Кастилия
Касти́лия (Castilla), средневековое государство на Пиренейском полуострове. Название «Кастилия» встречается примерно с 800 г. (от исп. castello – замок; Кастилия – страна замков). С начала 8 в. небольшая пограничная область на востоке королевства Астурия, с середины 9 в. графство.
Военно-политическая история
В 1-й половине 10 в. при графе Фернане Гонсалесе территория Кастилии значительно увеличилась, титул графа Кастилии стал наследственным, а само графство добилось фактической самостоятельности. В 1029 г., после смерти графа Гарсии Санчеса, Кастилия попала под власть короля Наварры – Санчо III Великого. По завещанию Санчо III Кастилию унаследовал его второй сын – Фернандо I, принявший в 1035 г. титул короля. Столицей королевства стал г. Бургос (позднее – Вальядолид). В 1037 г. Фернандо I овладел Леоном, объединив на время своего правления оба королевства. Фернандо I проводил успешную внешнюю политику, его вассалами стали правители тайф Толедо, Севильи, Сарагосы и Бадахоса. В 1064 г. Фернандо I отвоевал у мусульман Коимбру (Португалия).
В 1072–1157 гг. королевства Кастилия и Леон были вновь объединены под властью Альфонсо VI Храброго, королевы Урраки (1109–1126) и Альфонсо VII Императора (первый представитель Бургундской династии на престоле Кастилии). В этот период Кастилия добилась существенных успехов в Реконкисте. В 1085 г. Альфонсо VI Храбрый захватил Толедо, включив в состав Кастилии земли толедской тайфы; этот успех позволил начать заселение территории т. н. Новой Кастилии, впоследствии – Эстремадуры и бо́льшей части Андалусии. В последующие годы Альфонсо VI потерпел несколько поражений в столкновениях с Альморавидами, однако в уже в правление Альфонсо VII Кастилия смогла отвоевать у мусульман Ореху (1139), Корию (1142) и Калатраву (1147).
В 1135 г. Альфонсо VII короновался в Леоне как «император Испании», приняв клятву верности от многих христианских правителей (короля Наварры, графов Барселоны, Тулузы и др.). В 1143 г. он, однако, был вынужден признать королевский титул графа Португалии – Афонсу Энрикеша.
Успехи Реконкисты способствовали унификации церковного управления, в 1086 г. Толедская кафедра вновь получила главенство среди всех епископств полуострова. При этом Церковь, не обладая достаточной силой, в значительной мере опиралась на королевскую власть, предпочитая действовать с ней в союзе.
Внук Альфонсо VII – Альфонсо VIII – на протяжении всего своего правления противостоял соперничавшим с Кастилией христианским королевствам Пиренейского п-ова. В 1195 г. он потерпел тяжёлое поражение в сражении при Аларкосе от Альмохадов, но уже в 1212 г. одержал над ними победу в битве при Лас-Навас-де-Толоса, где ему наконец удалось собрать все христианские силы в борьбе с мусульманами.
Окончательно Кастилия и Леон объединились в 1230 г. при короле Фернандо III Святом. Тогда же к Кастилии была присоединена Галисия. Фернандо III отвоевал у мусульман важнейшие центры аль-Андалуса – города Кордова (1236), Хаэн (1246), Севилья (1248). В этот период обозначилась тенденция к унификации политических систем Кастилии и Леона.
В управлении королю, занимавшему высшую ступень политической иерархии, помогали придворные, главными из которых были королевский альферес (возглавлял войско), главный нотарий (составлял документы) и майордом (ведал финансами дворца). Органами центрального управления были канцелярия и казна. С конца 12 в. в Кастилии собирались сословно-представительные собрания – кортесы (в Леоне с 1188), активное участие в которых принимали города.
Сын Фернандо III – Альфонсо X Мудрый – продолжил завоевательную политику отца. В 1243–1245 гг. он присоединил к Кастилии земли тайфы Мурсии, в 1262 г. занял Кадис и Ньеблу, после чего границы королевства достигли Средиземноморского побережья. Альфонсо Х инициировал реформу законодательства с целью унификации правопорядка.
В годы его пребывания у власти были оформлены правовые своды «Фуэро Реаль», «Зерцало» и «Семь партид». После смерти Альфонсо X, в правление Санчо IV Храброго и Фернандо IV (1295–1312), Кастилия переживала тяжёлый внутренний кризис, вызванный внутренними междоусобицами. Королю Альфонсо XI Справедливому удалось на время укрепить королевскую власть и справиться со смутами; в 1340 г. он и король Португалии Афонсу IV одержали победу над силами мусульман при Саладо, в 1344 г. Альфонсо XI при поддержке флота Арагона взял г. Альхесирас.
В 1369 г. в результате борьбы за власть Педро I Жестокого и его брата, бастарда покойного короля – графа Энрике Трастамара, на кастильском престоле утвердилась династия Трастамара. В стремлении усилить королевскую власть и унифицировать государственное управление Энрике II и его преемники – Хуан I, Энрике III, Хуан II, Энрике IV – опирались на новую кастильскую знать (вследствие эпидемии чумы, войн с мусульманами и постоянных внутренних смут многие старые роды Кастилии пресеклись), социальные слои кабальеро и летрадо. В этот период были созданы единые органы управления – Аудиенсия и Королевский совет (сформировался из королевской курии как узкое собрание приближённых правителя); существенно снизилась роль кортесов. Городские советы (консехо) подчинялись центральной власти путём введения в их состав чиновников – коррехидоров.
