Медина
Меди́на (المدينة المنورة ; буквально – Светозарная Медина), город на западе Саудовской Аравии, административный центр одноимённого региона.
Общие сведения
Один из двух священных городов ислама наряду с Меккой. Экономический, образовательный, культурный и религиозный центр страны. Площадь 589 км2 (2022). Расположен в оазисе, примерно в 200 км от побережья Красного моря, в исторической области Хиджаз.
Медина является важным транспортным узлом. Через город проходят скоростные шоссе № 60 [Янбу – Бурайда – Эль-Артавия (регион Эр-Рияд)] и № 15 (Эль-Вадия на границе с Йеменом – Наджран – Хамис-Мушайт – Абха – Эт-Таиф – Мекка – Медина – Табук – Халат-Аммар на границе с Иорданией), высокоскоростная железная дорога «Харамайн» (2018; Мекка – Джидда – Медина). Действует Международный аэропорт имени принца Мухаммада бен Абд аль-Азиза (1974; пассажиропоток 6340,7 тыс. человек, 2022).
Население
Население 1411,6 тыс. человек (2022, перепись; 4-й по числу жителей город страны), из них граждан Саудовской Аравии 826,1 тыс. человек, иностранцев 585,5 тыс. человек.
Религия
Большинство жителей города исповедуют ислам. Среди мусульман большинство – сунниты. Преобладает ханбалитский мазхаб, присутствуют также ханафиты, маликиты и шафииты. В городе и его окрестностях проживают шииты. Они представлены общинами сейидов (сеидов) – потомков пророка, а также этнорелигиозной группой нахавиля (накхавила) – потомками Али ибн Абу Талиба, четвёртого праведного халифа и сподвижника Мухаммеда. В Медине находится микат Зу-ль-Хулайфа.
Медина – второй священный город для мусульман после Мекки. Мухаммед основал здесь первую общину мусульман. Здесь находится мечеть Пророка, в которой расположены могилы Мухаммеда и его сподвижников – халифов Абу Бакра и Омара ибн аль-Хаттаба. Она считается второй главной святыней в исламе после мечети Аль-Харам в Мекке.
История
Доисламский период (до начала 7 в.)
Поселения на территории современной Медины известны с 6 в. до н. э. Оазисная зона, расположенная на расстоянии около 200 км от побережья Красного моря, в окружении лавовых полей (харра), упоминается в античных источниках как Ятриппа (у Птолемея Латриппа, у Стефана Византийского Иатриппа), в аравийских, как на сабейском и минейском языках (эпиграфика), так и на арабском языке (начиная с Корана), – как Ясриб. Орошаемое земледелие здесь обеспечивалось временными руслами – вади (крупнейшие – Аль-Акик, Канат и Джурф), а также грунтовыми водами, протекающими неглубоко под поверхностью почвы. Население выращивало финиковую пальму, плодово-овощные и зерновые культуры.
В 5–6 вв. в оазисной зоне Ясриба сосуществовали арабы и евреи (скорее всего, обращённые в иудаизм арабские роды), которые, проживая в отдельных поселениях, занимались землепашеством, скотоводством и ремёслами (в частности, кузнечным, оружейным и ювелирным делом). Предание, отразившееся в «Книге песен» (араб. كتاب الأغاني) Абу-ль-Фараджа аль-Исфахани (середина 10 в.), связывало – очевидно, под влиянием Библии – первоначальное заселение оазиса с ветхозаветными амаликитянами, которых затем вытеснили иудеи. По одной версии, это произошло при Моисее, по другой – при Иисусе Навине, по третьей – при Давиде, который якобы бежал в Ясриб от своего мятежного сына Авессалома.
Зона Ясриба первых веков нашей эры, по всей видимости, уже была, наряду с Хайбаром и Таймой на севере Хиджаза, крупнейшим средоточием иудейских общин на севере Аравийского полуострова. Здесь проживали в собственных укреплениях (араб. اطم, мн.ч. اطوم) роды или племена (по некоторым арабским источникам – до 20), которые исповедовали раввинистический иудаизм. Наиболее многочисленны были бану-кайнука, бану-курайза и бану-н-надир, из которых последние два, возводившие своё происхождение к брату Моисея Аарону, назывались также «священниками» (араб. الكاهِنان, от коген).
