Парфенон
Парфено́н (Παρθενών, от греч. παρθένος – дева), древнегреческий храм на афинском Акрополе, памятник высокой классики. Посвящён богине Афине Парфенос (Афине Деве).
Возведён в ходе нового строительства на Акрополе во 2-й половине 5 в. до н. э., начатого Периклом. Здание храма построено из пентелийского мрамора в 447–438 гг. до н. э., работа над скульптурным оформлением продолжалась до 432 г. до н. э. На основании античных источников (Страбон, Павсаний, Плутарх и др.) современные исследователи приписывают ключевую идею проекта скульптору Фидию, зодчему Иктину – детальное архитектурное решение, Калликрату – организацию строительных работ. Хотя Парфенон – периптер (30,88×69,51 м) дорического ордера, он также содержит черты ионического ордера. Так, внешняя колоннада храма имела 8×17 колонн (а не 6×13, как было принято для дорики; высота каждой 10,43 м), что делало целлу достаточно просторной, чтобы разместить в её восточной части («гекатомпедоне») хрисоэлефантинную статую Афины Парфенос работы Фидия (поставлена в 438 до н. э.; не сохранилась), окружённую с трёх сторон 2-ярусной дорической колоннадой. Также к ионическим элементам относятся фриз (зофор) на внешней стороне целлы, амфипростильные портики из 6 дорических колонн на её торцах вместо традиционных двух колонн в антах, 4 ионические колонны в собственно «парфеноне» (помещении в западной части целлы, где хранились государственная казна и сокровища святилища). В Парфеноне по сравнению с другими древнегреческими храмами использовано необычно много оптических поправок (например, отклонение оси внешних колонн в сторону целлы) и курватур (незначительных искривлений поверхностей), призванных компенсировать искажения при зрительном восприятии.
Скульптурное оформление Парфенона, выполненное Фидием и группой скульпторов под его руководством, включало композиции на фронтонах (на восточном – миф о рождении Афины, на западном – спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой), метопы дорического фриза над внешней колоннадой (на восточной стороне были изображены сцены гигантомахии, на западной – амазономахии, на южной – борьбы лапифов и кентавров, на северной – Троянской войны), фриз на внешней стороне целлы с изображением процессии праздника Великих Панафиней.
В 5 или 6 вв. н. э. Парфенон был превращён в церковь, в 1458 г., после захвата Афин турками, – в мечеть, но оставался почти в первозданном состоянии вплоть до 1687 г., когда во время осады города венецианцами взорвался устроенный в Парфеноне пороховой склад и храм превратился в руины. К началу 19 в. сохранилась примерно половина его скульптурного убранства, половину от которого в 1801–1805 гг. с разрешения турецких властей британский посол в Османской империи Т. Брюс, граф Элгин, демонтировал и вывез в Лондон, где они были приобретены Британским музеем и выставлены там с 1816 г. (т. н. мраморы Элгина). Большинство других скульптурных элементов находится на месте или хранится в Новом музее Акрополя (при перемещении в музей их заменяют гипсовыми копиями). Отдельные фрагменты находятся в Лувре, Ватиканских музеях и др.
Тонкая продуманность архитектурного решения, его тесная связь с уникальным по качеству скульптурным оформлением позволяет считать Парфенон одним из высших достижений древнегреческого зодчества, ставшим образцом для архитектуры последующих эпох.
Парфенон включён в список Всемирного наследия в составе объекта афинский Акрополь.