Шмидт Георг Фридрих
Шмидт Гео́рг Фри́дрих (Georg Friedrich Schmidt) (24.1.1712, Шёнерлинде, близ Берлина – 25.1.1775, Берлин), немецкий гравёр и рисовальщик позднего барокко. Известен как мастер гравированного портрета, работавший преимущественно в технике резцовой гравюры, а также офорта и сухой иглы.
Сын суконщика. Посещал занятия рисунком при Прусской академии искусств (с 1727); в те же годы работал в мастерской гравёра Г. П. Буша. В 1730–1736 гг. состоял на военной службе в артиллерийском корпусе прусской армии. В 1736 г. возобновил посещения академии; на занятиях близко сошёлся с Г. В. фон Кнобельсдорфом, будущим архитектором прусского двора, который оказывал впоследствии ему дружескую поддержку и покровительство (позже Шмидт посвятил Кнобельсдорфу офорт «Мужчина в шапке», 1750).
Заручившись рекомендательным письмом прусского придворного живописца А. Пэна к советнику Королевской академии живописи и скульптуры в Париже Н. Ланкре, в июле 1737 г. Шмидт отправился во Францию для усовершенствования мастерства в компании приятеля по академии, художника-декоратора Ф. В. Хёдера; по дороге к ним присоединился гравёр из Страсбурга И. Г. Вилле, в будущем близкий друг и сотрудник Шмидта. В Париже с помощью Ланкре Шмидт устроился в мастерскую к коммерчески преуспевающему гравёру Н. де Лармессену, где выполнял гравюры на темы «галантных празднеств» («Юноши и девушки, играющие в прятки в роще», 1737, по оригиналу Ланкре; «Сцена с дамой в будуаре, держащей в руках портрет своего возлюбленного», 1738, по оригиналу Ш.-Н. Кошен Младшего), со сценами итальянской комедии дель арте, иллюстрации к басням Ж. де Лафонтена (опубликованы в Париже в 1743) и др. Спустя семь месяцев ушёл из мастерской своего наставника, воспользовавшись более выгодным предложением известного издателя М. Одьёвра. Одьёвр готовил 6-томное издание «Иллюстрированная Европа» (Dreux du Radier J.-F. L'Europe illustre, contenant l'histoire abrégée des souverains, ... en Europe. Paris, 1755–1765. – 6 T.; [2e éd.], 1777.), которое должно было включать галерею из 600 гравированных портретов знаменитых людей; Шмидт для него создал около 20 изображений.
В первые годы пребывания в Париже Шмидт исполнил одну из самых удачных своих работ – портрет молдавского господаря Константина Маврокордато по оригиналу Ж.-Э. Лиотара (Масюлионите. 2017. С. 11). В 1738 г. познакомился с влиятельным ректором Королевской академии Г. Риго, предложившим ему награвировать написанный им портрет Л. А. де Латура д’Овернь, графа д’Эврё (1739). Блестяще исполненный заказ положил начало дальнейшему сотрудничеству художников, во многом определившему успешную творческую карьеру гравёра. В Париже Шмидт обрёл популярность как один из лучших мастеров резцовой гравюры за искусность в передаче фактуры различных материалов: тончайших переливов шёлка и мягкости бархата, сложных узоров прозрачных кружев. Среди лучших произведений парижского периода – портреты Ш. де Сен-Обена, архиепископа Камбре (1741), доктора Ж.-Б. Сильвы (1742, оба – по оригиналу Риго), М.-К. де Латура (1742, по оригиналу М.-К. де Латура) и др.
30 июля 1744 г. Шмидт был принят в число членов Королевской академии в Париже за портрет П. Миньяра (1691, по оригиналу Риго), отличающийся точностью рисунка и ювелирной чёткостью моделирующих форму линий регулярной штриховки; все особенности живописного оригинала воспроизведены благодаря умелой передаче глубины светотени, объёма, фактуры материалов. Несмотря на профессиональный успех во Франции, Шмидт принял приглашение вернуться на родину от прусского короля Фридриха II Великого, обещавшего ему звание придворного гравёра.
С 8 октября 1744 г. в Берлине, где исполнял портреты короля Фридриха II (1746) и его высших сановников (С. фон Кокцеи, 1751; Г. Д. фон Арним, 1756; и др.). Живописными оригиналами Шмидту служили чаще всего работы его друга, придворного портретиста Пэна, гравированное изображение которого (1752; по живописному автопортрету А. Пэна, 1750–1751, частное собрание) также есть в наследии мастера. По собственному рисунку создал гравированный портрет писателя А. Ф. Прево (1745); признанный лучшим среди изображений писателя, он украшает большинство изданий его сочинений. Один из наиболее масштабных заказов при берлинском дворе – 32 гравюры для иллюстрирования сочинения короля Фридриха II «Исторические записки Бранденбургского дома» («Mémoires pour servir à l'histoire de la maison de Brandenbourg», 1749–1750).
