Греки
Гре́ки (самоназвание – Ἕλληνες), 1) население Греции; 2) народ, основное население Греции и Кипра. Численность 13 млн человек (2011, оценка), в том числе в Греции 9 млн человек (2011, оценка, включая понтийских греков и цаконцев – согласно гипотезе, потомков древних спартанцев в горных районах Пелопоннеса), на Кипре (на юге) до 700 тыс. человек, в США 1,4 млн человек (греческого происхождения, 137 тыс. человек недавних иммигрантов; 2013, оценка), Австралии 424,7 тыс. человек (2021, перепись), Германии 362,6 тыс. выходцев из Греции (данные Статистического управления на 2021), Канаде 262 тыс. человек (2021, перепись), Италии (в основном на юге) свыше 100 тыс. человек, Египте (в районе Александрии) 80 тыс. человек, во Франции (в частности в коммуне Карджезе на западе о. Корсика) 60 тыс. человек, в Албании (в основном на юге) 24,2 тыс. человек (2011, перепись). Небольшие группы скотоводов-каракачанов живут в Румынии (3,7 тыс. человек; 2011, перепись), Сербии (10 тыс. человек), Болгарии (1,4 тыс. человек; 2011, перепись). В Турции насчитывается 4,1 тыс. православных греков (в начале 20 в. около 1,5 млн человек) и до 300 тыс. человек греков-мусульман. Говорят на греческом языке. Верующие – православные, есть католики (грекокатолики – в основном на островах Киклады и в Италии) и мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба (во Фракии, на Родосе, в Турции), небольшое число Свидетелей Иеговы (организация запрещена в РФ).
Исторический очерк
Древнегреческая этническая общность сложилась на основе племён дорийцев, эолийцев, ахейцев и ионийцев, занявших во 2-м тыс. до н. э. юг Балканского п-ова, Эгейский бассейн и западное побережье Малой Азии. В эпоху греческой колонизации (8–6 вв. до н. э.) греки расселились по побережьям Средиземного и Чёрного морей. Несмотря на политическую раздробленность, греки были объединены общим самосознанием и самоназванием [с 7 в. до н. э. – Ἕλληνες; этноним «греки» (Graeci) происходит из латинского языка, первоначально, по-видимому, относился к одному из племён Северной Греции, что отражено в названиях городов Грея (Грайя) в Беотии и на о. Эвбея, был воспринят римлянами, вероятно, от колонистов из эвбейской Греи в Кумах]. Начиная с эпохи колонизации значительное греческое население появилось в Передней и Малой Азии, греческий язык (койне) и культура стали общими для элиты народов Восточного Средиземноморья. Греки составили ядро Византийской империи, откуда происходит их средневековое самоназвание – ромеи (с греч. – римляне). Мигрировавшие с севера группы фракийцев, иллирийцев, албанцев, кельтов, влахов, славян ассимилировались греками. В Османской империи греки составляли ядро православной общины Империи («рум миллет»). Греки Стамбула занимали влиятельное положение (в частности, фанариоты). Вместе с тем османское завоевание и периодические преследования в Империи христианского населения вызвали эмиграцию греков и образование греческих диаспор по всему миру. Повстанческое (см. Клефты) и национально-освободительное движение (см. Греческая национально-освободительная революция 1821–1829) способствовали консолидации греков и стиранию областных различий. Истребление греков в Османской империи в 1915–1923 гг. (Малоазийская катастрофа) привело к массовой эмиграции понтийских греков из Турции на Кавказ и с Кавказа в Грецию (в том числе около 400 тыс. человек согласно греко-турецкой конвенции 1923).