Южноаравийское эпическое сказание датирует около 400 г. посещение Ясриба государем Химьяритского царства Абу Карибом Асадом, который якобы, вняв местным раввинам, не только принял иудаизм, но и придал ему государственный статус в своих владениях. До начала 7 в. иудеи, по-видимому, составляли большинство населения Ясрибской зоны (общее число – около 10 тыс. человек). Однако с 4 в. их потеснили языческие племена бану-аус и бану-хазрадж, которые, продвинувшись из Йемена, приобрели здесь главенствующее положение в 490-х гг.
Медина в первые века ислама: пророк и халифы (7–9 вв.)
В 622 г. переселение (хиджра) пророка Мухаммеда в Ясриб произошло по приглашению шейхов бану-аус и бану-хазрадж, которые видели в нём третейского судью – примирителя. Его благосклонно встретили и иудейские общины, которые, предположительно, рассматривали его как проповедника одной из форм своей религии. На протяжении 622–623 гг. взаимоотношения между переселенцами из Мекки (мухаджирами), к которым на правах «поборников» (ансаров) примкнуло аусийско-хазраджийское большинство, с одной стороны, и ясрибскими иудеями – с другой становились всё менее доверительными, поскольку мекканцы подозревали их в тайной враждебности к вероучению ислама.
В 624 г., после пребывания в двухнедельной осаде, бану-кайнука выселились на север города. В 625 г. сходная участь постигла бану-н-надир, которые перебрались в оазис Хайбар, а также в Палестину. Оставшиеся в Ясрибе бану-курайза поддерживали связи с изгнанниками, а также с теми арабскими племенами, недружественными мухаджирам и ансарам, которые в 626 г. соединёнными силами осадили город. В 627 г. Мухаммед поссорил союзников, которые, отказавшись от приступа, оставили бану-курайза без помощи, и те потерпели поражение и сдались. Пророк поручил решить их судьбу ансару Саду ибн Муазу, который, несмотря на заступничество собственного племени, осудил всех мужчин бану-курайза (600–750 человек) на смерть, а женщин и детей – на продажу в рабство.
После изгнания и истребления иудейских племён Ясриб был объявлен запретным (араб. حرم) для иноверцев и окончательно принял современное название – Медина (араб. مدينة النبئ – город Пророка; مدينة رسول الله – город Посланника Божия, впоследствии также المدينة المنورة – Город лучезарный), под которым неоднократно упоминается в Коране (9:101; 9:120; 33:60; 63:8). Существительное «мадина» (от арамейского мади[н]та) первоначально обозначало, скорее всего, не столько «город», сколько «столицу, местопребывание [судебной] власти». После смерти пророка Мухаммеда и его дочери Фатимы в 632 г. их захоронения постепенно стали целью ритуальных посещений (зиярат) и превратились, по сути, в факультативную часть паломничества (хадж).
Паломники (хаджи), прибывавшие сюда морским путем, высаживались в порту Янбо (Янбу эль-Бахр, араб. ينبع البحر). Для обмена знаниями и благочестивого общения набожные и сведущие в Сунне мусульмане, впоследствии улама (улемы), обычно собирались в Медине к началу сезона хаджа и по его завершении, что сделало город очагом раннеисламского богословия и собирания хадисов. Вместе с тем, как при пророке, так и при первых халифах Абу Бакре ас-Сиддике, Омаре ибн аль-Хаттабе и Османе ибн Аффане, именно в Медине принимались ключевые решения по ходу арабских завоеваний.
Утратив политическое значение с переездом Али ибн Абу Талиба в Куфу с 656 г. (окончательно – с переносом столицы Халифата в Дамаск при халифе Муавии в 661), Медина осталась, наряду с Меккой, одной из двух важнейших святынь ислама и крупным культурным центром мусульманского мира. Символическое значение города поддерживалось захоронением здесь многих сподвижников Мухаммеда (асхабов) и их последователей (табиун), почитавшихся суннитами. Особое уважение оказывалось могилам Амра ибн аль-Аса – завоевателя Египта, а также дяди пророка Хамзы и других павших в 625 г. в битве при Ухуде – самом высоком из холмов в окрестностях Медины.