В 1757 г. Шмидт отправился на пять лет в Санкт-Петербург (рекомендован Токке) по контракту для управления гравировальной палатой в Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге, а затем гравировальным классом в Академии художеств (АХ). Кроме подготовки квалифицированных русских мастеров гравировального искусства, перед Шмидтом была поставлена ещё одна не менее важная задача: перевод в гравюру парадного портрета императрицы Елизаветы Петровны (1758–1761), написанного придворным портретистом Людовика XV – Л. Токке (1758, Эрмитаж, Санкт-Петербург); эта работа стала одной из наиболее значимых в его творчестве. За время пребывания в Санкт-Петербурге исполнил ряд гравированных портретов приближённых государыни: графа М. И. Воронцова (1758; по оригиналу Токке, 1757), графа П. И. Шувалова (1760, по собственной композиции), И. И. Шувалова (1762, по рисунку Л. Ж.-Ф. Лагрене), графа К. Г. Разумовского (1762, по оригиналу Токке), а также посла Священной Римской империи в Санкт-Петербурге графа М. Эстерхази (1759, по оригиналу Токке, 1758). Сыграл важную роль в формировании российской школы гравирования: во многом благодаря деятельности Шмидта и непосредственной инициативе и участию И. И. Шувалова был создан гравировальный класс в АХ (1759).
В июле 1762 г., на два месяца раньше указанного в контракте срока (сентябрь 1762), по состоянию здоровья покинул Санкт-Петербург и вернулся в Берлин, где занял прежнее место придворного гравёра. Среди поздних произведений мастера портреты Ф. В. фон Борка (1764, по оригиналу Пэна, 1732), банкира Д. Сплитгербера (1766, по оригиналу И. М. Фальбе, 1732), принца Генриха Прусского (брата Фридриха II) (1767, по оригиналу Ш. А. Ван Лоо, 1765), учёного А. Ф. Бюшинга (1774, по оригиналу В. Эриксена, 1765).
Под влиянием творчества Рембрандта с 1750-х гг. Шмидт обращался к офорту, часто комбинируя его с техникой сухой иглы. Ориентируясь на манеру свободной, перекрёстной штриховки голландского художника и имитируя его стиль, Шмидт исполнял портретные эстампы по собственным рисункам (портрет Ф. Альгаротти, 1752; автопортрет, 1758; портрет жены Д. Л. Видебандт, 1761), а также занимался переводом в гравюру живописных произведений как самого Рембрандта («Автопортрет Рембрандта», 1753, по оригиналу «Автопортрет в бархатном берете и пальто с меховым воротником», 1634, Государственные музеи, Берлин; «Еврейская невеста», 1769, по оригиналу 1641, собрание дворца Вилянув, Варшава), так и других европейских мастеров из берлинских собраний («Два фламандских крестьянина», 1757, по оригиналу А. ван Остаде, 1667; «Дева Мария», 1763, по оригиналу Сассоферрато, 1640–1650; «Сара приводит Агарь к Аврааму», 1773, по оригиналу Х. В. Э. Дитриха, 1638). В технике офорта создавал также картуши для карт, виньетки для книг и др.
Шмидт обладал даром рисовальщика («Автопортрет» и «Портрет жены художника с книгой», цветные мелки, оба – 1752, Национальная галерея искусств, Вашингтон; Ж. О. де Ламетри, сангина, итальянский мел, 1770, Институт искусств Миннеаполиса; подготовительный рисунок к портрету М.-К. де Латура, сангина, 1772, Государственные музеи, Берлин). В Русском музее и Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств в Санкт-Петербурге хранятся 135 штудийных рисунков Шмидта, исполненные им во Франции в 1730–1740-е гг. и привезённые в Россию, где они служили образцами для копирования учениками академии.
Сохранилось небольшое число живописных портретов Шмидта: Ж. О. де Ламетри, автопортрет (оба – около 1750, Государственные музеи, Берлин).
Шмидт оставил значительный след в истории гравюры трёх стран: Германии, Франции и России. Имел учеников в Париже (Э. Фике), Берлине (Г. Д. Бергер); в России поставил обучение гравировальному делу на профессиональный уровень, воспитав плеяду мастеров (Д. Ф. Герасимов, Н. Я. Колпаков, А. А. Греков, Е. Г. Виноградов), наиболее талантливым среди которых был Е. П. Чемесов.