Греки России, СССР, СНГ
Особые отношения Византии с Русским государством способствовали возникновению в нём в 15 в. значительной греческой колонии. Грекам в Москве принадлежали монастыри и подворья; в 17 в. существовала Греческая слобода. Многие греки вошли в состав российского правящего класса [Траханиотовы, Ховрины, Ларевы, Ласкаревы (Ласкиревы)]. Особенно усилилась иммиграция греков во время и после русско-турецких войн конца 17–19 вв., в которых многие греки участвовали на стороне России, и во время 1-й мировой войны. В 1779–1784 гг. сформирован греческий батальон (с 1797 Балаклавский греческий батальон, нёсший кордонную службу в Крыму), в 1795 г. – греческий дивизион в Одессе (с 1803 Одесский греческий пехотный батальон). В 1814 г. в Одессе возникла греческая повстанческая организация «Филики Этерия», позднее возглавленная А. Ипсиланти. Среди греков на русской службе 18 – начала 20 вв. – И. А. Каподистрия, семья Ипсиланти, князья Кантакузены, Маврокордато, Мурузи. Крупнейшие греческие общины были в Одессе (в 1795 греки составляли 10 % её населения), Ростове, Таганроге, Екатеринодаре, Николаеве. Греческое купечество было одним из наиболее влиятельных на Юге России, в Одессе с 1817 г. существовало греческое коммерческое училище. После 1906 г. в Одессе и Батуме издавались греческие газеты, возникали культурные общества. Из компактных групп греков Российской империи выделяются: мариупольские греки России и Украины, понтийские греки Грузии и Северного Кавказа (в основном со 2-й половины 18 в.). Последняя волна переселений греков из Турции в Россию происходила после Лозаннской конференции 1922–1923 гг. По переписи 1920 г., в РСФСР проживало 73,7 тыс. греков (из них 65,6 тыс. человек – в Кубано-Черноморской области), по переписи СССР 1926 г. – 213,6 тыс. человек. С 1928 г. создавались греческие автономные районы на Украине, в Грузии, на Северном Кавказе. Появились общественно-просветительные объединения, клубы, театры, музеи, на греческом языке велось преподавание и радиовещание, издавались литература и пресса (в 1926 греческая письменность была нормализована на основе димотики с упрощённой орфографией, впоследствии была введена русская графика). В 1937–1939 гг. греческие автономии были ликвидированы, культурные учреждения закрыты, в 1940-е гг. большинство российских греков высланы в Казахстан (их потомки насчитывают 10 тыс. человек, по переписи 1989 их было 46,7 тыс. человек), Узбекистан (8,4 тыс. человек), Киргизию (2,3 тыс. человек), Поволжье, Приуралье и в Сибирь. В 1956 г. они получили право вернуться на родину. Ныне в России проживает 85,6 тыс. греков [2010, перепись; по данным АГООР (Ассоциация греческих общественных объединений России) – 250 тыс. человек], в том числе в Ставропольском крае – 33,6 тыс. человек, Краснодарском крае – 22,6 тыс. человек, Ростовской области – 2,5 тыс. человек, Северной Осетии – 1,9 тыс. человек, Адыгее – 1,4 тыс. человек, Москве и Московской области – 4,5 тыс. человек, Тюменской области – 1,7 тыс. человек, Свердловской области – 1,5 тыс. человек; в Приазовье и на Украине живут 91,5 тыс. человек, в том числе мариупольские греки в Донецкой области – 77,5 тыс. человек (2001, перепись), Грузии – 5,5 тыс. человек (2014, перепись; в 1989 насчитывалось 100,3 тыс. человек). В России с 1992 г. действует АГООР, в 2011 г. была образована Федеральная национально-культурная автономия греков России, ставшая правопреемницей АГООР; в 1995 г. создана Федерация греческих обществ Украины.