При Омейядах и первых Аббасидах Медина – административный центр сначала всей Аравии, затем только Хиджаза – неоднократно служила оплотом шиитов и хариджитов. За поддержку восстания Абдаллаха ибн аз-Зубайра в 682 г. халиф Язид (680–683) послал на Медину своего полководца Муслима ибн Укбу, который в 683 г., разгромив повстанцев в битве на Харрах, почти полностью разрушил город. Мединцы массово выселялись отсюда, примыкая к войскам халифата Омейядов в Магрибе и с ними перебираясь в аль-Андалус.
О системе управления Мединой после её восстановления при халифе Абд аль-Малике (685–705) много сообщают нарративные источники аббасидского периода, которые, в частности, приводят списки наместников (вали), управлявших ею. Для защиты от бедуинов город с северо-запада на юго-восток был обнесён каменной стеной (не сохранилась). К 4 воротам вели 2 пересекающиеся главные улицы, одна из которых, Балат, была вымощена камнем по римско-византийскому образцу. С одной стороны, сюда стекались богатства со всех покорённых земель, обеспечившие недолгий, но яркий расцвет здесь арабо-мусульманской культуры, включая поэзию и музыку, которым могли покровительствовать даже потомки сподвижников-асхабов и Алиды (в том числе правнучка пророка, Сукайна). С другой стороны, усилиями Малика ибн Анаса и его учеников в Медине сложился мазхаб маликитов – один из наиболее строгих в суннитском фикхе.
Медина под властью династий – преемниц Халифата (10–19 вв.)
С 10 в. Медина находилась в зависимости от правивших в долине Нила Ихшидидов и Фатимидов. Её городская черта была расширена, а число ворот увеличено до 8. В её обустройство вкладывали средства и другие мусульманские государи. В 975 г. Адуд ад-Даула из династии Буидов финансировал строительство стены вокруг центральных кварталов. В 1145–1146 гг. её восстановил один из вазиров династии Зенгидов, хотя к тому времени уже значительная доля мединцев проживала за её чертой и страдала от бедуинских набегов. Второй крепостной вал, с башнями и воротами, вокруг всей Медины в 1162 г. возвёл зодчий Джамаль ад-Дин аль-Исбахани по заказу зенгидского атабека Халеба (Алеппо) Нур ад-Дина Махмуда.
Важнейший источник сведений о Медине при Айюбидах и Мамлюкском султанате – сочинения в жанре рихла («странствие»), которые, как правило, составлялись улама (наиболее известны Ибн Джубайр и Ибн Баттута), обращавшими пристальное внимание на её повседневную жизнь. Население города окончательно приобрело смешанный характер ввиду постоянного притока паломников-хаджи: лишь несколько семей прослеживали родословную к аус и хазрадж. Вулканическое извержение 1207 г. расширило лавовые поля к востоку от Медины. Следующее большое извержение, 1256 г., помимо пожара, который почти уничтожил мечеть Пророка, не нанесло Медине ущерба, но отразилось в хрониках как грозное предзнаменование (впоследствии оправдавшееся со взятием монголами Багдада). Большой пожар 1481 г. побудил Каитбая, сиро-египетского султана из мамлюков, основательно перестроить мечеть к 1487 г.
С 1516 г. Медина на четыре столетия перешла в состав Османской империи (единственный перерыв – 1804/1805–1812, когда город удерживали ваххабиты, после чего он до 1840 находился в руках правителя Египта Мухаммада Али). Новые власти для снабжения крепости водой провели подземный канал из новых источников у селения Куба (в 3–4 км от города). В самой Медине проводились обширные фортификационные работы, включая возведение новой крепостной стены высотой до 25 м и прокладку глубокого рва, наполненного водой.
Население, помимо садоводства, возделывания финиковых пальм (финики – главная статья вывоза из Медины через порт Янбо) и овощей, занималось главным образом торговлей, обслуживанием паломников и изготовлением культовых принадлежностей (чётки, молитвенные коврики, одежда для обрядов). Однако город богател преимущественно за счёт притока подаяний от богомольцев со всего мусульманского мира, которые зачастую оставались здесь на постоянное проживание. С 1860-х гг. функционировало пароходное сообщение с Мединой через Янбо.
К 19 в. относится старейшая сохранившаяся жилая застройка Медины. Знатные семейства (ас-Сиддикийя, Бану Хусайн) по-прежнему возводили свои родословные к праведным халифам и другим асхабам. Находившийся под властью Османов город посетили (переодетыми в хаджи) первые европейцы, самыми известными из которых были И. Л. Буркхардт (1815) и Р. Бёртон (1853).
