Синан
Сина́н (осман. سنان , тур. Sinan; Мимар Синан, осман. معمار سنان, тур. Mimar Sinan – архитектор Синан; Коджа Мимар Синан Ага, осман. قوجه معمار سنان آغا, тур. Koca Mimar Sinan Ağa – Господин архитектор учитель Синан) (предположительно 1490, деревня Агырнас близ Кайсери – 17.8.1588, Стамбул), турецкий (османский) архитектор, глава Ведомства придворного архитектора при султанах Сулеймане I Великолепном, Селиме II и Мураде III.
Биографические сведения о Синане основываются на текстах, считающихся продиктованными самим мастером своему другу, поэту Саи Мустафе Челеби [«Свод строительных работ» («Tezkiretü’l-Bünyān»), «Перечень сооружений» («Tezkiretü’l Ebniye»), «Анонимный трактат» («Adsız Risale»), «Трактат об архитектуре» («Risāletü'l-Miʿmāriyye»), «Отборный дар архитекторов» («Tuḥfetü'l-Miʿmārīn»); списки хранятся в библиотеках дворца Топкапы и мечети Сулеймание в Стамбуле, в Национальной библиотеке в Анкаре и др.] (Sinan's Autobiographies ... 2006).
Родился в семье каппадокийских христиан (армян либо греков); возможно, помогая отцу (в источниках указывается его имя – Абдулменан), получил навыки строительных работ. Около 1512 г. призван на службу по системе девширме, обращён в ислам и отправлен в Стамбул, где обучался в школе янычарского корпуса и получил офицерское звание. Участвовал в военных кампаниях Селима I на о. Родос и под Белградом, при Сулеймане I – в Мохачской битве (1526), в походах на Багдад, Корфу, в Апулию, Молдавию, Египет, Персию. Выполнял обязанности военного инженера, строил дороги, налаживал переправы, возводил оборонительные сооружения, перестраивал здания церквей в мечети (что позволило ему, в частности, изучить византийские конструкции и строительные приёмы). В ходе Молдавского похода 1538 г. возвёл мост через реку Прут за 13 дней, чем привлёк внимание Сулеймана I. Первой мечетью авторства Синана считается Хюсрев-паша-джами в Алеппо (1537; разрушена в 2014).
Около 1539 г. занял пост главного придворного архитектора (baş mahkeme mimarı) (возможно, при поддержке своего бывшего командира Лютфи-паши, назначенного на пост великого визиря). Эта должность подразумевала как непосредственное выполнение архитектурных заказов, так и организацию разных видов строительных работ, создание необходимой инфраструктуры и контроль за поставками материалов. Синан преобразовал деятельность ведомства, распределив задачи между большим количеством подмастерьев и учеников и создав «типовые» проекты, адаптируемые к условиям конкретных заказов; так он превратил административное ведомство в подлинное архитектурное бюро, что свидетельствует о его блестящих организаторских способностях и целенаправленной работе над собственной репутацией, наряду с официальным статусом обеспечивавшей его мастерскую частными заказами.
Количество приписываемых Синану сооружений разной степени сохранности и достоверности авторства значительно различается (от 374 до 477); среди них «большие» (от 80 до 92) и «малые» (свыше 50) мечети, около 60 учебных заведений (медресе и коранические школы), 35 дворцов и особняков, мавзолеи, бани (хаммамы), благотворительные сооружения, караван-сараи, крепости, мосты, акведуки. Мастерская одновременно реализовывала несколько проектов разного назначения, доля участия самого мастера в каждом конкретном случае различалась в зависимости от важности заказа: одни проекты требовали сложных авторских расчётов и личного контроля на всех стадиях строительства, другие – адаптации проверенных решений к условиям заказа, третьи – отбора проекта и инструкций ученику, командированному на удалённую строительную площадку для надзора за ходом работ. Такая организация работ в придворной мастерской способствовала воплощению проектов Синана от венгерского Вишеграда до Диярбакыра в Северной Месопотамии и от Дамаска и Каира до Софии и Гёзлева (ныне Евпатория).