Этнографическое описание
Основные традиционные земледельческие культуры греков – виноград и оливки (торговля оливковым маслом стала основой экономики греческих полисов в Античности); большое значение имеют цитрусовые, орехи, фасоль, овощи, табак; зерновое земледелие развито на северо-востоке Греции и на Пелопоннесе. Успехи в возделывании оливы и производстве оливкового масла позволили грекам стать монополистами в этой области во всём Средиземноморье ещё во времена Античности, что способствовало небывалому росту экономики и греческих полисов. Греческие мореплаватели бороздили моря на судах, гружёных сосудами с оливковым маслом, обеспечивая стабильное поступление драгоценных металлов и редких товаров на родину. Расцветом античной культуры Греция в значительной степени обязана мастерству своих крестьян, возделывавших маслину. Распространены отгонное скотоводство, шелководство. Культура разведения тутового шелкопряда и шелкоткачество распространились в греческих землях в 6 в., когда двум византийским монахам удалось вывезти в полых посохах грены шелковичного червя из Китая. Технология производства шёлкового волокна и изобретение жаккардового ткацкого станка позволили мастерам Византийской империи долгое время оставаться монополистами в деле создания драгоценных шёлковых тканей. Шёлковая парча с золотным шитьём обеспечила на многие столетия поступления в казну государства из всех регионов Европы и Малой Азии. Деньги, поступавшие от сборов и податей на монопольный товар, обеспечили расцвет византийской культуры практически на тысячелетие. Традиционные ремёсла – прядение, ткачество, вышивка, в Малой Азии – производство ковров. Традиционные ремёсла гончаров, кузнецов и медников сохраняются до сих пор, обеспечивая не только рынок сувениров, но и производство используемой в быту утвари. В наши дни для керамических изделий мастера нередко используют образцы античных мастеров, представленные в музеях Греции: кратеры, амфоры и др., выставляемые для продажи; в этом случае имеют клеймо с указанием инвентарного номера музейного экспоната. В гончарном и ювелирном искусстве сочетаются античные, византийские и восточные традиции.
Пища – фасоль с оливковым маслом, лимонным соком, чесноком, овощи, сыр, йогурт, рыба, моллюски. Рыба и морепродукты являются несомненным фаворитом греческой кухни. На севере Греции предпочитают озёрную и речную форель, на юге страны любят готовить камбалу и другую морскую рыбу. Приморские города и острова также славятся умением использовать в кухне дары моря. Мидии, осьминоги, кальмары, креветки, гребешки, устрицы и иные морепродукты позволяют создавать сотни блюд, имеющих специфику в каждом регионе. Традиционные блюда – шашлык (сувлаки), запеканка из мяса с овощами (мусакас), «деревенский» салат с сыром и маслинами (хориатики). Напитки – вино (в том числе рецина), пиво, виноградная и фруктовая водка (раки), настоянная на анисе (узо), на смоле реликтовых деревьев о. Хиос (мастиха) (на Хиосе производят также оригинальные жевательные конфеты и леденцы с ароматным экстрактом этих растений, имеющих аналогичное название – мастиха) и др. Узо пьют со льдом, что освежает в жару, либо с зёрнами кофе, что согревает в непогоду. В конце каждой трапезы подают восточный («греческий») кофе. Стол полагается накрывать клетчатой (в основном красно-белой) скатертью.
Греция расположена в активной сейсмической зоне, а потому греки очень рано научились строить дома, способные выдерживать подземные толчки. Комбинирование разных техник при возведении построек позволяло создавать сейсмоустойчивые постройки. Так, например, прокладка деревянных брёвен в каменной кладке позволяла перенести нагрузку с каменных стен на древесину во время сейсмических толчков. При строительстве использовали тот материал, который был доступен в том либо ином регионе страны. Жилище в гористых областях материковой Греции – средиземноморского типа: каменное двухэтажное (в нижнем этаже – хлев и хозяйственные помещения, в верхнем – жилые) с внешней лестницей и балконами на втором этаже; на Пелопоннесе и островах – левантийского типа: одно-, полутора- или двухэтажное из камня и глины с плоской, конической или купольной кровлей; на севере – паннонского типа: одноэтажное с жилыми и хозяйственными помещениями, вытянутыми в один ряд под общей крышей; ориентального типа: с хозяйственными помещениями в нижнем каменном этаже и жилыми – в верхнем, рамной конструкции с эркером. В городах преобладают белёные дома с плоскими крышами, часто с внешними лестницами на верхний этаж. При всём разнообразии строительных техник и типов домов четко выделяются некоторые этнические предпочтения в выборе цветового решения украшения и убранства жилища. Как правило, рамы, двери, выступающие деревянные конструкции в греческих домах окрашивали синей либо голубой краской. Внешние и внутренние стены, как правило, белили. Типичным примером могут служить традиционные дома и общественные постройки о. Санторин (Тира). При общей доступности горного строительного камня пол в традиционном доме настилали из каменных плит. Однако в горной местности чаще использовали древесину. Ныне греки предпочитают делать пол в доме или квартире из широких досок, покрытых лаком. Такой пол обходится дороже мраморного, однако большинство семей выбирают именно древесину.