Медина в 20 в.: от Османов к Саудидам
В 1904 г. султан Абдул-Хамид II распорядился проложить к Медине железную дорогу, соединившую её со Стамбулом через Дамаск, для оживления сухопутных маршрутов хаджа. Строительство, ведшееся на средства, собранные по подписке с мусульман Османской империи, под руководством инженеров из Германской империи, завершилось в 1908 г. В торговом квартале Амбарийя, за вади Абу Джида, османская администрация разместила железнодорожную станцию и транспортный терминал, в предместье Султана – казармы и плацы. Тогда же старинные оросительные и водоподъёмные сооружения были заменены современными ирригационными техническими средствами.
С началом Хиджазского восстания 1916–1918 гг. Медину блокировали отряды шерифа Мекки Хусейна ибн Али аль-Хашими, которые с помощью Т. Э. Лоуренса Аравийского вывели из строя железную дорогу. Османский гарнизон продержался до Мудросского перемирия 1918 г. Только после эвакуации гарнизона в 1919 г. город вошёл в состав королевства Хиджаз. В 1924 г. его осадил Абд аль-Азиз Аль Сауд, который, в 1925 г. захватив город, в 1926 г. включил его в состав Султаната Неджд, Королевства Хиджаз и присоединённых территорий (с 1932 – Королевство Саудовская Аравия).
Железнодорожный участок Медина – Дамаск саудовские власти не стали восстанавливать, но провели новый отрезок между Мединой и Джиддой, а также асфальтированные шоссе к Янбо и к границе Иордании. К 1925 г. Абд аль-Азиз Аль Сауд, следуя аскетическому учению Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, уничтожил культовые объекты, поддержание и почитание которых с точки зрения мазхаба ханбалитов противоречили шариату. Так, были снесены усыпальницы и надгробия на главном кладбище Баки аль-Гаркад, где столетиями погребались выдающиеся деятели ислама, скончавшиеся при посещении святых мест; само кладбище переустроено, участки зацементированы, периметр обнесён стеной. Несмотря на оскудение потока хаджи в межвоенные годы, в 1940–1950-х гг. он возобновился, став важнейшим источником пополнения бюджета города и всего королевства.
Архитектура
Архитектурные памятники Медины связаны с историей ислама. Мечеть Пророка основана в 622 г. в виде примыкающего к дому Мухаммеда прямоугольного в плане двора, окружённого сырцовой стеной (с 629 имела минбар); возведённая заново в 707–709 гг. (коптские и византийские мастера; включала многоколонный молитвенный зал с первым в истории ислама михрабом в форме декорированной сводчатой ниши, четыре минарета по углам окружённого галереями прямоугольного двора; в интерьере – мозаики и мраморная облицовка), стала образцом мусульманского молитвенного здания колонного типа (расширена между 775–785 и 847–861; в последней трети 15 в. при египетском султане аль-Ашрафе Кайтбае возведены купол над могилой Мухаммеда, медресе, фонтан для омовений; реконструировалась в 16, 19 и 20 вв.). В современном виде мечеть Пророка – комплексное здание в форме вытянутого прямоугольника (площадь 165 тыс. м2), включающее 10 минаретов (в том числе 6 высотой 104 м), Музей Корана, библиотеку; 2 подземных яруса (с паркингами, помещениями для омовения и др.).
В Медине сохранились руины замков-дворцов Каср-Азим (остатки стен, помещений и плотины, предположительно середина 7 в.) и Каср-Саид-ибн-аль-Ас (каменная кладка со следами штукатурки; предположительно эпоха Омейядов); жилые дома 19–20 вв. Мечети (реконструированы в конце 20 в.): Куба (на месте молитвы Мухаммеда перед въездом в Медину в 622), Киблатайн (Мечеть двух Кибл; на месте изменения в 624 киблы – священного направления – с Иерусалима на Мекку), Гамама (Мечеть Облаков; на месте моления о дожде), Микат (1987, египетский архитектор Абд аль-Вахид аль-Вакил).
Неподалёку от места битвы при Ухуде возведена мечеть Джами-Сейид-аль-Шухада (2017); на склоне горы Села, где проходила т. н. битва у рва, – мечеть Хандак (2007; рядом с частично разрушенным ансамблем «Семь мечетей», в который ныне входят пять мечетей начала 8 – 19 вв.).
