Биологическое оружие
Биологи́ческое ору́жие (бактериологическое оружие), оружие массового поражения, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов, способных размножаться в живых организмах и вызывать различные массовые заболевания людей, животных, заражение окружающей среды, продовольствия, воды и иных материальных объектов. К биологическим средствам относят патогенные (болезнетворные) микроорганизмы: бактерии, вирусы, риккетсии, грибы и токсические продукты их жизнедеятельности, используемые с помощью живых заражённых переносчиков заболеваний (насекомых, грызунов и др.) или в виде суспензий и порошков в боеприпасах, приборах. Производятся также микробы, повреждающие растения, с целью уничтожения пищевых злаковых культур. Наиболее смертоносные бактериальные средства вызывают эпидемии чумы, холеры, брюшного тифа, столбняка, сапа. Бактериальные средства могут применяться в жидком и сухом виде. Биологическое оружие включает снаряжённые бактериальными средствами боеприпасы (боевые части ракет, кассеты и контейнеры, выливные и распыляющие приборы, авиабомбы, снаряды ствольной и реактивной артиллерии и др.) и несущие их средства доставки (ракеты, самолёты, аэростаты, подводные и надводные корабли, артиллерийские орудия и др.). Изучались следующие способы возможного массового поражения людей бактериологическими средствами: заражение приземного слоя воздуха аэрозолем; рассеивание в районе цели искусственно заражённых бактериальными средствами кровососущих насекомых – переносчиков инфекционных болезней; заражение бактериальными средствами воздуха, воды и продовольствия в закрытых помещениях с помощью диверсионных средств. Биологическим оружием не являются биологические агенты, токсины либо средства их доставки, разрабатываемые, производимые, приобретаемые, сбываемые, транспортируемые и используемые в мирных целях, например профилактических или медико-защитных.
Биологическое оружие оказывает сильное психологическое воздействие на человека. Наличие реальной угрозы его внезапного применения противником, как и появление в войсках и среди гражданского населения крупных вспышек и эпидемий опасных инфекционных заболеваний, вызывают страх, панические настроения, снижают боеспособность войск. Исторические факты свидетельствуют о том, что нередко именно эпидемии, а не военные неудачи решали исход отдельных сражений. Вплоть до конца 19 столетия потери от эпидемий в ходе войн значительно превышали потери, понесённые войсками непосредственно от боевых действий. Во 2-й половине 20 в. в ходе войны во Вьетнаме 1960–1975 гг. у американских интервентов от инфекционных заболеваний пострадало военнослужащих в 3 раза больше, чем они потеряли убитыми и ранеными.
Впервые биологическое оружие было использовано в Америке британскими войсками в 1763 г. против индейских племён. Главнокомандующий британскими войсками в Северной Америке генерал Джеффри Амхерст в период окончания Семилетней войны с целью уничтожения индейских племён, помогавших французам, предложил подарить индейцам во время переговоров одеяла, которыми накрывали больных натуральной оспой. Разразившаяся эпидемия «выкосила» несколько тысяч индейцев (Семененя И. Н. Биологическое оружие // Репозиторий Гродненского государственного медицинского университета). Активная систематическая разработка биологического оружия произошла на рубеже 19–20 вв. В годы Первой мировой войны кайзеровская Германия проводила диверсионное использование биологических средств (возбудителей сибирской язвы, сапа) против сельскохозяйственного скота, а также против конского состава кавалерийских и артиллерийских частей французских войск на Юго-Западном (1916) и Западном (1917) фронтах. Перед началом Второй мировой войны 1941–1945 гг. интенсивные работы по созданию и использованию биологического оружия вела Япония. В 1940–1944 гг. японская армия более 11 раз применяла биологические средства против китайских войск и мирного населения, что привело к массовой эпидемии чумы в городах и провинциях Китая. С 1941 г. в работу по созданию и возможному использованию биологических средств в военных целях включились США.