Традиционно мебель изготавливали из сосны, покрывая её золотистым лаком. В традиционном доме было не так много предметов мебели: шкаф, горка с посудой, обеденный высокий стол со стульями либо низкий круглый столик, за которым сидели на маленьких скамеечках. В наши дни греки также предпочитают мебель из натурального дерева, крытого лаком. Не только в современных городских квартирах или сельских домах, но и на виллах и в отелях класса «люкс» используются традиционные деревянные стулья, сиденья которых сплетены из пеньковой верёвки. Такие стулья особенно удобны в жарком климате, и греки отдают их каждый год на «переплёт» столярам. В греческих домах до сих пор можно увидеть медные жаровни с крышками, с помощью которых прежде обогревали жилище в холодное время. Их производили медники в лавках-мастерских на городских базарах.
Традиционный костюм сохраняет множество региональных вариантов, сложившихся под влиянием как местных условий, так и заимствований у других народов. Практически в каждом районе как континентальной, так и островной Греции сложился свой комплекс костюма, который в наши дни используется исключительно во время праздников и фольклорных фестивалей. Варианты мужского костюма: широкие в шаге с узкими штанинами штаны (вракес), широкий чёрный или красный пояс, безрукавка, скреплённая Х-видным украшением (киостеки – перекрещенные цепочки, иногда с бляхой в середине), феска; короткая куртка с ложными рукавами и короткая клешёная (до 100 клиньев) юбка-фустанелла. На формирование типа костюма с фустанеллой повлияли связи с соседними балканскими народами, например с албанцами. Сама юбка получила название от итальянского слова fustagno, обозначавшего льняное полотно, которое стали массово ввозить из итальянских городов на запад Балканского п-ова в 13–14 вв. Первоначально из этого полотна шили одежду для прислуги зажиточных греков, позднее – элементы традиционного костюма для повседневной носки. В наши дни мужской костюм с фустанеллой приобрёл статус яркого маркера этнической принадлежности и используется, к примеру, в качестве парадной одежды гвардейцев, охраняющих здание Парламента Греции в Афинах. Женский костюм – туникообразная рубаха с длинной широкой юбкой (фуста) и безрукавкой и курткой либо с платьем; поверх всегда надеваются богато расшитый передник и широкий пояс с большой серебряной или позолоченной пряжкой (порпи). В женском костюме различных регионов Греции сохраняются как архаичные элементы, так и инновации, вошедшие в моду под ориентальным влиянием. Так, туникообразная рубаха прослеживается в женском костюме с эпохи Античности, в то время как широкие распашные одеяния из малинового бархата с богатой золотной вышивкой вошли в гардероб гречанок лишь под влиянием османской одежды референтных групп. Мода из Стамбула начиная с 15 в. диктовала многие элементы одежды и способы её украшения. Самым богатым костюмом считался свадебный вариант. Ныне свадьбы с невестой и женихом в традиционных костюмах встречаются очень редко.
