Шебуев Василий Кузьмич
Шебу́ев Васи́лий Кузьми́ч (Козьмич) [2(13).4.1777, Кронштадт – 16(28) или 17(29).6.1855, Санкт-Петербург], один из ведущих российских исторических живописцев первой половины 19 в., монументалист, представитель позднего классицизма и академизма. Академик (1807), профессор (1812), ректор живописи и ваяния (1831/1832), вице-президент (1845–1846) Императорской Академии художеств.
Сын небогатого дворянина, занимавшего должность смотрителя складов Адмиралтейств-коллегии. Учился в Императорской Академии художеств (1782–1797) в классе исторической живописи у И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. По окончании в числе лучших учеников оставлен пенсионером при Академии для дальнейшего совершенствования живописной техники. В 1794 г. за рисунок с натуры и в 1797 г. за живописный этюд с натуры награждён малой и большой серебряными медалями; в 1797 г. за работу «Ной по выходе из ковчега приносит жертву Богу» (не сохранилась) – малой золотой медалью и удостоен аттестата 1-й степени на звание классного художника. Существенный опыт для Шебуева как начинающего монументалиста дала совместная работа с Г. И. Угрюмовым, С. С. Щукиным, К. Скотти и др. над оформлением интерьеров Инженерного замка (1798–1799), для которого художник написал «аллегорические фигуры на зеркалах» (не сохранились; Круглова. 1982. С. 14). В 1800 г. получил звание назначенного в академики. Среди немногих произведений раннего периода – портрет К. Е. Шебуева, отца художника (конец 1790-х – начало 1800-х гг., Русский музей, Санкт-Петербург). Пенсионер Академии в Риме (1803–1807). Созданное в период пенсионерской поездки полотно «Гадание. Автопортрет» (1805–1807, Третьяковская галерея, Москва) отмечено влиянием раннего романтизма, выраженного в повышенном внимании к неповторимой индивидуальности модели, в эмоциональной выразительности, в избранном сюжете, связанном с иррациональным и таинственным знанием.
По возвращении в числе других видных отечественных мастеров привлекался к созданию живописного убранства Казанского собора в Санкт-Петербурге (1807–1812). За эскиз росписи западной стены «Взятие Богоматери на небо» (1807, Третьяковская галерея) получил звание академика. Исполнил роспись купола «Коронование Богоматери» (погибла при частичном обрушении и реставрации купола в 1814 г.). До настоящего времени сохранились исполненные на холсте фигуры святителей, которые располагались на пилонах: Василия Великого, Григория Богослова (обе – 1811, Русский музей), Иоанна Златоуста (после 1813 г., Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург). За работы по украшению Казанского собора был награждён орденом Святого Владимира IV степени (1811).
Шебуев не остался в стороне от всеобщего увлечения отечественной историей в русле преобладавшей в 1800–1810 гг. в академических программах патриотической и национально-освободительной тематики, о чём свидетельствуют сохранившиеся рисунки («Смерть Олега», 1804; «Первое крещение российского народа при великом князе Владимире в Киеве»,1805–1806; «Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова», 1811–1813; все – Русский музей). Новаторство творческого метода Шебуева заключалось в большом внимании к работе непосредственно с натуры, зачастую приводившем к отказу от чёткого соблюдения законов построения классической композиции. Следствием этого стало ярко выраженное стремление к бытовой конкретике в исторических картинах («Подвиг новгородского купца Иголкина в Северной войне со шведами», 1839) и к точности в передаче натуры в портретах («Портрет отставного экспедитора при императорских воспитательных домах И. В. Швыкина», 1833), а также создание нескольких жанровых картин, отличающихся жизненной достоверностью (например, «Старик нищий», 1808; все: Русский музей).
Директор шпалерной мануфактуры в Санкт-Петербурге (1821–1839). Выполнял многочисленные церковные заказы и декоративные росписи; среди наиболее значительных – плафон «Вознесение Христа» для Воскресенской церкви Екатерининского дворца в Царском Селе (1820–1823, не сохранился), роспись купола конференц-зала в здании Академии художеств («Олимп, торжествующий основание Академии художеств», 1833), религиозные композиции для иконостаса церкви Святой Екатерины при Академии художеств (между 1835 и 1839 гг.; Русский музей) и для Введенской церкви лейб-гвардии Семёновского полка в Санкт-Петербурге (1840–1841; церковь разрушена в 1933).
На протяжении всей жизни вёл педагогическую деятельность; преподавал с 1798 г. в натурном классе Рисовального училища для вольноприходящих людей всех званий при Академии художеств, а с 1807 г. – в живописных классах Академии художеств. Для воспитанников Академии создал атлас «Антропометрия» (Санкт-Петербург, 1831) – пособие по анатомии, куда вошло множество гравюр по его рисункам, созданным за пенсионерские годы в Италии в анатомическом театре и с классических статуй. Среди учеников были такие значительные мастера исторической живописи, как Ф. А. Бруни, П. В. Басин, П. И. Соколов.