Nike
Nike, транснациональная компания, занимается дизайном, разработкой, маркетингом и продажей спортивной обуви, одежды, аксессуаров (включая сумки, спортивные мячи, очки, часы, цифровые устройства, биты, перчатки, средства защиты и др.), оборудования и услуг по всему миру. Штаб-квартира Nike расположена в Бивертоне (штат Орегон, США).
Компания Nike владеет брендом Nike, а также дочерними компаниями Converse и Jordan. Бренд Jordan разработан компанией Nike для баскетболиста М. Джордана в 1985 г. Компания Jordan специализируется на разработке, распространении и лицензировании спортивной и повседневной обуви, одежды и аксессуаров, преимущественно ориентированных на баскетбол, под торговыми марками Jordan и Jumpman. Компания Converse со штаб-квартирой в Бостоне (штат Массачусетс) разрабатывает, распространяет и лицензирует повседневные кроссовки, одежду и аксессуары под торговыми марками Converse, Chuck Taylor, All Star, One Star, Star Chevron и Jack Purcell.
У компании нет собственных заводов и практически всё производство одежды и обуви организовано по принципу аутсорсинга. Обувь и одежда производятся в основном за пределами США, в то время как спортивное оборудование – как в США, так и за рубежом. Компания Nike также занимается продажей продукции из пластика (например, пластиковые профили, трубы и др.) через дочернюю компанию Nike IHM.
Nike ведёт свою историю со 2-й половины 20 в., когда в 1964 г. тренером по лёгкой атлетике Орегонского университета У. Дж. Бауэрманом (1911–1999) и легкоатлетом Ф. Х. Найтом (род. 1938) была основана фирма Blue Ribbon Sports. Первоначально компания работала в качестве дистрибьютора японского производителя обуви Onitsuka Tiger. В первый год своего существования Blue Ribbon Sports продала 1,3 тыс. пар японских кроссовок на общую сумму 8 тыс. долл. США. Спустя два года открыта её первая розничная торговая точка.
В 1967 г. в штате Орегон компания была зарегистрирована под названием General Nike. К 1970 г. она уже владела несколькими розничными магазинами, штат сотрудников был увеличен до 20 человек, а объёмы продаж достигли 1 млн долл. США. В 1971 г. начался выпуск обуви под брендом Nike, а через 6 лет и сама компания сменила название на Nike. В 1980 г. она провела IPO (первичное размещение акций) на Нью-Йоркской фондовой бирже. В 1996 г. Nike запустила производство и продажу товаров для экстремальных видов спорта под торговой маркой Nike ACG.
С 1980-х гг. Nike неуклонно расширяла бизнес и диверсифицировала линейку продуктов за счёт приобретений компаний, специализирующихся на производстве спортивного инвентаря, одежды, снаряжения и обуви, в том числе компании Converse в 2003 г. Неотъемлемой частью успеха Nike является заключение рекламных контрактов с такими спортсменами, как М. Джордан, М. Хамм (американская футболистка), Т. Вудс (американский гольфист) и Р. Федерер (швейцарский теннисист).
В 1993 г. Nike начала официальные продажи своих товаров в России через сеть дистрибьюторов, а в 2003 г. создала компании ООО «Найк», официального дистрибьютора и импортёра в России, и ООО «Найк ритейл», управляющую брендовыми магазинами Nike в России. К началу 2000-х гг. Nike вышла на рынок спортивных технологий, запустила продажу портативных пульсометров и спортивных часов с встроенным барометром для определения высоты. В конце 2021 г. в рамках стратегии цифровой трансформации бизнеса Nike приобрёл производителя виртуальной обуви RTFKT. Виртуальные кроссовки – цифровые продукты или невзаимозаменяемые токены (NFT), продажа которых осуществляется на аукционах через блокчейн. Компания RTFKT использует блокчейн как технологию, помогающую отслеживать принадлежащие пользователю цифровые вещи в виртуальных мирах (в метавселенной) с помощью NFT-токенов. Последние определяют право собственности на уникальные цифровые предметы и препятствует их копированию. Виртуальная обувь разрабатывается при участии криптохудожника.
В марте 2022 г. в рамках санкций, введённых странами Запада, в связи с проведением Россией специальной военной операции на Украине Nike остановила поставки товаров в Россию, прекратила работу российского интернет-магазина и доставку в регионы, а также временно закрыла все магазины в прямом управлении. В мае 2022 г. Nike не продлила договоры с франчайзи, которым принадлежит монобрендовая сеть магазинов Nike в России.
По состоянию на март 2022 г. в свободном обращении находится 1,25 млрд акций компании Nike, всего в обращении – 1,27 млрд акций, 83,29 % акций принадлежит институциональным инвесторам. Крупнейшие из них (на 30 марта 2022): Vanguard Group (8,44 %), BlackRock (7,13 %), State Street (4,46 %).
В 2021 г. компания заняла 47-е место в рейтинге Forbes Global 2000 по рыночной капитализации – 212,2 млрд долл. США. В 2022 г. Nike опустилась на 51-ю строчку рейтинга по капитализации – 203,13 млрд долл. США.
По итогам 2021 финансового года (по состоянию на май 2022) выручка компании составила 44,54 млрд долл. США (в том числе на бренд Nike приходится 95 % выручки компании), чистая прибыль – 5,73 млрд долл. США, совокупные активы – 37,74 млрд долл. США. Суммарная выручка Nike в России в 2021 г. составила 343,24 млн долл. США.