MasterCard
MasterCard, транснациональная технологическая компания, международная платёжная система. Основным бизнесом является обработка платежей между банками-эквайерами, обслуживающими торговые точки, банками-эмитентами, использующими для оплат дебетовые и кредитные карты системы Mastercard. Компания предлагает продукты и услуги, связанные с платежами в более чем 150 валютах, на территории 210 стран (на конец 2022). Наибольшую известность компании принесла разработка таких продуктов, как платёжная система MasterCard, сервис дебетовых карт Maestro, автоматическая система клиринговых расчётов ACH, система бесконтактных платежей PayPass. Компании также принадлежит сеть банкоматов Cirrus. Штаб-квартира расположена в г. Перчейз (штат Нью-Йорк, США).
История MasterCard началась в конце 1940-х гг., когда несколько банков США начали предлагать своим клиентам персональные платёжные документы в бумажной форме, которые можно было использовать для оплаты приобретаемых в местных магазинах товаров. В следующем десятилетии с появлением в 1958 г. кредитных карт возникла потребность в разработке технологий для проведения операций с ними. В 1966 г. 17 коммерческих банков создали Международную карточную ассоциацию (англ. Interbank Card Association, ICA), которая в конце 1970-х гг. была переименована в MasterCard International. Банки – участники ICA занимались выпуском банковских карт, авторизацией, клирингом, регулированием и обслуживанием платёжных операций по банковским картам. В 1968 г. ICA вышла на международный рынок, расширив своё присутствие в Мексике, Японии и странах Европы. К концу 1970-х гг. членами ICA стали банки из Австралии и стран Африки.
В 1979 г. ICA сменила название на MasterCard International. В 1980-х гг. компания вышла на рынки Азии и Латинской Америки. И уже в 1987 г. карта MasterCard стала первой платёжной картой, выпущенной в Китае. В 1985 г. компания приобрела сеть банкоматов Cirrus, а в 1991 г. запустила первый в мире сервис дебетовых карт Maestro. В 1996 г. MasterCard совместно с платёжными системами Europay и Visa разработала стандарт технических характеристик для пластиковых карт (стандарт EMV), обеспечивающий операционную совместимость всех чиповых (пластиковых) карт и терминалов. Повышенный уровень защиты от мошенничества банковских карт стандарта EMV был обеспечен наличием встроенного чипа.
В 2002 г. MasterCard объединилась с финансовой компанией Europay International и была преобразована в глобальную частную акционерную корпорацию, крупнейшего лидера платёжной индустрии. В 2006 г. она провела IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже. В период 2009–2012 гг. MasterCard совершила ряд приобретений, благодаря чему укрепила свои позиции на рынке программного обеспечения в сфере платёжных операций, в том числе валютнообменных транзакций. В 2015 г. компания обогнала корпорацию Visa по темпам роста выпуска платёжных карт в Северной и Южной Америке. Тем не менее Visa на тот момент оставалась крупнейшей платёжной системой в регионе по доле рынка: из 2,9 млрд банковских карт 43 % эмитированы Visa, 26 % – Mastercard. Резкому увеличению количества платёжных карт MasterCard в Канаде (рост числа выпущенных в Канаде карт MasterCard составил 12 % за год) способствовало соглашение, заключённое в 2014 г. между MasterCard и местной розничной сетью Costco. С 1 января 2015 г. Costco прекратила принимать карты American Express в своих магазинах в Канаде, начав сотрудничество с компанией MasterCard.
В 2016 г. MasterCard сменила логотип. Отличительной особенностью нового логотипа, разработанного агентством Pentagram, стал меньший акцент на слове «Card» и использование строчных букв в названии компании – таким образом подчёркивалось снижение значимости карточек как физического носителя в осуществлении платёжных операций в современном мире, а также роль Mastercard в разработке технологий для их использования. В 2020 г. MasterCard стала крупнейшим эмитентом платёжных карт в Нидерландах и Швеции, где её рыночная доля составила 88 % и 70 % соответственно, в то время как в США на долю MasterCard пришлось 22 % рынка кредитных карт. Однако на мировом рынке MasterCard занимала третье место по объёму транзакций (19 %).
Ближайшими конкурентами компании в мире являются корпорации Visa и UnionPay. По итогам 2021 г. Visa контролировала 39 % рынка пластиковых карт по объёму транзакций, UnionPay – 34 %, замыкала тройку лидеров MasterCard – 24 %. Конкурентами MasterCard также являются такие платёжные системы и финтех-компании, как PayPal, Capital One, American Express, Discover Financial Services. По выручке за 2021 г. MasterCard (18,88 млрд долл. США) уступает всем перечисленным конкурентам, за исключением американской финансовой компании Discover Financial Services (13,2 млрд долл.). Однако по величине чистой прибыли за 2021 г. MasterCard (8,69 млрд долл.) уступает только Visa (12,31 млрд долл.) и Capital One (12,4 млрд долл.).
В 1988 г. пластиковая карта MasterCard была впервые выпущена в СССР. По мере преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. в России ускорилось развитие двух основных платёжных систем: MasterCard и Visa, на которые к 2004 г. приходилось 62 % всех выданных банковских карт. В 2008 г. в России начала использоваться система бесконтактных платежей MasterCard PayPass. На начало 2012 г. на долю Visa на российском рынке приходилось 40 % выпущенных в России карт, MasterCard – 36 %; по обороту в торговых точках карты Visa занимали 57 %, у MasterCard – 37 %. К 2014 г. в России появилось приложение для мобильной бесконтактной оплаты, а PayPass получила распространение на заправках ВР, в кофейнях Starbucks и «Шоколадница», супермаркетах «Перекрёсток», KFC, кинотеатрах Каро Фильм, магазинах Л'Этуаль, METRO Cash&Carry, в паркоматах московских парковок, в терминалах наземного транспорта и др. К 2016 г. Visa уступила лидерство на российском рынке пластиковых карт (44,7 % по количеству всех выпущенных в России карт) компании MasterCard (49,7 %), оставив позади нового конкурента в лице платёжной системы «Мир» (менее 5 %). Однако по оборотам Visa по-прежнему лидировала. С 10 марта 2022 г. Mastercard приостановила работу в России в рамках санкций, введённых странами Запада, в связи с проведением Россией специальной военной операции на Украине. С тех пор карты, выпущенные в России, не могут обслуживаться через платёжную систему Mastercard. В то же время карты Mastercard, выпущенные за пределами РФ, не работают в российских магазинах и банкоматах.
В 2021 г. компания заняла 19-е место в рейтинге Forbes Global 2000 по капитализации – 383,6 млрд долл. В 2022 г. MasterCard опустилась на 23-ю строчку рейтинга по рыночной капитализации – 343,27 млрд долл.
По состоянию на март 2022 г. в свободном обращении находится 963,56 млн акций компании, всего в обращении – 964,92 млн акций, 78,06 % акций принадлежит институциональным инвесторам. Крупнейшие из них (на 30 марта 2022): Vanguard Group (7,88 %), BlackRock (6,77 %), State Street (3,62 %).
По итогам 2021 г. выручка компании составила 18,88 млрд долл., чистая прибыль – 8,69 млрд долл., совокупные активы – 37,69 млрд долл.