Аврамов Михаил Петрович
Авра́мов Михаи́л Петро́вич [1681, Москва – 24.8(4.9).1752, Санкт-Петербург], российский государственный и общественный деятель, статский советник (1711), бригадир (1726). Сын священника.
Биография до 1710 г.
В 1690/1691 г. по ходатайству отца был зачислен подьячим в Посольский приказ. Участвовал в подавлении Стрелецкого восстания 1698 г. В 1699 г. включён в состав миссии А. А. Матвеева, назначенного полномочным министром (послом) в Республику Соединённых провинций (ныне Нидерланды). Состоял секретарём Матвеева до 1702 г.; параллельно обучался в Гааге типографским наукам, а также «художествам» у нидерландского живописца Г. Схалкена. Вернулся в Россию в июне 1702 г., в г. Архангельск был представлен царю Петру I. В 1702–1706 гг. продолжал службу в Посольском приказе. В 1706–1707 гг. завершил обучение в Нидерландах. Секретарь (1708–1709), дьяк Оружейной палаты (1709–1710; пожалован в дьяки 12(23) февраля 1709 «по письму» светлейшего князя А. Д. Меншикова [Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 210. Оп. 2. Д. 56. Л. 233]), занимался изданием чертежей и книг по архитектуре.
На службе в Санкт-Петербурге
Летом 1710 г. переехал в Санкт-Петербург, где возглавил организацию Оружейной канцелярии. Организатор (1711) и цейх-директор (1711–1721) первой Санкт-Петербургской правительственной типографии. В 1712 г. издал свои приветственные стихи Петру I после окончания Прутского похода 1711 г. Инициатор и составитель иллюстрированного издания «Книга Марсова…» (1713, 2-е издание в 1766), редактор-составитель газеты «Ведомости». В 1717 г. по приказу Петра I и под давлением генерала-фельдцейхмейстера Я. В. Брюса издал русский перевод сочинения Х. Гюйгенса «Книга мирозрения, или мнение о небесных глобусах», однако, считая сочинение противоречащим христианской традиции, добился у Петра I сокращения тиража (всего 30 экземпляров вместо 1,2 тыс.) и отсылки всех экземпляров в Нидерланды (тем не менее в 1724 вышло 2-е переиздание книги). К 1720 г. типография выпустила 131 издание.
После временной передачи типографии в ведение Синода, служил асессором в Берг-мануфактур коллегии (1721) и Берг-коллегии (1721–1724). Весной 1721 г. представил Петру I проект учреждения Академии «иконного и живописного художества», но не получил одобрения. В 1722 г. издал сборник гравюр «Овидиевы фигуры: в 226 изображениях». Вновь возглавлял Санкт-Петербургскую правительственную типографию вплоть до её закрытия (декабрь 1724 – 1727).
Аврамову принадлежали каменные палаты в Москве (приобрёл в 1709); полученный около 1712 г. от Петра I дом в Санкт-Петербурге, где он неоднократно принимал Петра I и Екатерину Алексеевну; село Щербина в Серпейском уезде Калужской провинции Московской губернии и мыза в Ямбургском уезде Санкт-Петербургской губернии.
С 1720-х гг. активно предлагал проекты реформ. В челобитных 1722–1726 гг., неоднократно поданных императору Петру I, а после его смерти императрице Екатерине I, предложил, в частности, ввести должность государственного адвоката (представителя правительства для решения тяжб на местах), избирать на каждую тысячу дворов т. н. директора – ответственное лицо для контроля за сбором налогов, наблюдения за нравственным состоянием подчинённых, обучения их основам грамотности.
После конфликта с архиепископом Новгородским Феодосием (Яновским), который снял и присвоил себе драгоценный оклад с чудотворной иконы Казанской Божией Матери из деревянной Казанской церкви, прихожанином которой был Аврамов, подал челобитную Петру I с обвинением в непочитании икон Феодосием, Феофаном (Прокоповичем) и Гавриилом (Бужинским) (РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Д. 770. Ч. 4. Л. 219–220).
После вступления на престол императора Петра II написал и отослал ему подносный экземпляр книги своего сочинения «О просвещении всенародном, о истинне к правосудию, о крайнем милосердии к народу», датированный 27 ноября (8 декабря) 1727 г. [Библиотека Российской академии наук. 1.5.54; Вознесенская. 2017. Это же сочинение по другому списку было в 19 в. ошибочно приписано И. Т. Посошкову историком М. П. Погодиным и напечатано в 1863 во 2-м томе сочинений последнего (Брикнер. 1874)]. В книгу вошли составленные около 1721–1723 гг. проекты Аврамова о народном просвещении и о выпуске мелкой медной монеты. В 1-й части трактата предлагалось выбирать специальных управителей для ведения переписных книг всех жителей деревень, сёл и городов Российского государства, с тем чтобы по количеству жителей печатать миллионными тиражами тетради с христианскими заповедями для бесплатной раздачи их в народе. Во 2-й части доказывалась государственная выгода от обращения мелкой медной и серебряной монеты.