Синан многократно использовал одни и те же отработанные композиционно-планировочные схемы членения интерьера опорами и поддержки центрального купола сводами или полукуполами только по центральной оси или в виде тетраконха (совпадающего с продольной и поперечной осями здания или же диагонального). В разные периоды творчества мастер не отдавал приоритета тем или иным моделям, но постоянно возвращался к опробованным приёмам и образцам [храмы Святых Сергия и Вакха и Святой Софии, мечети Фатих и Баязид (Баязида II) в Стамбуле, Улу-джами в Бурсе, Уч-Шерефели-джами в Эдирне], дополняя их новыми разработками, ставил новые задачи (конструкция купола, облегчение опор, акцентирование внутреннего пространства, освещение) и переносил находки в разные типы проектируемых им зданий, изменяя, упрощая или усложняя их, добиваясь впечатления оригинальности каждого здания (Mimar Sinan. 1987. P. 146–149). При этом главной темой всегда оставался купол – в качестве доминанты интерьера, в угловых ячейках и боковых нефах, на контрфорсах, в портиках галерей двора. Синан активно использовал византийскую композицию интерьера из девяти ячеек, продольно-нефную планировку, опору купола на шестиугольник, октагональную расстановку опор купола в центрических зданиях, демонстрируя усвоение всего доступного ему архитектурного наследия.
Практически все использованные Синаном планировочные, конструктивные, композиционные элементы уже существовали в анатолийском (византийском, сельджукском, османском) зодчестве. Подготовка и опыт Синана как военного инженера, строительная практика в разных районах Османской империи, участие в перестройке византийских церквей и в реставрационных работах (в том числе в храме Святой Софии Константинопольской) позволили ему изучить, оценить и взять на вооружение строительные приёмы и визуальные эффекты лучших памятников.
Масштабность строительных проектов «великолепного века» подкреплялась финансовым могуществом империи, достигшей территориального и политического апогея и только что ставшей новым халифатом. Расцвет османской архитектуры в середине 16 в. стал результатом редкого совпадения амбициозного, интеллектуально насыщенного заказа, финансовых возможностей для его осуществления и талантливого исполнителя, которым был Синан.
Творчество Синана условно делят на три этапа – ранний (до 1550-х гг.), зрелый (1550-е – 1560-е гг.), поздний (1570-е – 1580-е гг.), или, согласно его собственному определению, периоды «ученичества», «подмастерья» и «мастерства».
Постройки до 1550-х гг.
Первым крупным стамбульским заказом Синану на посту главного архитектора стал культовый комплекс (куллие) Хюррем-султан. Зодчему пришлось считаться с начатыми его предшественниками работами. Мечеть завершена к 1539 г. (в 17 в. перестроена и расширена), больница – только к 1551 г. Здания комплекса (медресе, имарет – благотворительная столовая, кораническая школа) демонстрируют следование уже сложившимся османским образцам, а перекрытие интерьера мечети куполом диаметром 11,3 м – скромность конструктивных задач. Не отличается оригинальностью и мавзолей Хайраддина Барбароссы (1541, набережная Бешикташ).
В 1543 г. Синан приступил к выполнению крупного заказа, исходившего непосредственно от Сулеймана I. Речь шла об огромной мечети Шахзаде-джами (правильнее Шехзаде-джами, от тур. şehzade; «Мечеть принца»; 1543–1548) на 3-м стамбульском холме в непосредственной близости от мечетей Фатих и Баязид и Старого дворца. Этот заказ обычно связывается со смертью престолонаследника Мехмеда, однако возведение мечети было начато за несколько месяцев до его кончины. Ряд аргументов свидетельствуют в пользу того, что Шахзаде-джами должна была стать триумфальной мечетью самого султана, но в ходе строительства замысел был скорректирован. План мечети составлен из двух одинаковых квадратов 38 × 38 м: один занят двором, второй – молитвенным залом. По сравнению с Баязид-джами, архитектор которой развил систему полукуполов по михрабной оси здания, Синан добился абсолютной центральной симметрии объёма и интерьера, расположив полукупола также по поперечной оси и создав план-квадрифолий с угловыми ячейками. Композиция квадрифолия из полукуполов близка к ренессансным поискам образа идеального храма (Л. Б. Альберти, Д. Браманте, Леонардо да Винчи и др.); исследователями ведутся споры о возможности знакомства Синана с проектами итальянских мастеров (Necipoğlu. 2005). Конструкция четырёх осевых полукуполов позволила полностью изменить структуру интерьера османской мечети, отказаться от галерей боковых нефов и поднимающихся над ними люнетов подпружных арок. Здесь использована разработанная Синаном «балдахинная» система перекрытий, основанная на каркасе из опорных столбов, пристенных контрфорсов и соединяющих их подпружных арок (Кононенко. 2019. С. 264).
