Оборонно-промышленный комплекс
Оборо́нно-промы́шленный ко́мплекс (ОПК), сектор экономики Российской Федерации (РФ), включающий отрасли, объединения, научно-исследовательские организации, конструкторские бюро и производственные предприятия, созданные для проведения исследований, разработки, производства, ремонта и утилизации вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), а также органы управления военно-экономической сферой. Структуры аналогичного назначения иностранных государств принято называть военно-промышленным комплексом.
ОПК традиционно является наиболее наукоёмким и высокотехнологичным сектором отечественной экономики и в этом качестве играет ключевую роль в модернизации её гражданских секторов (в том числе путём диверсификации, конверсии и поставок продукции двойного назначения), а также в обеспечении конкурентных преимуществ российской продукции. ОПК является одним из наиболее важных источников поступления финансовых средств в бюджет РФ за счёт осуществления внешнеэкономической деятельности.
Структура ОПК и специфика его отраслей
В структуру ОПК РФ входят:
федеральные органы исполнительной власти, которые уполномочены осуществлять выработку государственной политики в области развития ОПК, а также обеспечивать нормативно-правовое регулирование отношений в соответствующих отраслях ОПК;
государственные корпорации, созданные в соответствии с законодательством РФ, реализующие государственную политику в области развития ОПК и обеспечивающие управление организациями ОПК, входящими в их состав, а также управление активами организаций ОПК, переданными им в установленном порядке;
интегрированные структуры ОПК, государственные научные центры ОПК, а также организации ОПК, не вошедшие в интегрированные структуры ОПК, составляющие в целом экономически обоснованный и организационно оформленный многопрофильный научно-производственный комплекс.
Основными отраслями ОПК являются отрасли, традиционно ориентированные на выпуск ВВСТ: авиационная промышленность; промышленность обычных вооружений; промышленность боеприпасов и специальной химии; радиоэлектронная промышленность (включает в себя радиопромышленность, промышленность средств связи и электронную промышленность); судостроительная промышленность; ракетно-космическая промышленность. Кроме того, в сводный реестр организаций ОПК включены также организации, подведомственные и находящиеся в сфере ведения государственной корпорации «Росатом» и Министерства обороны РФ.
Вышеназванная группа отраслей имеет определённую специфику, которая проявляется в следующих особенностях предприятий и организаций ОПК, отличающих их от всех прочих структур, действующих в рыночной среде:
заказчиком продукции ОПК, как правило, является государство, при этом часть продукции ОПК создаётся и реализуется в рамках программ военно-технического сотрудничества (ВТС) с дружественными государствами;
к продукции ОПК (а также к используемым при её создании комплектующим и материалам) предъявляются повышенные требования, обеспечивающие её эффективное целевое применение в особых условиях эксплуатации;
продукция ОПК, её комплектующие, материалы, а также экспериментальное, производственное и эксплуатационное оборудование отличаются высокой сложностью и стоимостью;
проекты, реализуемые на предприятиях ОПК, как правило, характеризуют долгосрочность и высокую капиталоёмкость;
предприятия ОПК и структуры, входящие в систему их кооперации, отличаются монополизацией и высоким уровнем специализации;
для обеспечения надлежащего уровня защиты национальных интересов со стороны государства вводятся специальные ограничения на обмен и передачу информации между различными структурами, как взаимодействующими в рамках ОПК, так и привлекаемыми к сотрудничеству (кооперации) с ними.
Государственная политика в области развития ОПК
Государственная политика в области развития ОПК представляет собой совокупность скоординированных политических, правовых, технологических, экономических, социальных и информационных мер по развитию ОПК, осуществляемых органами государственной власти во взаимодействии со всеми структурами и организациями ОПК.
Ключевым приоритетом государственной политики в области развития ОПК является его глубокая модернизация, основанная на развитии научно-технического, производственно-технологического, инновационного, интеллектуального и кадрового потенциалов при повышении инвестиционной привлекательности оборонных предприятий для создания высокотехнологичной продукции военного, двойного и гражданского назначения.
Основные принципы государственной политики в области развития ОПК:
соблюдение законодательства РФ и международных договоров РФ;
обеспечение соответствия уровня научно-технической и производственно-технологической базы ОПК растущим потребностям Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в оснащении современными видами ВВСТ;
государственное регулирование деятельности организаций ОПК, поддержка инновационного развития ОПК, улучшение его кадрового и интеллектуального потенциалов, постоянный мониторинг состояния и развития ОПК;
рациональное сочетание масштабов и форм государственного участия в развитии ОПК, эффективное использование механизмов государственно-частного партнёрства;
многофункциональность ОПК, обеспечивающая решение оборонных и социально-экономических задач, углубление военно-гражданской интеграции;
согласованность федеральных и региональных интересов, приоритет федеральных интересов при решении вопросов функционирования и развития ОПК, участие регионов в обеспечении загрузки свободных производственных мощностей организаций ОПК за счёт региональных заказов и сохранение рабочих мест в организациях ОПК, совместное решение социальных проблем трудовых коллективов организаций ОПК;
организационное и функциональное единство ОПК.
Реализация целей и задач государственной политики в области развития ОПК с начала 2000-х гг. осуществляется путём последовательного выполнения нескольких федеральных целевых программ. С 2016 г. государственные приоритеты стратегического развития ОПК закреплены в соответствующей государственной программе (ГП) Правительства РФ «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Первоначальная редакция документа предполагала реализацию ГП до 2020 г. С учётом изменений в стране и мире постановлением от 8 февраля 2019 г. Правительство России продлило действие программы до 2027 г. Новый, уточнённый текст государственной программы был утверждён постановлением Правительства России 28 декабря 2021 г. Эти программные документы определили приоритеты и цели государственной политики в развитии ОПК.
Цели и задачи ГП «Развитие оборонно-промышленного комплекса»
Цели:
обеспечение реализации государственной программы вооружения (ГПВ) и выпуска конкурентоспособной на мировом и внутреннем рынках высокотехнологичной продукции;
обеспечение устойчивого функционирования и развития ОПК.
Задачи:
сохранение и развитие базовых и критических технологий, необходимых для реализации ГПВ и ВТС;
формирование конкурентоспособного облика ОПК, включающего крупные научно-производственные интегрированные структуры;
создание производственных мощностей для обеспечения серийного производства приоритетных ВВСТ, предусмотренных ГПВ и планами ВТС;
ликвидация кризисных явлений в ОПК;
развитие кадрового потенциала ОПК;
повышение качества продукции ОПК;
развитие экспортного потенциала ОПК.
Стратегические приоритеты развития ОПК
Стратегическими приоритетами, достижение которых непосредственно связано с развитием ОПК, в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», являются оборона страны, экономическая безопасность и научно-технологическое развитие.
Для достижения указанных приоритетов особое внимание уделяется решению следующих задач:
обеспечение технологической независимости ОПК, его инновационное развитие, сохранение лидерства в разработке и производстве новых (перспективных) образцов, комплексов и систем ВВСТ;
модернизация производственной базы ОПК, увеличение объёмов выпускаемой им высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения;
устранение диспропорций на рынке труда, преодоление дефицита научных, инженерных и рабочих кадров, повышение уровня их профессиональной подготовки;
обеспечение эффективного обмена знаниями и технологиями между оборонным и гражданским секторами экономики.
Развитие информационных технологий, автоматизация процессов и внедрение цифровых инструментов решающим образом влияют на техническое перевооружение предприятий и организаций ОПК.