Украшения, как женские, так и мужские, также со времени османского завоевания имели в качестве образца для подражания не шедевры античных мастеров и ювелиров Византии, а изделия стамбульских золотых и серебряных дел мастеров. Османское завоевание повлияло и на выбор драгоценного металла и камней для создания украшений. Если до турецкого нашествия греки, за исключением аристократов и зажиточной городской верхушки, носили традиционные украшения из серебра, выполненные в технике литья, чеканки, ковки, филиграни, то после османского завоевания в комплекс греческого костюма вошли украшения из золота с полихромными вставками из драгоценных и полудрагоценных камней. Ныне греческие ювелиры активно используют этнические мотивы в своих изделиях, причём традиционными греческими воспринимаются и образцы древнегреческих мастеров, и украшения византийского периода, и творения стамбульских златокузнецов. Мужчины до конца 20 в. часто носили фамильные перстни. Для женщин характерны традиционные монисто с подвешенными к серебряным цепочкам монетами из серебра разных эпох (йордани).
Традиционной обувью греков на протяжении многих веков, начиная с Античности, были постолы из сыромятной кожи (царухи). Такую обувь носили как женщины, так и мужчины, в будни и праздники. В зависимости от функциональности, царухи могли украшать вышивкой, помпонами из шерсти, серебряным и золотным гайтаном.
В семейной обрядности греков пышностью церемоний отличается свадьба, которой предшествует помолвка. До недавнего времени брак считался заключённым лишь при условии церковного венчания. В наши дни данная традиция стала уступать место гражданским договорам, что не снижает роль Церкви в урегулировании многих семейных отношений и обрядов. Во время помолвки жених и невеста обмениваются кольцами, которые до свадьбы носят на безымянном пальце левой руки. После венчания в церкви кольца, освящённые священником, переходят на правую руку, что служит маркером принадлежности супругов к взрослым, семейным людям. В разных регионах Греции свадебные ритуалы могут длиться от 3 до 7 дней. В сельской местности вступление в брак сохраняет множество архаичных черт. Поэтому многие городские жители, имеющие близкую родню в деревнях или являющиеся уроженцами сёл, стараются организовать собственные свадьбы там, где жива традиция. Церемонии, как правило, собирают множество гостей, число которых достигает 500-600 человек и более. Время, когда невесту, накрытую красным головным покрывалом, доставляли в дом жениха на белом коне, безвозвратно ушло. Зато обряды встречи молодой на пороге дома жениха, где ей предстоит жить, сохранились: её встречает свекровь, держащая во рту золотые монеты (чтобы жизнь молодой семьи была богатой и безопасной), она же вручает гранат (чтобы у семьи было многочисленное потомство – по числу зёрен плода), молодых с благими пожеланиями осыпают рисом, монетами, лепестками роз, миндальной карамелью и др. – в разных регионах действуют свои правила. Одним из самых весёлых является обряд осмотра женихом супружеского ложа. Кровать тщательно застилают покрывалом, на него бросают денежные купюры, цветы и др. Жених, согласно традиции, должен проявить недовольство застеленной постелью и сбросить покрывало. Его перестилают – и так повторяется до трёх раз. Один из важных свадебных обрядов заключается в следующем: самому младшему из оказавшихся на свадьбе детей дают побегать или посидеть на брачном ложе. Если им оказывается мальчик, то супружеской паре пророчат рождение первенца – сына. Если девочка – то рождение дочери. Важную роль в свадебных ритуалах играет кумбарос – крёстный отец жениха. Инновацией последних лет стала традиция, согласно которой невеста в день свадьбы на подошве своих туфель пишет имена своих незамужних подруг: считается, что та, чьё имя быстрее всех остальных сотрётся с подошвы, первой выйдет замуж. В Грецию для проведения свадебной церемонии часто приезжают греки диаспоры, а также иностранцы, которые хотят на одном из островов или в материковой части страны устроить величественный праздник с видом на античные достопримечательности. Нередко участники таких свадеб шьют для себя костюмы по древнегреческим или древнеримским образцам.
