Лансере Николай Евгеньевич
Лансере́ Никола́й Евге́ньевич [14(26).4.1879, Санкт-Петербург – 6.5.1942, Саратов], российский архитектор, график, историк архитектуры, музейный работник.
Сын Е. А. Лансере, брат Е. Е. Лансере, З. Е. Серебряковой, внук Н. Л. Бенуа.
В 1897 и 1902 гг. совершил поездки по странам Европы. Учился в Императорской Академии художеств (1898–1904) у дяди, Л. Н. Бенуа.
Как архитектор работал в духе неоклассицизма (павильон «Петербург» на Всероссийской гигиенической выставке на Каменном острове, 1912–1913; особняки М. А. Новинской и В. А. Засецкой, 1913–1914; оба в Санкт-Петербурге), обращался также к стилизации древнерусского зодчества (проект Епархиального женского училища в Курске, 1907, совместно с А. И. Таманяном; деревянная церковь Ильи Пророка и звонница в имении Ратьковых-Рожновых «Дубки», 1913, не сохранились), модерну (проект реконструкции дома Е. В. Глушкова в Царском Селе, 1907; проект гостиницы «Паласт» для Санкт-Петербурга, 1909), стилизациям английской готики (усадебный дом Е. Е. Лансере в деревне Усть-Крестище, 1910, не сохранился), русского барокко (фасады Школы народного искусства на канале Грибоедова, 1914–1915), маньеризма и барокко (необарокко) (проект Русско-Азиатского банка, 1916), палладианству (проект виллы П. П. Регира в Ланжероне, близ Одессы, 1915–1917). Работал над интерьерами (особняк В. П. Кочубея в Царском Селе, 1913–1914) и оформлением художественных выставок в Санкт-Петербурге (Историко-художественная выставка русских портретов в Таврическом дворце, 1905; Международная выставка мебели и Международная художественно-строительная выставка, 1908; «Ломоносов и елизаветинское время», 1912, и др.).
Мастер архитектуры малых форм: метеорологический павильон на Малой Конюшенной улице (1913, восстановлен в 1997), памятник Петру I в Лодейном Поле (1910), надгробие С. С. Боткина на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (1912–1913) и др. Проектировал промышленные здания (фасады оружейного завода в Коврове, 1916).
В 1918–1922 гг. жил в Анапе и Нахичевани-на-Дону (ныне входит в Ростов-на-Дону); создал проекты вокзала для Новочеркасска (1919), жилых домов для трудящихся, исполкома и портовой чайной для Ростова-на-Дону, Народного дома для Азова (все 1920). С 1922 г. жил в Петрограде (Ленинграде, ныне Санкт-Петербург). Среди проектов в стилях неоклассицизма и конструктивизма – планировка и павильоны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ; 1922); Дворец труда и Симоновский посёлок для рабочих в Москве; планировка г. Грозный (все 1922–1923, совместно с А. А. Олем), Дворец культуры для Ростова-на-Дону (1924–1925, совместно с А. И. Дмитриевым), памятник-маяк Х. Колумбу для г. Санто-Доминго в Доминиканской Республике (1929), «Театр массового музейного действа» на 4 тыс. человек для Харькова (1930, совместно с А. И. Изосимовым); комплекс зданий Всесоюзного института экспериментальной медицины в Москве (1934–1937, совместно с другими архитекторами). Сохранились административные и цеховые корпуса завода точного машиностроения (1929–1931; с 1946 Ленполиграфмаш), жилой дом на Каменноостровском проспекте в Санкт-Петербурге (1934–1935, совместно с другими архитекторами). Работал в области книжной графики (обложки книг издательства «Мысль», 1924–1925, и др.). Создавал акварельные циклы, посвящённые Ленинграду и пригородам («Гатчина», 1924; «Пушкин», 1926; «Петергоф», 1929, и др.).
Занимался изучением русской архитектуры 18–19 вв., реставраторской (Сампсониевский собор, 1909; квартира А. С. Пушкина на Мойке, 1923), музейной и общественной деятельностью: участвовал в работе Комиссии по изучению Старого Петербурга (секретарь в 1907–1918) и организации музея при ней (ныне Музей истории Санкт-Петербурга), в создании экспозиции Летнего дворца Петра I (1925); с 1922 г. хранитель Историко-бытового отдела Русского музея.
Преподавал на Высших женских архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой (с 1913), в Политехническом институте, Высшем художественном училище декоративных искусств (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица) и др.
Арестован 2 марта 1931 г.; до 28 июня 1935 г. работал в Особом конструкторско-техническом бюро (ОКТБ-12; проект административного здания ОГПУ на Литейном проспекте, 1931–1932, совместно с А. И. Гегелло, А. А. Олем, Н. А. Троцким и др.). Вторично арестован 22 мая 1938 г. Умер в тюрьме; реабилитирован в 1957 г.
Его дочь – архитектор Н. Н. Лансере, сын – архитектор Алексей Николаевич Лансере (1916–2003).