Одновременно Синан строил мечеть Михримах-султан-джами в стамбульском округе Ускюдар (1546–1548) на азиатском берегу пролива Босфор. Здесь для поддержания 11,4-метрового купола использована конструкция триконха из куполов, а частный заказ предопределил отказ от «статусного» двора, функцию которого во многом взял на себя глубокий двойной портик.
После воцарения Сулеймана I активизировались начатые ранее работы по строительству дворцового комплекса Топкапы. К середине 16 в. Старый дворец на 3-м холме потерял значение, двор султана и ряд учреждений переместились в Топкапы. Конкретные работы, проводившиеся здесь Синаном до 1570-х гг., неизвестны, но очевидно, что строительство и оформление новой монаршей резиденции не могли вестись без контроля главного архитектора.
Работы 1550-х – 1560-х гг.
В 1550 г. на самой высокой точке водораздела между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем в Стамбуле началось строительство комплекса (куллие) Сулеймание, задуманного как мемориал Сулеймана I (1550–1557; включён в список Всемирного наследия). Возведение грандиозной культовой постройки уподоблялось деянию тёзки султана – царя Соломона, строителя Иерусалимского храма (Necipoğlu. 1985. P. 100–104; Кононенко. 2021). Расположение куллие Сулеймание над довольно крутым северным склоном 3-го холма потребовало расширения строительной площадки и дополнительного укрепления основания, в результате чего центральная часть комплекса – собственно мечеть и некрополь – сооружена на платформе (210 × 145 м), а северные и западные здания опущены на нижнюю террасу. Внутри платформы, стена которой обращена к спускающимся к Золотому Рогу базарным кварталам, архитектор разместил торговые лавки и складские помещения. Образцом для регулярной планировки комплекса стало находящееся неподалёку куллие Фатих.
Образцом для самой мечети Сулеймание стали храм Святой Софии Константинопольской и мечеть Баязид. Огромный зал (внешние размеры 61,5 × 59,3 м) перекрыт центральным куполом (диаметр 26,5 м, высота – 54 м) и предварён двором (9 ячеек по фасадным сторонам, 7 – по боковым). Синан не стремился превзойти по количественным параметрам те постройки, с которыми следовало сопоставлять Сулеймание-джами; более важным являлось равенство высоты Сулеймание и Святой Софии (достигаемое выбором точек для измерения). В Сулеймание-джами получила дальнейшее развитие «балдахинная» конструкция перекрытий, обеспечившая открытость пространства интерьера и проницаемость стен-перегородок. Входы в молитвенный зал через угловые ячейки позволили рассчитать наиболее эффектные точки восприятия интерьера и подчеркнуть направление продольной оси движения. Место двора в композиции Сулеймание явно меньшее, чем в Шахзаде-джами, а его пропорции – более дробные (9 × 7 против 5 × 5). Новшеством для Стамбула стали четыре минарета Сулеймание, поставленные по углам двора; северные минареты, на четверть «утопленные» в угловые ячейки двора, имеют высоту 56 м и по два балкона, южные же, приставленные к телу мечети, подняты на 76 м и имеют три балкончика.
В 1550-х – 1560-х гг. мастерская Синана активно экспериментировала и с конструктивным октагоном в «малых мечетях», строившихся по частным заказам (Хадим-Ибрахим-паша-джами в Стамбуле, 1551; Рюстем-паша-джами в Текирдаге, 1554; Рюстем-паша-джами в Стамбуле, 1561–1563), что позволило позже реализовать восьмиугольную конструкцию в Селимие-джами в Эдирне. В Синан-паша-джами в стамбульском округе Бешикташ (1553–1555) в уменьшенном размере воспроизведена гексагональная опорная конструкция более ранней мечети Уч-Шерефели в Эдирне; опорный шестиугольник применён и в мечетях Джедид-Али-паша (г. Бабаэски, 1555), Кара-Ахмед-паша (район Топкапы, проект около 1555), Молла-Челеби (район Фындыклы, 1561–1562?; обе – в Стамбуле). Эти постройки демонстрируют разновекторность формальных и конструктивных поисков Синана, обращение к разным архитектурным источникам и обогащение его арсенала типовых проектов османских мечетей (Necipoğlu. 2005. P. 377–384).
Постройки 1570-х – 1580-х гг.
