Гроот Иоганн Фридрих
Гро́от Иога́нн Фри́дрих (Johann Friedrich Grooth; Иван Фёдорович Грот) [27.4.1717, крещён 29.4.1717, Штутгарт – 6(17).2.1800, Санкт-Петербург; по другим источникам, Царское Село Санкт-Петербургской губернии, ныне г. Пушкин в составе Санкт-Петербурга], немецкий и российский живописец-анималист, педагог. Академик (1765), советник (1766), почётный вольный общник (1774) Императорской Академии художеств (ИАХ). Преимущественно работал в Санкт-Петербурге.
Второй сын Иоганна Кристофа Гроота (1687–1764; от первого брака с Катариной Елизаветой Гроот), придворного живописца герцогов Вюртембергских и хранителя картинной галереи в Людвигсбурге (столица герцогства Вюртемберг, ныне Баден-Вюртемберг, Германия). Брат портретиста Георга Кристофа Гроота. И. К. Гроот и четыре его сына от двух браков составили династию живописцев, каждый из которых имел свою специализацию. Отец был первым наставником сыновьям в художественном ремесле.
В начале 1740-х гг. И. Ф. Гроот обучался в Академии изящных искусств в Вене. В 1743 г. Г. К. Гроот, укрепивший своё положение при Императорском дворе, получил «из немецкой земли от отца» несколько «изрядных картин» (цит. по: Братья Гроот. 2017. С. 141). Среди них – полотно «Битая дичь» (1743, Русский музей, Санкт-Петербург; далее – ГРМ) кисти брата. Образец его мастерства получил высочайшее одобрение, и в 1747 г. И. Ф. Гроот прибыл в Санкт-Петербург.
Зачислен 15(26) декабря 1748 г. в придворный штат с годовым жалованьем 1500 руб., «вместе с "квартирными" и деньгами на другие нужды», в целом оклад составил 1660 руб. Контракт был заключён на 3 года, в течение которых мастер должен «исправлять живописное мастерство, что принадлежит к написанию картин до охоты касающихся… со всяким прилежным и тщательным радением» (цит. по: Братья Гроот. 2017. С. 141).
В феврале 1749 г. Гроот приступил к выполнению заказа по украшению предназначенного для отдыха после охоты павильона Монбижу (архитектор Б. Ф. Растрелли, не сохранился) в Царском Селе. Количество полотен, размеры и формы рам определил архитектор С. И. Чевакинский. Живописные композиции покрывали не только простенки центрального зала, но и купол, паруса и плафон. Всего было написано 43 произведения, последние завершены в 1762 г.
В декабре 1748 г. к живописцу Грооту были определены для обучения «живописной зверской науке» рисовальные ученики Шпалерной мануфактуры И. С. Шилкин и А. Шерстнев. Художник обязался «показать своё искусство не сокрытно» и «время праздностию не терял». Шерстнев, которого Гроот характеризовал как «доброго мастера в науке весьма понятного», находился при нём в течение 10 лет. За это время он писал «охотные картины, исправлял в Царском Селе во зверинец живописные работы». Шилкин, который себя также «в науке живописного мастерства весьма искусным показал», проработал у Гроота гораздо меньше: в декабре 1752 г. он «впал в меланхолическую болезнь» и был отправлен на лечение (цит. по: Братья Гроот. 2017. С. 141).
Серия работ Гроота для павильона Монбижу стала уникальным явлением в развитии анималистического жанра в России. Она состоит из четырёх сюжетных групп: натюрмортов с битой дичью, изображений зверей и птиц в естественной среде обитания, животных в клетках-менажах, борьбы зверей в дикой природе. В ряде полотен представлены простые сценки из повседневной жизни на природе: «Бобры под берёзой» (1757), «Уголок болота» (1759; обе – Государственный музей-заповедник «Царское Село», Пушкин). Выделяются сюжеты, представляющие жизнь птичьих дворов: «Куриное семейство» (1767, Государственный музей-заповедник «Гатчина»), «Голубь, кормящий голубят» (1773), «Наседка с цыплятами» (1781; обе – Государственный музей-заповедник «Петергоф»). Некоторые монументальные изображения сравнимы с парадными портретами: «Пеликан» (1753, Государственный музей-заповедник «Царское Село»), «Леопард с ягнёнком» (1757) и «Белый павлин» (1784; оба – ГРМ).
В 1762 г. принят в состав членов Академии художеств за картину «Орёл, терзающий тетерева» (местонахождение неизвестно). В день инаугурации ИАХ (1765) получил почётный диплом академика одновременно с русскими живописцами Ф. С. Рокотовым, Г. И. Козловым, И. С. Саблуковым и К. И. Головачевским. В 1775 г. по невыясненным причинам покинул академию.
В 1763–1775 гг. возглавлял вновь образованный класс «живописи зверей и птиц» в Академии художеств. На посту руководителя класса Гроота сменил его ученик – К. Ф. Кнаппе. Среди других его учеников – М. М. Иванов, П. Н. Афанасьев, А. В. Долинский и И. М. Курапцов.
В поздний период творчества практически все придворные заказы И. Ф. Гроота за него исполнял сын Якоб Гроот (годы жизни неизвестны).
Художественное наследие анималиста насчитывает свыше 100 произведений. Разнообразные по сюжетам (натюрморты с битой дичью, охотничьи сценки, «портреты» отдельных особей) и незаурядные по живописным качествам, произведения И. Ф. Гроота при его жизни обрели популярность. Поэтому он сам неоднократно их повторял и варьировал, работы мастера охотно копировались учениками академического класса и служили образцами для подражания другим художникам.
Сохранился написанный Е. Д. Камеженковым портрет И. Ф. Гроота (1788, ГРМ).