Женевский протокол 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств – основной международный документ, юридически запрещающий применение химического, биологического и токсичного оружия. Документ подписан 17 июня 1925 г. представителями 37 государств. Его действие не ограничено во времени. Участниками протокола являются 146 государств (Disarmament Treaties Database). СССР присоединился к протоколу 2 декабря 1927 г., а 5 апреля 1928 г. сдал на хранение ратификационную грамоту государству-депозитарию – Франции, сделав при его подписании две оговорки: протокол обязывает правительство СССР выполнять его положения только по отношению к государствам, которые его подписали и ратифицировали или окончательно к нему присоединились; протокол перестанет быть обязательным для правительства СССР в отношении всякого неприятельского государства, вооружённые силы, а также формальные или фактические союзники которого не будут считаться с воспрещением, составляющим предмет этого протокола. Аналогичные оговорки сделали и другие ведущие государства. Кроме того, 6 декабря 2000 г. Российской Федерацией был принят закон о снятии всех оговорок к Женевскому протоколу, ранее сделанных СССР. США, подписав протокол, ратифицировали его через 50 лет, в 1975 г., оставив за собой в одностороннем порядке право применения первыми химических средств в вооружённых конфликтах.
Женевский протокол 1925 г. поставил юридическую преграду применению химического и бактериологического оружия, но не запретил их разработку, производство и накопление. Решению этой проблемы служат Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972), а также Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1993).
В Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу (утверждены Указом Президента РФ от 11 марта 2019 г. № 97) определены содержание, цель, биологические угрозы, приоритетные направления и задачи государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности, являющейся частью системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Под содержанием государственной политики (п. 2 Указа) понимается «совокупность правовых, медико-биологических, санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, фитосанитарных, административно-организационных, военных, финансовых, коммуникационных, информационных и других мер, направленных на защиту населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, предотвращение химических и биологических угроз, создание и развитие системы мониторинга химических и биологических рисков, а также на осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области химической и биологической безопасности». Целью государственной политики является поддержание допустимого уровня риска негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду. Основными биологическими угрозами (п. 8) являются:
модификация свойств и форм патогенных биологических агентов, свойств их переносчиков, изменение мест обитания переносчиков в связи с изменением климата и в результате природных катастроф;
возможность преодоления микроорганизмами межвидовых барьеров в сочетании с возникающими под воздействием внешней среды изменениями генотипа и фенотипа организма человека, животных и растений;
появление новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами, занос редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекционных и паразитарных заболеваний, возникновение и распространение природно-очаговых инфекций, спонтанная заражённость возбудителями инфекций, возврат исчезнувших инфекций;
проектирование и создание патогенов с помощью технологий синтетической биологии;
нарушение нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных животных и растений, влекущее за собой возникновение заболеваний и их распространение;
отсутствие специфического иммунитета к отдельным инфекциям, управляемым с помощью средств специфической профилактики;
распространение антимикробной резистентности, рост эпидемиологической значимости условно-патогенных микроорганизмов, увеличение частоты заболеваний, вызываемых инфекциями, у лиц с иммунодефицитными состояниями, распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;
аварии на объектах, на которых находятся источники биологической опасности и (или) проводятся работы с патогенными биологическими агентами, а также диверсии и/или террористические акты на этих объектах;
террористические акты, связанные с использованием опасных биологических веществ;
применение биологических и иных, смежных технологий для разработки, производства и использования потенциально опасных биологических агентов в качестве биологического оружия в целях совершения диверсий и/или террористических актов;
бесконтрольное осуществление опасной техногенной деятельности, в том числе с использованием генно-инженерных технологий и технологий синтетической биологии.
В качестве приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности (п. 12) определены: мониторинг химических и биологических рисков; совершенствование нормативно-правового регулирования и государственного управления; развитие ресурсного обеспечения национальной системы химической и биологической безопасности; осуществление комплекса мероприятий по нейтрализации химических и биологических угроз, предупреждению и минимизации химических и биологических рисков, повышению защищённости населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, а также оценка эффективности указанных мероприятий.
