Производственная цепочка
Произво́дственная цепо́чка, процесс, в ходе которого сырьё или промежуточные товары преобразовываются в продукты конечного потребления. Включает в себя все этапы создания продукции и её сбыта конечному потребителю. Переработка сырья или промежуточных товаров в продукты конечного потребления происходит с помощью применения различных факторов производства (например, труда, капитала, земли и др.).
Звенья производственной цепочки
Производственная цепочка состоит из нескольких звеньев. Например, для производства автомобилей необходимо изготовить их комплектующие (корпус, двигатель, шины и др.) и скомпоновать составляющие элементы. Определённые этапы производственной цепочки могут осуществляться как внутри компании, производящей конечный продукт, так и вне её: предприятие, производящее автомобили, может либо самостоятельно производить корпуса автомобилей (англ. in-house production), либо покупать их у внешнего поставщика. В первом случае производители промежуточного и конечного товаров вертикально интегрированы (англ. vertical integration), в то время как во втором – рассматриваемые производители вертикально сепарированы (разделены; англ. vertical separation).
Производственная цепочка в экономике отраслевых рынков
В экономике отраслевых рынков существуют теории, по-разному объясняющие решение о вертикальной интеграции или сепарации между производителем конечного и поставщиком промежуточного продуктов.
Технологическая теория
Согласно технологической теории, поставщик промежуточного товара и производитель конечного продукта могут предпочитать вертикально интегрироваться и функционировать в рамках одного и того же предприятия, а не как отдельные фирмы, если вертикальная интеграция позволяет им сэкономить на издержках производства за счёт эффекта охвата (англ. economies of scope) (Tirole. 1988). Например, в случае вертикальной интеграции производители промежуточного и конечного продуктов могут иметь общие маркетинговые и финансовые отделы. В свою очередь, при вертикальной сепарации производители промежуточного и конечного товара функционируют как отдельные предприятия.
Теория рыночной власти
Согласно теории рыночной власти, владельцы звеньев производственной цепочки (например, производители промежуточного и конечного продуктов) могут решить интегрироваться вертикально (и таким образом стать единым предприятием) в целях повышения власти на рынке промежуточного или конечного товаров (Tirole. 1988; Belleflamme. 2015).
Один из механизмов наращивания рыночной власти может быть представлен следующим примером. Если компании А и В конкурируют на рынке конечного товара, а фирма С является поставщиком промежуточного продукта, тогда вертикальная интеграция между А и С может ограничить доступ предприятия-конкурента на рынке конечного продукта (В) к промежуточному продукту, поставляемому С. В случае если на рынке отсутствуют подходящие заменители продукта, производимого С, то интеграция А и С может способствовать росту рыночной власти и прибыли компании А (по сравнению с ситуацией, в которой А и С действуют как отдельные предприятия).
Теория трансакционных издержек. Подход, основанный на правах собственности
Согласно теории трансакционных издержек и подхода, основанного на правах собственности (англ. transaction costs-property rights approach), производители звеньев производственной цепочки могут предпочесть вертикально интегрироваться из-за неполноты контрактов (англ. contract incompleteness) и возможного оппортунистического поведения (англ. opportunistic behavior) сторон. Это объясняется тем, что вследствие ограниченной рациональности (англ. bounded rationality) экономических агентов все возможные обстоятельства не могут быть прогнозируемы. Более того, даже если обстоятельства можно было бы предвидеть, то из-за высоких трансакционных издержек их было бы сложно описать в рамках контракта.
Таким образом, ограниченная рациональность и трансакционные издержки приводят к тому, что контракты оказываются неполными: они не описывают все возможные обстоятельства и чёткие действия сторон. Неполнота контрактов открывает возможности для оппортунистического поведения. Это создаёт риски для агентов, вступающих в контрактные отношения. Вместо контрактных отношений компании могут предпочесть интеграцию (слияние) (Tirole. 1988). Теоретические исследования О. Харта и других экономистов о правах собственности дополняют трансакционную теорию О. И. Уильямсона и подчёркивают тот факт, что недостаточно противопоставлять лишь сценарии вертикальной интеграции (где звенья производственной цепочки принадлежат одной и той же компании) и вертикальной сепарации (разделения; где эти звенья принадлежат разным экономическим единицам и действуют в рамках разных предприятий). За исключением этих сценариев случай вертикальной интеграции должен быть разделён на подсценарии, в которых имеет значение то, как происходит вертикальная интеграция: компания А купила компанию С или компания С приобрела компанию А (см. пример выше). Данные сценарии (кто именно приобрёл другое предприятие) непосредственно влияют на остаточные права собственности (англ. residual rights of control) (Hart. 1989; Hart. 1990).
Экономические эффекты производственной цепочки
Способ функционирования звеньев производственной цепочки (а именно как части одной или же нескольких компаний) может влиять на уровень издержек компаний, их рыночную власть и риски, с которыми сталкиваются рассматриваемые предприятия. В результате равновесные цены конечного продукта и излишки различных участников рынка (например, производителей и потребителей) зависят от того, интегрированы звенья производственной цепочки или нет.
Тем не менее вертикальная сепарация звеньев производственной цепочки может приводить к различным исходам с точки зрения цен продуктов, объёмов продаж, уровня инвестиций в улучшение качества продукции и благосостояния различных стейкхолдеров. Конкретное положение зависит от контрактных условий взаимодействующих звеньев производственной цепочки. Например, разделяются экономические эффекты и последствия в ситуации линейных и двухчастных (англ. two-part tariff) тарифов между производителями или поставщиками промежуточного и конечного товаров.
При линейном тарифе каждая единица промежуточного товара и/или услуги покупается производителем конечного продукта по неизменной цене. При двухчастном тарифе, помимо стоимости каждой единицы промежуточного товара, производитель конечного продукта платит фиксированную цену за возможность приобретать продукт у поставщика. Размер данной фиксированной величины не зависит от количества приобретённых единиц промежуточного продукта. Двухчастные тарифы мотивируют покупателя приобретать большее количество единиц, поскольку при наращивании объёма покупки фиксированная компонента тарифа распределяется на большее количество единиц, в результате чего средняя стоимость единицы продукта падает. Как правило, линейные тарифы между производителями промежуточного и конечного продуктов приводят к более высокой потребительской цене, нежели двухчастные тарифы между производителями продуктов на различных этапах производственной цепочки (Tirole. 1988).
Другими примерами вертикальных контрактных ограничений (англ. vertical restraints) между производителями промежуточного и конечного продуктов являются эксклюзивные сделки (англ. exclusive dealing) и территории (англ. exclusive territories). В случае ограничений типа «эксклюзивная сделка» поставщик лимитирует в правах покупателей своего продукта в вопросах взаимодействия покупателя с альтернативными поставщиками. Контрактные ограничения типа «эксклюзивные территории» гарантируют, что лишь одна фирма будет являться поставщиком рассматриваемого продукта на заданной в контракте территории. Введение таких вертикальных ограничений может увеличить рыночную власть сторон, заключающих соглашение (Rey. 1995).
На экономическое равновесие и благосостояние различных стейкхолдеров влияет не только то, принадлежат ли различные этапы производственной цепочки одной и той же фирме, но и контрактные условия и ограничения между производителями или поставщиками промежуточного и конечного продуктов. В 21 в. достаточно распространены глобальные производственные цепочки, при которых различные этапы производственного процесса располагаются в разных странах.