Крупнейшим проектом позднего этапа творчества Синана стал комплекс Селимие (мемориальное куллие Селима II) в Эдирне (1569–1574; включён в список Всемирного наследия). В трудах исследователей Селимие-джами оценивается как высшее проявление архитектурного таланта Синана, с почти непременной отсылкой к пассажу из «Tezkiretü’l-Bünyān» о том, что и сам мастер считал эту постройку своим главным достижением (Sinan's Autobiographies ... 2006. P. 130). В расположении базара в цокольной части платформы можно видеть применение опыта планировки куллие Сулеймание.
Селимие-джами строилась на одной из самых высоких точек города и превратилась в доминанту Эдирне. Рельеф предоставил идеальные возможности для обзора памятника; при этом Синан отказался от безусловного подчинения застройки крупнейшему сооружению и предпочёл тактично вписать новый памятник в существовавшую городскую планировку. Территория мечети огорожена стеной, вычленяющей комплекс из окружающей застройки и благодаря проложенным дорожкам предполагающей особую организацию движения верующих. Размер молитвенного зала Селимие-джами – 45 × 36 м, диаметр купола – 31,3 м (самый большой купол в османской и во всей средневековой мусульманской архитектуре).
Абсолютное доминирование подкупольного пространства обеспечивается отказом от больших полукуполов, расположенных по осям здания, от опоры купола на четыре точки, от боковых нефов (оставлен только узкий обход). Синан не стал в очередной раз интерпретировать планировку, конструкцию, композицию и образ храма Святой Софии Константинопольской (после Сулеймание-джами экспериментировать с этой темой было бессмысленно) и обратился к иным источникам, в которых применялась опора купола на восемь точек: византийские церковь Святого Георгия в Изре и собор в Босре (обе – на территории современной Сирии), константинопольская церковь Святых Сергия и Вакха, сельджукские мечети Анатолии 12 в., мечеть Улу-джами в Манисе (все – в Турции).
В Селимие-джами Синан использовал опробованную «балдахинную» систему с передачей распора купола на внешние контрфорсы и на предельно усиленные углы здания. Визуально несущая конструкция выведена за пределы интерьера, что переносит акцент на гигантский октагон и создаёт впечатление полной конструктивной независимости «балдахина». Стены освобождаются от несущей функции и превращаются в «мембрану», прорезанную рядами световых проёмов, что обеспечивает предельную открытость молитвенного зала. С каждой стороны в интерьере многократно воспроизводится трёхпролетное членение, отсылающее к триумфальным аркам и подчёркивающее торжественную грандиозность пространства. Принципиальным композиционным новшеством Селимие-джами стала постановка четырёх минаретов по углам молитвенного зала, каждый высотой около 71 м с тремя балконами-шерефе. На минареты возложена роль угловых контрфорсов, принимающих направленный по диагоналям зала распор полукуполов. Их значительно углублённые основания стали своеобразными столбами фундамента, обеспечивающими сооружению запас прочности.
После создания Селимие-джами в мастерской Синана предпринимались попытки совместить несколько направлений поисков центрических купольных интерьеров за счёт включения подкупольного октагона в нефные и четырёхлепестковые планировки культовых зданий. В мечети Соколлу-Мехмет-паша в Азапкапы (Стамбул, 1578) Синан добавил к восьмиугольнику с угловыми полукуполами также и полукупола над осями, «смешав» тем самым композиции Шахзаде и Селимие. В небольшой мечети Месих-Мехмед-паша (1584–1586) планировочный восьмиугольник с угловыми полукуполами и развитой михрабной нишей фланкирован боковыми купольными нефами: модель Селимие «заменяет» подкупольное пространство Сулеймание. В мечети Хабеши-Мехмед-ага (Стамбул, 1584–1585) архитектор «прижал» опорные столбы к стенам, лишив восьмиугольник обхода и сведя композицию здания к одному лишь подкупольному пространству.
В небольших мечетях, возводимых по частному заказу, Синан неоднократно использовал шестиугольную планировку. Эталонным выражением конструкции опорного гексагона является Соколлу-Мехмет-паша-джами в районе Кадырга (Стамбул, 1571–1572), построенная на фундаменте византийской церкви. План мечети представляет собой чуть вытянутый в поперечном направлении прямоугольник 18,8 × 15,3 м, перекрытый 13-метровым в диаметре куполом. Площадка перед мечетью, поднятая на высокую платформу, ограничена крыльями небольшого П-образного медресе; платформа и медресе имеют византинизирующую полосатую кладку, а мечеть облицована серым камнем, из-за чего здания комплекса выглядят как разновременные постройки.
