#Художественная жизнь
Художественная жизнь
Тег

Художественная жизнь

Художественная жизнь
Найденo 19 статей
Творческие союзы, ассоциации, объединения
А. А. Иванов и Н. В. Гоголь в Риме
А. А. Иванов и Н. В. Гоголь в Риме. Живописец А. А. Иванов, живший в Риме с 1831 г. как пенсионер Общества поощрения художников, познакомился здесь с Н. В. Гоголем в 1838 г. Благодаря широкому кругу знакомств в Вечном городе, в том числе и в аристократической среде, Гоголь оказывал Иванову разного рода содействие, отстаивал право художника на увеличение срока пребывания в Риме и финансирование его работы. Так, в 1847 г. с этими целями он опубликовал статью «Исторический живописец Иванов» в сборнике «Выбранные места из переписки с друзьями». Знаком их дружбы стал небольшой портрет Гоголя, написанный Ивановым в 1841 г. (принадлежал В. А. Жуковскому; ныне – Русский музей, Санкт-Петербург) и затем повторённый автором (предназначался М. П. Погодину; ныне – Всероссийский музей А. С. Пушкина, Москва). Портретные наброски Гоголя встречаются и в альбомах рисунков Иванова.
Виктор Прибыловский. Гоголь в мастерской Иванова в Риме. Эскиз. 1946
Жилые сооружения
«Красный дом» в Новогирееве
«Кра́сный дом» в Новогире́еве (Дом художников), жилой дом с мастерскими художников в посёлке Новогиреево (ныне район Перово г. Москва). В середине 1930-х гг. Московский городской совет (Моссовет) выделил художникам В. А. Фаворскому, И. С. Ефимову, Л. А. Кардашову участок для строительства жилого дома и мастерских. К 1939 г. по их собственному проекту был построен «Красный дом». Своё название он получил благодаря неоштукатуренным фасадам из красного кирпича. На 1-м этаже дома находились мастерские, на 2-м и мансардном этажах – квартиры.
«Красный дом» в посёлке Новогиреево (ныне район Перово), Москва. 1939. Архитекторы: Владимир Фаворский, Иван Ефимов, Лев Кардашов
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Российская академия художеств
Росси́йская акаде́мия худо́жеств, высшее творческо-научное учреждение России в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Учреждена в 1757 г. в Санкт-Петербурге как Академия трёх знатнейших художеств – учебное заведение и административное учреждение, регламентировавшее художественную жизнь, распределявшее заказы и присуждавшее звания. Упразднена в 1918 г. В 1932 г. создана Всероссийская академия художеств в Ленинграде, в 1947 г. преобразована в Академию художеств СССР (с президиумом в Москве), в 1992 г. – в Российскую академию художеств.
Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Здание Академии художеств на Васильевском острове, Санкт-Петербург
Термины
Эстимейт
Эстиме́йт (от англ. estimate – оценка) на аукционных торгах – предварительная оценка стоимости предмета продажи (произведения искусства). Отражает ожидания продавца и является условным ценовым ориентиром на торгах. Как правило, эстимейт выражается ценовым диапазоном и рассчитывается экспертами исходя из рыночной стоимости аналогичных предметов, индивидуальных особенностей конкретного аукционного лота, предполагаемой стратегии продаж. Цена предмета при продаже может существенно отличаться от эстимейта как в бо́льшую, так и в меньшую сторону.
Перед аукционом. Конец 19 – 1-я четверть 20 вв. Гравюра по картине Карла Шпильтера
Общественные организации
Общество поощрения художеств
О́бщество поощре́ния худо́жеств (ОПХ), российская общественная организация. ОПХ возникло в 1820 г. в Санкт-Петербурге для оказания поддержки одарённым художникам: организовывало выставки-продажи художественных произведений, финансировало пенсионерские поездки, издавало учебные пособия и атласы для начинающих живописцев, выпускало литографические серии, альбомы и журналы. Членами и соучастниками ОПХ были меценаты, просвещённые аристократы и любители искусства, а также писатели, художники, архитекторы, музыканты и художественные критики. С 1857 г. в ведении ОПХ состояла Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих (основана в 1839), с 1870 г. – Художественно-промышленный музей. Упразднено в 1930 г.