В русле эклектики построен железнодорожный вокзал Медины (станция Хиджазской железной дороги; 1910-е гг.; ныне музей). Принципы архитектуры позднего модернизма и постмодернизма отразились в зданиях Библиотеки имени короля Абд аль-Азиза (1973–1982) и издательского комплекса имени короля Фахда (1982–1984).
В конце 20 – начале 21 вв. осуществляются масштабные проекты по благоустройству городской среды, включая озеленение; разбиты парки, построены крупные торговые центры (например, «Ар-Рашид Мега Молл», 2008, архитектурное бюро Artar), гостиницы для паломников и другие объекты инфраструктуры: аэропорт имени принца Мухаммада бен Абд аль-Азиза (2013–2015, архитектор С. Браунригг), станция высокоскоростной железной дороги «Харамайн» (2019, архитектурное бюро Н. Фостера). В Центральном парке имени короля Фахда возведён Центр искусств Медины, сочетающий технологии и стиль современной архитектуры с традициями местного зодчества (2018, архитектор Абд аль-Кадир Хафиз). На площади перед мечетью Пророка для защиты от солнца установлены механические зонты с системой охлаждения, складывающиеся и выполняющие функцию фонарей в вечернее время (2011, инженерное бюро Rasch). В 2022 г. анонсирован масштабный проект нового туристического района Руа аль-Мадина к востоку от мечети Пророка.
Образование
Один из крупнейших центров образования Саудовской Аравии и всего исламского мира. Главные высшие учебные заведения: Исламский университет Медины (1961; 9 колледжей, в том числе компьютерных и информационных систем, точных наук, инженерный; 17,9 тыс. студентов, 2023), Университет Тайба (2003; включает 28 колледжей; 69,2 тыс. студентов, 2023).
Библиотеки
В Медине действует Комплекс имени короля Абд аль-Азиза для благотворительных библиотек [создан в 2016 на базе Библиотеки имени короля Абд аль-Азиза (1985, открыта с 1987, закрыта в 2015)].
Музеи
Основные музеи города: Мединский (1983), Хиджазской железной дороги (2006), Дар аль-Мадина (2011), Международная выставка и музей биографии Пророка и исламской цивилизации (2021). На территории мечети Пророка проводится постоянная выставка Священного Корана (с 2015).
Фестивали
Проводится Книжная ярмарка в Медине (Madinah Book Fair; с 2022).
Парки
В Медине находятся: Центральный парк имени короля Фахда, сад имени Салмана аль-Фариси, сад «Джабаль Ухуд» и др.
Достопримечательности
Главная достопримечательность города – мечеть Пророка (Масджид ан-Набави), привлекающая в Медину многочисленных паломников. Среди других достопримечательностей: гора Ухуд (у её подножия расположены: кладбище шахидов – место захоронения 70 сахабов, погибших в битве при Ухуде), кладбище Баки аль-Гаркад (место захоронения сахабов и родственников Пророка, в том числе Айши, Османа ибн Аффана, также известных исламских деятелей, включая имама Малика, Шамиля, Абдул-Меджида II и др.), колодец аль-Гарс (водой из него было омыто тело Пророка). Одна из главных исторических улиц Медины – проспект Куба (3,6 км; соединяет мечеть Пророка и мечеть Куба).
Хозяйство
Основа городской экономики – сфера услуг, в первую очередь религиозный туризм, торговля и гостиничный бизнес. В 2023 г. после совершения хаджа в Медину прибыло 718,0 тыс. человек. Действует крупнейший в мире центр издания Корана – Издательский комплекс имени короля Фахда (1984; печатает мусхафы, джузы, тафсиры и т. д.; свыше 18 млн экз. в год, 2019).
Промышленность представлена машиностроением (авторемонтные предприятия) и металлообработкой, химической (производство нефтепродуктов), пищевой отраслями, производством строительных материалов (кирпич, черепица). Действуют гончарные и столярные мастерские.
В районе Медины развито орошаемое земледелие; основная сельскохозяйственная культура – финиковая пальма (финики выращиваются главным образом на экспорт); также культивируются фрукты, овощи, зерновые.
Окрестности
В оазисе Хайбар к северу от Медины расположены руины древних иудейских поселений с крепостью Аль-Камус (около 7 в.).