Одновременно Синан строил в стамбульском районе Ускюдар комплекс Атик-Валиде-султан (1571–1586), мечеть которого представляла собой версию мечети Соколлу-Мехмет-паша-джами, дополненную небольшим михрабным айваном. Центральный купол диаметром 12,7 м опирается на вытянутый по продольной оси шестиугольник, образованный полуциркульными арками. Каждый из боковых нефов перекрыт двумя куполами и превращён в двухъярусную галерею, соединённую с лоджиями вдоль северной стены.
В 1570-х гг. Синан руководил очередными реставрационными работами в храме Святой Софии Константинопольской. Результатом осмысления этого опыта стал проект мечети Кылыч-Али-паша (район Топхане в Стамбуле; 1578–1580), в котором Синан спустя четверть века после Сулеймание-джами вернулся к композиции нефной купольной базилики. Дополнительное сходство с византийским храмом этой мечети придают массивные наружные контрфорсы, развёрнутые поперёк михрабной оси, перекрытая полукуполом михрабная ниша, сильно выступающая за пределы стены, толстые колонки с капителями, по форме напоминающими ранневизантийские, полосатая кладка архивольтов, дополнительный «нартекс», перекрытый крестовыми сводами.
После пожара 1574 г. Синан по поручению Селима II восстанавливал повреждённые части дворцового комплекса Топкапы. В ходе работ были реконструированы корпуса кухонь, отграничена и выстроена особая зона гарема, организованы дворцовые бани, возведены Тайная палата (административная часть дворца) и прибрежные павильоны. В правление Мурада III в корпусе Тайной палаты Синан выделил и оформил Палату священных реликвий.
Мечети за пределами столичного региона
С мастерской Синана (вне зависимости от степени участия самого мастера) связывается ряд проектов в отдалённых от Стамбула городах: текке Сулеймание в Дамаске (1554–1566), мечеть Баня-Баши в Софии (1566/1567). Нет сведений об участии Синана в строительстве мечети Селимие в Конье (1558–1570), используемой для реконструкции первоначального варианта стамбульской Фатих-джами, однако её не могли возвести без согласования с ведомством придворного архитектора. К проектам мастерской Синана следует отнести Джума-джами (Пятничную мечеть) в Гёзлеве (ныне Евпатория; 1552 – около 1564), хотя о поездке самого Синана в Крым сведений нет. Ранняя датировка (до 1520-х гг.) Бююк-джами (Большой мечети) в Кефе (ныне Феодосия; не сохранилась) заставляет исключить авторство Синана, предполагавшееся исследователями Б. Н. Засыпкиным, А. П. Григорьевым и С. Г. Бочаровым.
Сооружения разных типов
Параллельно с возведением мечетей мастерская Синана по заказу высших чиновников активно строила медресе (восьмиугольное медресе Рюстем-паши, 1550–1551; медресе Джафер-ага возле храма Святой Софии Константинопольской, 1559; оба – в Стамбуле), ханы [караван-сараи; Таш-хан в Эрзуруме (1544–1561); ханы Рюстем-паши: в Эрегли (иль Конья; 1552), в Эдирне (1561), в Стамбуле (в районе Галата, или Каракёй; также называется Куршунлу-хан; 1544–1550)], хаммамы [строились преимущественно под патронатом женщин из семьи султана – Хюррем-султан (1556), Нурбану-султан в районе Чемберлиташ (1584), оба – в Стамбуле]. Возводились и мавзолеи (тюрбе) – как в составе комплексов мечетей, так и отдельно стоящие: Хайраддина Барбароссы в округе Бешикташ, Ибрахим-паши Паргалы в Силиврикапы, шахзаде Мехмеда и Рюстем-паши (оба – у мечети Шахзаде), Сулеймана I и Хюррем-султан (оба – в комплексе Сулеймание), Селима II у Святой Софии, Соколлу Мехмет-паши на кладбище Эюп (все – в Стамбуле).