Достаточно архаичной остаётся похоронная обрядность, которая регламентируется предписаниями священников и многовековыми традициями. Как правило, усопшего отпевают в церкви, священник присутствует на кладбище. О дате и месте похорон, поминальной трапезе и последующих поминальных днях семья извещает окружающих с помощью объявлений, которые развешиваются рядом с храмом, остановками, в местах скопления людей в городах и сёлах. На поминальной трапезе пришедшим раздают разноцветное коливо (кутью) из варёной пшеницы, которое выкладывают в виде креста на большом блюде, а затем раздают пришедшим проститься с покойным. В сельской местности доныне на похороны приглашают плакальщиц, число которых может превышать 30 и более. Во время ритуального плача женщины вспоминают заслуги усопшего, его роль для семьи и общества. Профессиональные плакальщицы в свои тексты вставляют фрагменты событий и переживаний из своей собственной жизни и жизни других. Многие греческие семьи имеют фамильные склепы, в которых хоронят своих усопших. На островах местное сообщество нередко использует для похорон один и тот же гроб, который хранится в местном храме: покойного доставляют к зацементированной нише склепа в гробу, а затем опускают в неё тело на простынях. В больших городах, прежде всего в Афинах и Салониках, распространена аренда могил, за которые вносится погодовая плата. Их содержание является большим финансовым бременем. Поэтому после истечения, как правило, 3 лет останки эксгумируются и переносятся в оссуарий [греч. остеофилакио (костницу)] или общую могилу, что находятся здесь же, на кладбище. Такая практика не противоречит многовековой традиции погребальной культуры. Так, в сельской местности, где нет дефицита свободной земли, прах покойного спустя 3 года эксгумируется, кости омываются розовой водой и помещаются в склеп или оссуарий. Поминают покойных согласно православной традиции – на 3-й, 9-й, 40-й день, через полгода, год, три года. Траурную одежду (в наши дни это чёрные блузка, юбка, чулки, туфли, платок у женщин) могут носить до года, двух и более лет или остаться в ней навсегда (как правило, это вдовы или матери, потерявшие детей) – в зависимости от степени близости и решения/обета самого человека.
Сохраняются следы античных культов: культ женских морских духов-нереид, колядование (пение песен-каланда) на Новый год, карнавальные шествия с чучелом коня на Масленицу, факельные шествия на Пасху, обряды вызывания дождя с вождением Папаруны и др. На Рождество, которое отмечается 25 декабря, традиционно пекут христопсомо («Христов хлеб», украшенный сверху крестом из теста). В приморских областях к празднику украшают деревянные модели кораблей – маркер важности морского характера трудовых занятий населения, а также отсылка к святому Николаю. С украшенными разноцветными лентами и бусинами кораблями (которые в наши дни чаще покупают готовыми в магазинах) дети обходят с колядками свои сёла или города. В Новый год, который отмечают более скромно, чем Рождество, в греческих домах пекут сладкий хлеб василопиту (от святого Василия), лишённый христианской символики, в который вкладывают монетку: согласно верованиям, тому, кому она достанется, приходящий год принесёт счастье. Сакральную роль играет гранат, который символизирует наступление нового времени (данная традиция сохраняется с эпохи Византии). Прежде в Рождество или на Новый год гранат разбивали о порог дома, чтобы разлетевшиеся зёрна обеспечили достаток и богатство семье. В наши дни пришедшие с визитом гости разбивают гранат и в городских квартирах, что воспринимается как благопожелание. Современная промышленность производит и множество пластмассовых, деревянных и иных гранатов, которые просто можно подарить друзьям и родственникам к указанным праздникам.
Для греков важна историческая и культурная память: современные жители страны всегда готовы подчеркнуть, что именно на их земле в эпоху Античности сложились первые в мире демократические институты, возникли олимпийские игры, развивались науки и искусства; они гордятся своим алфавитом и той ролью, которую сыграла греческая цивилизация в истории человечества. Доныне греческое общество остаётся до определённой степени патриархальным, истоки чего лежат в организации большой семьи, при которой главным распорядителем движимого и недвижимого имущества, всей собственности, бюджета, а также вершителем судеб членов этой ячейки общества всегда был старший мужчина – отец, муж, брат. В наши дни, когда значительная часть населения страны проживает в городах, а многие женщины зарабатывают больше, чем их мужья, случаи подчинения женщин мужчинам, а младших – старшим встречаются реже. Тем не менее доныне распространённым явлением остаётся ситуация, когда взрослые неженатые дети живут под одной крышей с родителями, а неформальным старшим членом семьи является бабушка, без разрешения которой не будет заключён брак внуков или не будет сделана солидная финансовая инвестиция. Греки исключительно политизированы, принадлежность какой-либо партии или её поддержка являются почти правилом, а разговоры на политические темы – излюбленное времяпрепровождение мужчин в кафенио за чашкой кофе или стаканчиком узо.
