Фельтен Юрий Матвеевич
Фе́льтен Ю́рий Матве́евич (Георг Фридрих Фельтен, Georg Friedrich Veldten) [1730, Санкт-Петербург – 2(14).6.1801, там же], российский архитектор. Профессор (1772) и директор (1789–1794) Императорской Академии художеств.
Обучался в Тюбингенском университете (во 2-й половине 1740-х гг.) и Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге (1749–1751).
Служил в Канцелярии от строений (с 1756; в 1762–1784 главный архитектор). Работал преимущественно в Санкт-Петербурге, в том числе на строительстве Зимнего дворца под руководством Б. Ф. Растрелли: по проекту Фельтена построены южный павильон Малого Эрмитажа и Висячий сад (1765–1766). Возвёл ряд гражданских сооружений в стиле раннего классицизма: Училище для мещанских девушек при Смольном институте (1765–1775), Воспитательный дом (1770-е –1780-е гг.; перестроен под здание казарм Павловского полка, 1817–1819, архитектор В. П. Стасов), Старый Эрмитаж (1771–1787) и др. Участвовал в создании гранитной Дворцовой набережной (1762–1780), планировки Сенатской площади (1770–1782), проекта застройки Дворцовой площади (1779). Совместно с архитектором П. Е. Егоровым проектировал ограду-решётку Летнего сада (1770–1784).
Выполнял проекты для пригородных императорских резиденций. В конце 1760-х – 1770-х гг. в Большом дворце в Петергофе Фельтен заново отделал часть парадных залов: Чесменский (1770–1773) и Тронный (1777–1778) залы, Белую столовую (1774–1775) и др. В Екатерининском парке Царского Села (ныне г. Пушкин) возвёл Зубовский корпус Большого (Екатерининского) дворца (1778–1784).
Автор проектов промышленных построек в окрестностях Санкт-Петербурга – гранильной фабрики в Петергофе (1777) и бумажной фабрики в Ропше (1788–1794, совместно с архитектором С. П. Берниковым).
Одним из первых в России работал в стиле неоготики: построил в этом стиле в Санкт-Петербурге Чесменский дворец (1774–1777) и Чесменскую церковь (церковь Рождества Иоанна Предтечи; 1777–1780), послужившую прообразом Никольской церкви в усадьбе Ланских в селе Посадниково Псковской губернии (ныне Псковская область; 1780-е гг.; имела неоготическую колокольню; разобрана около 1925) и Преображенской церкви в селе Красное Тверской губернии (ныне Тверская область; 1780-е –1790-е гг.). В стиле неоготики также возвёл церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове в Санкт-Петербурге (1776–1778), Готические ворота в Царском Селе (1777–1780) и другие сооружения. Использовал стили шинуазри (Скрипучая, или Китайская, беседка, 1778–1782) и тюркери (Башня-руина, 1771–1773; обе – в Царском Селе).
Создал ряд церквей: лютеранских (Святой Екатерины, 1768–1771; Святой Анны, 1775–1779; обе – в Санкт-Петербурге; Святых апостолов Петра и Павла в Выборге, 1793–1799; реконструирована в 1885) и армяно-григорианских (Святой Екатерины в Санкт-Петербурге, 1771–1779; Святого Креста в Москве, 1781–1782, разрушена в 1930-х гг.).
Участвовал в проектировании здания московского Воспитательного дома (1764–1781, совместно с архитектором К. И. Бланком).