Ведомство придворного архитектора также занималось инфраструктурными сооружениями для османской столицы, в том числе строительством водопроводов. Синан реализовал инициативу Сулеймана I по обеспечению Стамбула водой, спроектировав систему Кыркчешме («Сорок источников», 1554–1563), по которой вода самотёком поступала в Стамбул с расстояния 55 км из ручьёв Белградского леса. Для этого потребовалось возвести 33 акведука (крупнейшие из сохранившихся – Маглова, Узункемер, Девелиоглу, Балыклыкемер), накопительные и очистные сооружения, цистерны (Kuran. 1986. P. 244, 405).
Синан прославился и как строитель мостов; среди сохранившихся – мост султана Сулеймана Кануни в Бююкчекмедже (Стамбул), мост Мустафа-паши (Старый мост) через реку Марица в Свиленграде (Болгария), мосты Соколлу Мехмет-паши – через реку Люлебургаз в Люлебургазе (иль Кыркларели) и через реку Дрина в Вишеграде (Венгрия), мост Синанлы через реку Эргене в Альпуллу (иль Кыркларели).
Синан похоронен на территории комплекса Сулеймание через улицу (ныне называется Мимар Синан) от северо-восточного угла двора мечети в спроектированной им самим гробнице. Эпитафия с кратким указанием количества произведений («400 малых мечетей, 80 пятничных мечетей и мост султана Сулеймана Законодателя в Бююкчекмедже») приписывается Саи Мустафе Челеби.
Значение наследия Синана. Восприятие потомками
Многовекторность предложенных Синаном в 16 в. планировочных, конструктивных, композиционных решений на два столетия предопределила развитие культового зодчества Османской империи. Спроектированные его мастерской комплексы сформировали современный облик Стамбула, центров Эдирне, Коньи и других городов. Композиция и образ мечетей Синана идеально соответствовали градостроительным и «риторическим» задачам своей эпохи. Его деятельность фактически исчерпала возможности для эволюции «большой османской мечети» как архитектурного типа: крупные архитектурные проекты 17–18 вв. (стамбульские мечети Султанахмет, Ени-Валиде в Эминёню, Ени-Валиде в Ускюдаре, Хекимоглу-Али-паша, перестройка мечетей Фатих и Эюп) основывались на наработках мастерской Синана.
В османской историографии конца 19 в. творчество зодчего оценивалось как высшее проявление «национального характера», кульминация «династического стиля», кодификация достижений классического этапа османской архитектуры. В трудах европейских исследователей (например, немецких историков конца 19 – 1-й половины 20 вв. К. Гурлитта и Ф. Бабингера, австрийского исследователя середины 20 в. Э. Дица) Синан представлен как «османский Микеланджело» (Babinger F. Ein osmanischer Michelangelo // Frankfurter Zeitung. 7.9.1915. N 248. 1. Morgenblatt. S. 1) и сопоставлен с мастерами итальянского Возрождения (Д. Браманте, Дж. да Сангалло, Б. Перуцци). В 1920-е – 1930-е гг. предпринимались попытки выделить в наследии Синана исключительные тюркские (турецкие) составляющие (М. Ага-оглу, Р. Осман, Дж. Арсевен, Ф. Кёпрюлю, Р. Мерич) (Necipoğlu. 2007). В 1935 г. останки Синана были эксгумированы, чтобы найти доказательства его тюркского происхождения; это привело к утрате черепа. В исследованиях 2-й половины 20 в. Синан превратился в одну из центральных фигур османской и, шире, мусульманской культуры (А. Куран, Г. Гудвин, О. Грабар, Д. Кубан).
В 1976 г. имя Синана дано кратеру на Меркурии, с 1982 г. стамбульская Академия художеств называется «Университет имени Мимара Синана» (с 2004 Университет изобразительных искусств имени Мимара Синана). В 2007–2012 гг. в азиатской части Стамбула возведена мечеть Мимар-Синан-джами (архитектор Х. Ченальп): 27-метровый в диаметре купол опирается на шестигранное основание, отсылая к конструкции Соколлу-Мехмет-паша-джами в районе Кадырга авторства Синана. Изображения архитектора и мечети Селемие в Эдирне (за основу для его портрета взят современный памятник ему рядом с этой мечетью) были помещены на турецких банкнотах номиналом 10 000 лир (1982–1995), его условный портрет – на памятной монете номиналом 7 500 000 лир (2001), а изображение мечети Селимие в Эдирне – на памятных монетах номиналом 1000, 20 000 и 200 000 лир (1988; в ознаменование 400-й годовщины смерти Синана), 20 лир (2005).