Орловский Борис Иванович
Орло́вский Бори́с Ива́нович (настоящая фамилия Смирнов) [1792 (по другим данным, 1796 или 1797), село Столбецкое Мценского уезда Орловской губернии, ныне Покровский район Орловской области – 16(28).12.1837, Санкт-Петербург], российский скульптор, академик (1831) и профессор (1836) Императорской Академии художеств.
Сын крепостного крестьянина. Работал в скульптурных мастерских С. П. Кампиони в Москве (1809–1818) и А. Трискорни в Санкт-Петербурге (1818–1822). Перевёл в мрамор бюст императора Александра I работы И. П. Мартоса для здания Биржи в Санкт-Петербурге (1821–1822, Эрмитаж, Санкт-Петербург); за эту работу, представленную императрице в 1822 г. при содействии Мартоса и А. Н. Оленина, освобождён от крепостной зависимости и определён в Императорскую Академию художеств, где учился у Мартоса (1822).
В 1823–1829 гг. пенсионер Академии художеств в Риме, работал под руководством Б. Торвальдсена. Влияние Торвальдсена особенно ощутимо в ранних работах Орловского на античные темы: «Парис» (гипс, 1824, переведён в мрамор С. И. Гальбергом в 1838), «Фавн, играющий на сиринге» (гипс, 1824–1825, переведён в мрамор автором, закончен Гальбергом в 1838), «Фавн и вакханка» (гипс, 1826–1827, группа переведена в мрамор в 1837; все – в Русском музее). Исполнял также портретные бюсты (архитектора Х. Ф. Мейера, гипс, 1835, ГРМ).
В лучших произведениях Орловского зрелого периода (преимущественно монументальная скульптура на героические национальные темы) портретность изображений сочетается с величавой строгостью классицистических форм (памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором в Санкт-Петербурге, бронза, 1829–1836, открыты в 1837). Творчеству Орловского свойствен романтический интерес к национальной истории («Ян Усмарь, останавливающий разъярённого быка», бронза, 1831–1836; отлив 1911, ГРМ); его работы порой не лишены патетики (бронзовая фигура ангела, венчающая Александровскую колонну на Дворцовой площади, 1832–1834; скульптурное убранство Московских триумфальных ворот, 1835–1837; все – в Санкт-Петербурге).
Преподавал в Императорской Академии художеств с 1831 г.