нгуен Зя Чи, Ле Фо, Фам Хау, Буй Суан Фай, Чан Ван Кан, Нгуен Кханг и др. У истоков школы стояли французский живописец Виктор Тардьё (директор в 1925–1937) и вьетнамский художник Нгуен Ван Тхо (Нам Шон).
Класс скульптуры в Высшей школе изящных искусств в Ханое. Ок. 1930
Организации высшего образования
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица
Санкт-Петербу́ргская госуда́рственная худо́жественно-промы́шленная акаде́мия и́мени А. Л. Шти́глица, высшее художественное учебное заведение в Санкт-Петербурге. Основано в 1876 г. на средства барона А. Л. Штиглица как Центральное училище технического рисования для подготовки специалистов в области художественной промышленности. Воссоздано в 1943 г. как многопрофильное учебное заведение, в 1948–1994 гг. – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (с 1953 имени В. И. Мухиной). Современное название с 1994 г., в 2007 г. возвращено имя основателя.
Максимилиан Месмахер. Здание Музея прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. 1885–1896
Термины
Подмастерье художника
Подмасте́рье худо́жника, статус завершившего этап ученичества и сдавшего ремесленный экзамен члена художественных мастерских Средних веков, Возрождения и Раннего Нового времени. Подмастерьем мог выступать как ученик мастера, так и наёмный специалист, в том числе высокой квалификации, подчиняющийся мастеру и участвующий в выполнении его заказов в качестве ассистента. В рамках цеховой системы организации ремесла, чтобы стать мастером и открыть собственную мастеркую, подмастерью требовалось выполнить образцовую работу – шедевр, уплатить вступительный взнос в кассу цеха, а также выполнить ряд других условий.
Искусство
Термины
Гильдия художников
Ги́льдия худо́жников, объединение мастеров художественных профессий (живописцев, скульпторов, мастеров книжной миниатюры, художников витражей и т. д.) в европейских городах Средневековья и Нового времени. Один из видов ремесленных гильдий (цехов). Как и у других профессиональных корпораций, целью этих объединений были регламентация профессиональной деятельности, контроль качества продукции и уровня конкуренции, защита профессиональных интересов и социальная поддержка своих членов. Регулировали также систему художественного образования. Существовали преимущественно в 13–18 вв.
Ян де Брай. Члены совета гильдии Святого Луки, Харлем. 1675
1
2