Устное творчество
Устное творчество испытало влияние традиционных музыкальных культур соседних балканских народов (болгар, македонцев), цыган и турок. Фольклор включает сказки (о животных, волшебные и др.; характерный персонаж – неуклюжее чудовище Дракос, побеждаемое остроумным героем), пословицы (в том числе в форме двустишия), песни (трагуди – от «трагедия») и др. Популярна легенда об Арэти и ее брате Констандиносе: сюжет о преданном брате, вставшем из могилы, чтобы доставить сестру к матери в тяжёлое время, согласно данному обету, лег в основу многочисленных греческих песен, поэм, сказок. Данная легенда бытует и среди других балканских народов («Легенда о Дорунтине и Костандине» у албанцев). В наши дни в интернет-пространстве популярны обсуждения мифологических персонажей (каликандзары, стихьо, ламии и пр.).
Песенные жанры: богатырские (акритские, восходящие к византийскому эпосу циклы о Дигенисе, о сыне Андроника и др., где в роли противников героя вместо сарацин часто выступают турки); баллады (характерен мотив возвращения мужа к жене после долгой разлуки; т. н. хароновские баллады о поединке покойного с Хароном); исторические (воспевающие реальных исторических лиц и события, в основном периода национально-освободительной борьбы, в том числе песни клефтов и участников Движения Сопротивления периода 2-й мировой войны); лирические (в том числе исполняемые на прощальной трапезе перед отъездом на чужбину); обрядовые (песни вызывания дождя, свадебные, колыбельные; похоронные причитания миролои, исполняемые родственницами покойного или профессиональными плакальщицами; календарные: каланды, весенние, майские песни и др.); трудовые (моряков, рыбаков, пастухов и др.); бытовые. Основной размер народного стиха – силлабический 15-сложник с обязательной цезурой на 8-й стопе. Наиболее архаичные песни горцев – с текстами без рифмы, лирические городские песни – с рифмованным стихом. Танцы (хорос) сопровождаются хоровым или сольным пением. Танцевальная площадка (хоростаси) имеется в каждом селе и даже в монастырях. Характерны песенно-танцевальные жанры – сиртос, каламатьянос (хороводы), педиктос (песня-танец с подскоками). Из общегреческих танцев выделяются также медленный мужской сольный танец зейбекикос, воинский танец горцев цамикос, исполнявшийся клефтами, с сольным исполнением сложных фигур, вероятно отражающий албанское влияние; на Крите исполнялся воинский танец в полном вооружении – пендозалис.
Повсеместно распространён городской песенно-танцевальный стиль рембетико с текстами трагического содержания (сложился в 1920-х гг. преимущественно среди греческих беженцев, в середине 20 в. приобрёл значение национальной музыки). Среди музыкальных инструментов: лютня с длинной шейкой бузуки, смычковый инструмент лираки, различные флейты, а также волынка (гайда во Фракии), скрипка, мандолина, входящие в состав народного оркестра, который в середине 19 в. дополнился кларнетом и гитарой.
В наши дни популярны таверны, в которых музыканты играют на народных инструментах. В такие заведения, называемые по одному из любимых инструментов – бузуки (μπουζούκι), греки приходят по вечерам отдохнуть в компании друзей и послушать традиционные произведения и импровизации на темы популярных народных мелодий.
Теории о древних корнях современной народной музыки греков имеют гипотетический характер.