Основными задачами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности в части, касающейся совершенствования нормативно-правового регулирования и государственного управления в этой области, являются (п. 14):
нормативно-правовое регулирование в области обеспечения химической и биологической безопасности путём принятия базовых федеральных законов о химической безопасности и о биологической безопасности, законов субъектов Российской Федерации в этой области, а также нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию указанных законов;
разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти в области обеспечения химической и биологической безопасности;
оптимизация взаимодействия и координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения химической и биологической безопасности, функционирование координационно-аналитического центра по обеспечению химической и биологической безопасности;
разработка и реализация моделей интеграции в межгосударственные и международные системы химической и биологической безопасности, отвечающие интересам Российской Федерации;
принятие мер по выполнению международных договоров Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности;
совершенствование международного сотрудничества в области химической и биологической безопасности в интересах экономического развития Российской Федерации и её дальнейшей интеграции в рамках Евразийского экономического союза, Всемирной торговой организации, Организации экономического сотрудничества и развития, других международных организаций;
участие в разработке технических регламентов Евразийского экономического союза, устанавливающих требования безопасности к химической продукции и к продукции, произведённой с использованием биотехнологий, в том числе с учётом решений и рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития по вопросам государственного регулирования в области производства, торговли и обращения химических веществ и смесей, а также применение таких регламентов;
участие в подготовке решений коллегии Евразийской экономической комиссии по вопросам об установлении порядка отнесения химических веществ к ограниченным в применении или запрещённым к применению, а также о замещении их более безопасными аналогами;
совершенствование нормативно-правового регулирования в области трансграничного перемещения генно-модифицированных организмов, присоединение Российской Федерации к Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии; к Нагойскому протоколу регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения; к Конвенции о биологическом разнообразии; а также к Нагойско-Куала-Лумпурскому дополнительному протоколу об ответственности и возмещении за ущерб к Картахенскому протоколу по биобезопасности;
развитие механизмов стимулирования деятельности организаций по обеспечению химической и биологической безопасности (страхование рисков, льготное льготное налогообложение, сертификация продукции, усиление административной ответственности за нарушение нормативов допустимых выбросов и сбросов, временно разрешённых выбросов и сбросов), а также создание благоприятных условий (предоставление льгот, субсидий, кредитов) для организаций, оказывающих услуги в области обеспечения химической и биологической безопасности, и организаций, внедряющих малоотходные, ресурсосберегающие и передовые технологии в целях повышения эффективности и безопасности потенциально опасных химических и биологических объектов;
разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих повышение эффективности государственного надзора, усиление контроля деятельности потенциально опасных химических и биологических объектов, а также ответственности за несоблюдение требований химической и биологической безопасности, в том числе за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации, перепрофилировании и ликвидации указанных объектов, за незаконный оборот биологических агентов и материалов, генно-модифицированных организмов, за хищение или вымогательство химических веществ и биологических материалов;
совершенствование нормативно-правового регулирования в области обмена информацией с иностранными государствами о передовых научно-технических достижениях в сфере биотехнологий, которые могут быть использованы для разработки опасных биологических агентов;
разработка специальных механизмов международного контроля в области нераспространения химического и биологического оружия, осуществление этого контроля, определение средств и методов контроля для проведения международных инспекций в этой области и ряд других мер/задач.
Основными задачами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности в части, касающейся ресурсного обеспечения национальной системы химической и биологической безопасности, являются (п. 15):
научное, методическое, технологическое, информационное и координационно-аналитическое обеспечение решения проблем в области химической и биологической безопасности;
укрепление материально-технической базы организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, с учётом функций этих организаций в области обеспечения химической и биологической безопасности;
создание, модернизация и техническое перевооружение локальных лабораторий, опытных, научно-производственных и промышленных мощностей;
создание средств индикации для выявления потенциально опасных химических веществ, биологических агентов и продуктов их жизнедеятельности в окружающей среде и биологических средах, а также создание средств диагностики воздействия опасных химических и биологических факторов, средств диагностики лекарственных и ветеринарных препаратов и средств защиты растений;
создание систем (средств) обеспечения химической и биологической безопасности в мирное и военное время для личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
обеспечение мер физической защиты и охраны потенциально опасных химических и биологических объектов;
формирование и обновление запасов средств химической и биологической защиты войск (сил) и населения в мирное и военное время и др.
Ратифицировав конвенцию о запрещении биологического оружия 1972 г., Россия взяла на себя обязательства не разрабатывать, не накапливать, не приобретать и не сохранять биологическое оружие, что, собственно, исключает и применение такого оружия при любых обстоятельствах. Использование биологического оружия считается тягчайшим преступлением против человечества.