Попытки укрепить королевскую власть периодически прерывались междоусобной борьбой знати и конфликтами внутри королевского дома. Представители династии Трастамара вели постоянные войны с Португальским королевством, успешно противостояли Гранадскому эмирату (отвоёваны Химена-де-ла-Фронтера, Гибралтар, Арчидона), в начале 15 в. инициировали освоение Канарских островов.
В 1479 г. в результате войны за Кастильское наследство, длившейся с 1475 г., Кастилия была объединена на основе личной унии (посредством брака Изабеллы I и Фернандо II) с королевством Арагон, что послужило началом складывания единого испанского государства.
Социально-экономическое развитие
Вплоть до 14 в. социально-экономическое развитие северных (Галисия, долина Дуэро, Старая Кастилия, Риоха) и южных территорий (центральная Месета к северу от реки Тахо) Кастилии существенно различалось. На севере господствовала крупная сеньория; землевладельцы, представители аристократических родов, обладали широкой юрисдикцией на подвластных им территориях. На юге, на присоединённых в ходе Реконкисты землях (между Дуэро и Тахо), кастильские короли и сеньоры, стремясь обеспечить их колонизацию, жаловали жителям селений и городов различные привилегии (фуэро), передавая частичную юрисдикцию городским советам – консехо или крестьянским общинам – бегетриям. В 12 в. начался активный рост городов, однако основой их экономической деятельности оставалось сельское хозяйство. Важную роль играли производство керамики, ткачество, кожевенное дело, металлообработка. Получила развитие торговля, регулярно проводились городские ярмарки (с 12 в. в Белорадо, Вальядолиде, Саагуне и других городах). В 13 в. возник союз скотовладельцев – Места, занимавшихся перегонным овцеводством.
Середина – 2-я половина 14 в. были отмечены кризисными явлениями в хозяйственной сфере (вызваны эпидемией чумы, неурожаями, внутренними конфликтами). В 15 в. начался подъём экономики: существенно выросли посевные площади, помимо традиционных отраслей развитие получила добыча железа. Особого расцвета достигла торговля как внутренняя (действовали многочисленные ярмарки), так и внешняя – в Европу на продажу шли шерсть, железо, по Средиземному морю вывозились оливковое масло, кожа, воск.
С продвижением христиан на юг в состав населения Кастилии включались общины мудехаров и иудеев. Большинство мудехаров проживали в долине Тахо и в Мурсии и занимались сельскохозяйственным трудом. Иудеи жили в городах (особенно крупной была еврейская община Толедо), их основными занятиями были ремесло и торговля, денежные операции. И мусульмане, и иудеи долгое время сохраняли внутреннее самоуправление, условия их жизни регламентировались специальными соглашениями с королевской властью.
Мирное существование христиан с иноверцами завершилось к концу 14 в. Общеевропейские антииудейские настроения были поддержаны Энрике II, который активно использовал их в борьбе за кастильский трон. В 1391 г. при Энрике III в Кастилии произошло несколько крупных еврейских погромов (впоследствии волна насилия перекинулась на Арагон), которые спровоцировали как бегство иудеев за границу, так и массовые крещения и появление группы «новых христиан» – маранов. В 1492 г. принят Альгамбрский декрет, согласно которому все иудеи должны были покинуть территории Кастилии и Арагона или принять крещение. В 14 в. отношение центральной власти к мудехарам стало меняться; короли стремились поставить общины мусульман под свой жёсткий контроль. В 15 в. для мусульман были ограничены свобода передвижения и выезда из страны, отправление культа. В 1502 г. подписан указ об обязательном обращении в христианство мусульманского населения, сформировалась ещё одна этноконфессиональная группа – мориски.
Интеллектуальная культура
В первые годы после арабского завоевания Пиренейского п-ова основными центрами передачи культурного наследия были монастыри; прослеживалось сильное вестготское влияние, труды античных авторов в большинстве своём не сохранились. В 11–12 вв. роль монастырей и епископских школ при соборах как основных культурных центров укрепилась; особой известностью пользовались школы Овьедо, Леона, Сантьяго-де-Космостела, Саламанки, Толедо, Паленсии. Развивались контакты с запиренейской Европой и папским престолом; поощрялись паломничество по «пути святого Иакова», клюнийское движение, была принята григорианская реформа. Получил распространение романский стиль.
Интеллектуальную культуру 12–13 вв. отличали интерес христиан к мусульманскому наследию, а также развитие народных языков, вытесняющих латынь. При поддержке архиепископа Раймунда Толедского (1124–1152) в Толедо возникла т. н. толедская школа переводчиков (с арабского на латынь); в правление Альфонсо X сложилась т. н. 2-я школа толедских переводчиков с арабского и иврита, но уже на язык кастельяно (кастильская версия романсе), который начал активно развиваться как письменный язык. В 13 в. появились первые университеты – в Паленсии (около 1212) и Саламанке (1218). Позднее были основаны университеты в городах Севилья, Алькала-де-Энарес, Вальядолид. Заметным явлением в культуре 15 в. стало влияние гуманизма.