Томишко Антоний Осипович
Томи́шко Анто́ний О́сипович (Антоний Иосифович Томишка; Антонин Томишка, Antonín Tomíška) [6.4.1851, Гержманув-Местец, Австрийская империя, ныне Чехия – 8(21).10.1900, Санкт-Петербург], российский архитектор и педагог, профессор архитектуры 2-й степени (1888) и действительный член (1893) Императорской Академии художеств, действительный статский советник (1897). Чех по происхождению. Из рода ружейных мастеров, потомственный дворянин (с 1894).
В конце 1860-х гг. приехал в Москву (см. подробнее: Исаченко. 2010. С. 92), где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1870 г. принят на архитектурное отделение Императорской Академии художеств (ИАХ), которую в 1874 г. окончил с золотой медалью, и, перейдя в российское подданство, получил звание классного художника 1-й степени по архитектуре (1875). Отправлен в пенсионерскую поездку на четыре года (посетил Италию, Австро-Венгрию и другие европейские страны). По возвращении в 1879 г. в Санкт-Петербург удостоен звания академика архитектуры ИАХ (1879) за проект собора в византийском стиле вместимостью 3 тыс. человек.
Архитектор (начало 1880-х гг. – 1895) и заведующий технической частью (1895–1896) Главного тюремного управления Министерства юстиции, чиновник по особым поручениям 5-го класса при министре юстиции Н. В. Муравьёве (1896–1900). Одновременно ревизор по технической отчётности Контроля Министерства императорского двора и уделов (1882–1890), архитектор Высочайшего двора (1896–1900), инспектор по строительной части при Кабинете Его Императорского Величества (1899–1900).
Первой крупной постройкой стала Нижняя дача в Александринском парке для цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II (1882–1886, перестройка и расширение самим Томишко в 1895–1900; повреждена в ходе Великой Отечественной войны и взорвана в 1961), отсылающая к формам средневековой западноевропейской архитектуры, преимущественно тосканской романики.
Проектировал, в основном, здания утилитарного назначения в кирпичном стиле в Санкт-Петербурге. Самое известное сооружение Томишко – уголовная тюрьма «Кресты» (1884–1890), получившая своё название из-за крестообразного плана двух однотипных арестантских корпусов с одиночными камерами.
Вместе с ними комплекс состоит из 20 отдельно стоящих зданий, включая административный корпус с церковью. Другие реализованные проекты этого типа: Волковская богадельня (проект, 1880–1881, реализация, 1884, совместно с архитектором Ф. И. Габерцетелем), здание Училища фельдшериц и лекарских помощниц (капитальная перестройка, 1884–1885), анатомический театр и часовня при Рождественской больнице (1885), женская тюрьма (1885–1890, совместно с архитектором К. Я. Маевским), здание Александро-Мариинского училища для слепых (1887–1889), пересыльная тюрьма на берегу реки Монастырка (1891–1894, ныне на территории ОАО «НПО ЦКТИ», бывшего Центрального котлотурбинного института).
Среди воплощённых проектов – также жилые дома в стиле неоренессанс: особняк А. В. Томишко, первой жены архитектора (1886, ныне Дивенская улица, 3) и доходный дом художника С. И. Садикова (1893–1894, ныне улица Репина, 4) в Санкт-Петербурге.
Остались нереализованными замысел театра в Новгороде (1881) и типовой проект для отделения Государственного банка Российской империи в уездном городе (1881).
Работал в сфере церковного строительства. В русском стиле по проекту Томишко построен храм-памятник Рождества Христова на Шипке в память воинов, павших на русско-турецкой войне 1877–1878 гг. (1885–1902, строительство остановлено через два года после начала и возобновлено лишь в 1897, проект доработан А. Н. Померанцевым, строительство продолжено под контролем инженера-строителя А. Н. Смирнова). Инициаторами проекта выступили мать военачальника М. Д. Скобелева О. Н. Скобелева и граф Н. П. Игнатьев. В композицию, в целом типичную для церквей русского стиля, добавлены открытые галереи по боковым фасадам четверика.
Томишко участвовал в первом конкурсе на проект церкви Спаса на Крови (1882) в Санкт-Петербурге: его вариант, выполненный в византийском стиле, был удостоен первой премии, однако стилистическое решение храма-памятника не удовлетворило императора Александра III, который с самого начала своего правления предпочитал русский стиль, и проект остался на бумаге.
Участник конкурсов на проект Морского собора в Кронштадте. Вариант, поданный им на второй конкурс (1898), утверждён императором Николаем II (1899), однако в 1900 г. признан неудовлетворительным и воплощён не был (разработку нового, впоследствии реализованного проекта поручили В. А. Косякову).
Томишко принимал участие в возведении Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости в стиле необарокко (проект Д. И. Гримма, 1887; строилась с 1896 под руководством Томишко и председательством Гримма, после его кончины – Томишко самостоятельно, а в 1901–1908 – Л. Н. Бенуа).
Разработал конкурсный проект памятника медицинским чинам, погибшим в русско-турецкую войну 1877–1878 гг. (проект 1881 для Велико-Тырново, вторая премия; реализован в 1882–1884 в Софии).
Преподавал в Императорской Академии художеств строительное искусство (с 1879), адъюнкт-профессор (1880–1888), затем профессор 2-й степени (до 1894). В связи с введением в действие нового устава ИАХ (1893) профессор-руководитель (наряду с Л. Н. Бенуа и А. Н. Померанцевым) мастерской архитектурного отделения (1894–1900) и ректор (1897–1898) Высшего художественного училища при ИАХ. Среди его учеников – С. В. Беляев, Д. А. Крыжановский, Ф. Ф. Горностаев, И. В. Жолтовский.
Ордена Святого Владимира 3-й степени (1894), Святого Станислава 1-й степени (1898).
Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.