Здание Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге
Творческие союзы, ассоциации, объединения
«Розовый салон» Марианны Верёвкиной
«Ро́зовый сало́н» Мариа́нны Верёвкиной, художественный и литературный клуб, устроенный М. В. Верёвкиной в их с А. Г. Явленским мюнхенской квартире (по улице Гизелештрасе, дом 23). Существовал приблизительно с 1896 по 1900-е гг. Верёвкина выступала как организатор и теоретик сообщества. В салоне обсуждались актуальные тенденции в культуре и искусстве, проходили лекции о современной живописи, новаторских приёмах в ней и других проблемах художественного творчества. Участниками клуба были сокурсники Явленского из школы А. Ажбе (В. В. Кандинский, Г. Мюнтер, Ф. Марк, А. Макке), его посещали В. А. Серов, В. Э. Борисов-Мусатов, С. П. Дягилев, А. П. Павлова и др. В «Розовом салоне» родилась идея Нового объединения художников Мюнхена, ставшего предвестником объединения «Синий всадник».
Эрма Босси. Портрет мадам Верёвкиной. Ок. 1910
Термины
Fin de siècle
Fin de siècle (с франц. буквально – конец века), понятие, обозначающее определённое мироощущение в западной культуре рубежа 19–20 вв.: упаднические настроения, пренебрежение общественной жизнью и моралью. Появилось в конце 1880-х гг. во французской литературной среде, с 1890-х гг. широко использовалось критиками и другими деятелями искусства и культуры Франции, а затем и других стран. Первоначально обозначало тревожное ожидание конца 19 в. как поворотного момента в истории, напряжённое предчувствие катастрофы (которое «оправдалось» с началом Первой мировой войны), ощущение кризиса европейской культуры и цивилизации в целом (отразилось в философском труде «Закат Европы» О. Шпенглера). Для литературы (Ш. Бодлер, О. Уайльд), изобразительного искусства (О. Бёрдсли, А. де Тулуз-Лотрек), музыки (А. Н. Скрябин) было характерно стремление к эстетизации предметов и явлений окружающего мира, подчёркнутая рафинированность и эскапизм. Понятие fin de siecle имеет общие эстетические основания с декадансом и символизмом, его аспекты нашли отражение в произведениях стиля модерн, повлияли на становление модернизма. Используется также для обозначения сходных настроений в творческой среде Серебряного века.
Обри Бёрдсли. Павлинья юбка. 1893. Иллюстрация к пьесе «Саломея» Оскара Уайльда
Образовательные организации
Государственные свободные художественные мастерские в Москве
Государственные свободные художественные мастерские в Москве. Организованы 5 сентября 1918 г. как Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ) на основе Строгановского художественно-промышленного училища (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова) (1-е CГХМ, улица Рождественка, 11) и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (2-е СГХМ, Мясницкая улица, 21); 4 декабря 1918 г. были переименованы в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ). Созданию мастерских предшествовали студенческие волнения под лозунгом «Да здравствует свободное от политики искусство!» (март 1917) и Всероссийская конференция учащихся искусству (24 апреля 1918), на которой выдвинуто требование создания Свободной художественной школы. Перестройкой системы художественного образования занимался отдел ИЗО Наркомпроса во главе с Д. П. Штеренбергом, в состав отдела входили В. В. Кандинский, С. В. Ноаковский, И. И. Машков, О. В. Розанова, В. Е. Татлин и др. На открытии 2-х ГСХМ (13.12.1918) речь произнесли нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский, уполномоченные от 1-х ГСХМ А. В. Лентулов и от 2-х ГСХМ Машков. Машков сформулировал основной принцип работы ГСХМ: «духовная автономия каждой мастерской» (Адаскина Н. Л. Выборы преподавателей во II ГСХМ // Свободные государственные художественные мастерские. Москва, 2018. С. 57).
Скульптурная мастерская Государственных свободных художественных мастерских. 1920
1
2