Назначенный в академики Императорской Академии художеств
Назна́ченный в акаде́мики Импера́торской Акаде́мии худо́жеств (предназначенный, т. е. готовящийся, в академики; с 1830 также кандидат в академики), в последней трети 18 – 1-й трети 19 вв. низшее звание Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, затем, в конце 1-й трети – 2-й трети 19 в., одно из её званий, занявшее место между академиком и неклассным, или свободным, художником, аналогичное по статусу званию классного художника.
Установлено уставом Академии художеств, утверждённым 4(15) ноября 1764 г. императрицей Екатериной II. Присуждалось за отлично выполненные произведения искусства скульпторам, художникам и гравёрам и за архитектурный проект – архитекторам, а также после 1830 г. лицам, имевшим звание неклассного художника [не ранее чем через 4 года после его получения, согласно Прибавлению к уставу Академии художеств 1764, утверждённому 19(31) декабря 1830 императором Николаем I]. Присваивалось Собранием Академии художеств большинством голосов, с 1831 г. – решением Совета Академии художеств, утверждавшимся академическим Собранием. Дополнительными статьями к Уставу 1764 г., утверждёнными 22 октября (3 ноября) 1802 г. императором Александром I, могло даваться в качестве поощрения её выпускникам, открывшим в провинции школы художеств.
Впервые присуждено 23 декабря 1766 г. (3 января 1767); первые обладатели – скульптор М.-А. Колло, гравёры А. (А. Я.) Радиг и Н. Я. Колпаков. Первоначально присваивалось большинству выпускников Академии художеств, прошедших стажировку за границей, впервые 1(12) сентября 1768 г. – архитектору И. Е. Старову. Среди других обладателей звания – архитекторы М. Г. Березин (1784), А. Д. Захаров (1786/1787), братья Андрей А. Михайлов и Александр А. Михайлов (оба – 1799), В. П. Стасов (1808), Александр А. Тон (1820), М. Д. Быковский (1829), А. И. Штакеншнейдер (1832); живописцы Д. Г. Левицкий (1769), П. Г. Жарков (1770), Г. И. Серебряков (1774), С. Ф. Щедрин (1776), П. И. Соколов, И. А. Акимов (оба – 1778), М. М. Иванов (1779), С. С. Щукин (1786/1787), Ф. Я. Алексеев, В. Л. Боровиковский, Г. И. Угрюмов (все три – 1794), И. Б. Лампи Младший, В. П. Причетников (оба – 1795), В. К. Шебуев (1800), А. Г. Венецианов (февраль/март 1811), В. А. Тропинин (1823), К. П. Беггров, Н. Г. Чернецов (оба – 1831), Т. А. Нефф (1832), Ф. А. фон Моллер (1837), С. К. Зарянко, В. И. Гау (оба – 1842), П. А. Федотов (май 1848; избран из ученика Академии); скульпторы Ф. И. Шубин (1773), А. М. Иванов (1776), И. П. Мартос (1778); гравёры Дж. Уокер (1786/1787), А. Г. Ухтомский (1800), С. Ф. Галактионов (1806), Н. И. Уткин (1810), К. А. Зеленцов (1830), Т. Г. Шевченко (1859).
Являлось обязательным при желании стать академиком для молодых, подающих надежды художников, Академию художеств не оканчивавших, а также для её выпускников – формально для всех до 1830 г. (однако в ряде случаев особо отличившиеся выпускники, имевшие статус пенсионера Академии, возводились в академики, минуя данное звание: например, Е. О. Скотников в 1809, А. Г. Варнек в 1810, О. А. Кипренский в 1812), после 1830 г. для менее успешной части – неклассных художников. Не давая ни членства в Академии художеств, ни каких-либо иных преимуществ своему обладателю, имело целью подготовку его к получению звания академика: первоначально срок на выполнение программного задания никак не оговаривался, затем решением Собрания Академии художеств от 24 сентября (5 октября) 1772 г. он ограничен 5 годами (с возможностью пролонгации); на практике срок мог варьироваться: так, избранные в один день – М.-А. Колло и А. Радиг – пребывали в звании неделю и почти 28 лет соответственно.
Упразднено уставом Академии художеств, утверждённым 30 августа (11 сентября) 1859 г. императором Александром II. В последний раз, однако, присвоено 2(14) сентября 1860 г. портретисту Ф. Ф. Шведе (за автопортрет) и мастеру геральдического искусства А. А. Фадееву (Фаддееву) (за жанровую акварель).
Объяснение термина «назначенный в академики» через понятие «ассоциированный член» Академии художеств, встречающееся в литературе, является некорректной модернизацией, искажающей суть явления.