Судьба М. П. Аврамова в правление Анны Ивановны
В 1730 г. подал императрице Анне Ивановне проект реформы управления «О должности, как Ея Императорскому Величеству управлять…», предусматривавший восстановление патриаршества, согласование с патриархом реформ в области церковного и гражданского управления (РГАДА. Ф. 7. Оп. 1. Д. 770. Ч. 1. Л. 8–22; не реализован). В 1730 г. в Москве сблизился с находившимся в заточении в московском Симоновом в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре архимандритом Маркеллом (Радышевским) и духовником Анны Ивановны архимандритом Троице-Сергиева монастыря Варлаамом (Высоцким). По просьбе Варлаама побуждал Маркелла сочинять полемические труды с критикой церковных реформ Феофана (Прокоповича) и Духовного регламента 1721 г. Арестован 5(16) марта 1731 г. вместе с архимандритом Маркеллом за чтение и распространение сочинений против Феофана, в январе 1732 г. сослан в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь.
В октябре 1732 г. этапирован в Санкт-Петербург; в 1732–1738 гг. состоял под следствием по обвинению в написании подмётного письма против Феофана (Прокоповича) и императрицы Анны Ивановны. По последним исследованиям, именно Аврамов является наиболее вероятным автором подмётного письма 1732 г. (Крашенинникова. 2017), однако следствие его вину не доказало. Покровительство Аврамову оказывали князь А. М. Черкасский, сенатор и глава Канцелярии тайных розыскных дел А. И. Ушаков, которые, вероятно, способствовали затягиванию следствия. Согласно приговору от 13(24) декабря 1738 г., Аврамов был обвинён в том, что в Иверском монастыре во время исповеди раскрыл тайну следствия над ним, а также посылал письма родным и знакомым; приговорён к конфискации имущества и пожизненной ссылке в г. Охотск (ныне рабочий посёлок Охотского района Хабаровского края). В 1739–1740 гг. в Охотске занимался миссионерской деятельностью и делами общественного призрения, сблизился с участником 2-й Камчатской экспедиции А. И. Чириковым. В результате конфликта с главным командиром Охотского правления Г. Г. Скорняковым-Писаревым был обвинён им в растрате и других преступлениях и 15(26) апреля 1740 г. отправлен в Якутск. Оттуда был этапирован в кандалах в Санкт-Петербург. Освобождён 3(14) марта 1741 г. по представлению А. И. Ушакова.
Вновь в Санкт-Петербурге
В 1740-х гг. продолжил работу над историей Петра I (начал её в 1710-х гг.), которая была составлена из списка правителей от князя Рюрика до императрицы Елизаветы Петровны, хронологической таблицы жизни Петра I и истории его царствования, скомпилированной из различных печатных источников последней трети 17 – 1-й четверти 18 вв. Известны 2 списка этого труда [Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Ф. 52. Оп. 114. Д. 1; Научно-исследовательский отдел рукописей Российской национальной библиотеки. F. IV. 8 (Вознесенская. 2011; Вознесенская. «История» Михайлы Аврамова. 2017)].
Около 1744 г. составил обширный трактат богословского и социально-экономического характера, получивший условное название «Челобитная императрице Елизавете Петровне». Значительную часть сочинения занимала автобиография Аврамова периода его службы Петру I, написанная в жанре литературной исповеди. Помимо рассказа о событиях, связанных с его издательской деятельностью, в ней описывались этапы его духовной эволюции, в том числе различного рода религиозные видения и откровения, характерные для жанра средневекового жития. Также в «Челобитной» были помещены полемические выступления против русских последователей лютеранства и против Духовного регламента, навеянные сочинениями Маркелла (Радышевского). В «Челобитную» Аврамов включил тексты ранее и вновь составленных проектов социально-экономического характера, среди предложений были повышение курса государственной монеты и использование полученного капитала на выкуп крестьян. Аврамов считал необходимым усиление роли Церкви в центральном и местном управлении: восстановление патриаршества и созыв собора для пересмотра церковных реформ, введение должности государственного «правдохранителя» – советника монарха, а также возложение на архиереев и священников права выдачи паспортов и контроля за нравственностью прихожан, особенно судей. Как и другие представители консервативной партии, Аврамов выступал против малороссийского и польского (по его терминологии – иноземного) влияния на Русскую Церковь и призывал избирать патриархов только из «природных» русских (великороссов). Также он предлагал завершить перевод и издание Библии, Кормчей, составить историю царствования Петра I и Елизаветы Петровны, издать закон об обязательной исповеди 4 раза в год.
21 ноября (2 декабря) 1749 г. Аврамов подал «Челобитную» императрице Елизавете Петровне. В Канцелярии тайных розыскных дел «Челобитная» была сопоставлена с челобитной отставного капитана Петра Калачёва и в связи со сходством некоторых их пунктов Аврамов был заподозрен в злом умысле на императрицу. После этого он был вызван на следствие в Канцелярию тайных розыскных дел и арестован. В результате расследования умысел Аврамова подтверждён не был, однако для предотвращения написания подобных сочинений в дальнейшем было решено заключить Аврамова в монастырь. Решение об этом в силу не вступило, т. к. Аврамов скончался, находясь в «безвестном» отделении Канцелярии тайных розыскных дел.
Был похоронен на кладбище при церкви Преображения Господня на Петербургской стороне в Санкт-Петербурге в Колтовской (ныне не существует).