Тунис. История. История с древнейших времён до конца 19 в.
Исто́рия Туни́са с древне́йших времён до конца́ 19 в., история Тунисской Республики, государства в Северной Африке, с 12 в. до н. э. до конца 19 в. н. э.
Территория Туниса в древности (до 640-х гг.)
В 12–11 вв. до н. э. побережье современного Туниса начали активно осваивать поселенцы из Финикии, которые основали здесь такие города, как Утика, Хадрумет, Гиппон-Акра (позднее Диаррит, ныне Бизерта). К их числу относится и Карфаген, который быстро превратился в торговую державу, раскинувшуюся по всему Западному Средиземноморью от Гибралтарского пролива до Киренаики. Её процветание, помимо мореплавания и ремесла, было основано на развитом земледелии (садоводство, виноградарство, оливковые плантации).
По итогам Пунических войн Рим включил бо́льшую часть карфагенских земель в провинцию Проконсульская Африка, а к середине 1 в. контролировал всю территорию современного Туниса. В эпоху республики и принципата (1 в. до н. э. – 2 в. н. э.) благодаря крупномасштабным ирригационным работам сложилась высокоразвитая аграрная экономика, зиждившаяся на культивации злаковых, винограда и оливы. Латифундии с тысячами рабов (позднее – колонов) снискали долине Баграда (ныне Меджерда) славу одной из житниц империи (отсюда поступало более ½ потребляемого в её столице зерна). Карфаген, восстановленный как провинциальная столица, стал крупным культурным очагом Античности.
Интенсивное строительство в городах (дороги, акведуки, храмы, триумфальные арки, термы, цирки, театры), а также возведение новых поселений способствовало активному распространению римской культуры. Основная масса селян говорила на пуническом (африканский диалект финикийского языка), а высокий статус латинского языка способствовал тому, что элита пунийцев постепенно слилась с нобилитетом и деятельно участвовала в обогащении греко-римской языческой и раннехристианской литературы. Выходцами с территории Проконсульской Африки были Апулей и Тертуллиан, Киприан Карфагенский и Августин.
Общий кризис римской государственности в 3 в. на месте осложнялся экологической катастрофой, вызванной вырубкой лесов и истощением водных ресурсов. Усиление социальных противоречий выразилось в подъёме массовых религиозных течений, вдохновлённых преследованиями христиан (донатизм – с 312, агоники). В 439 г. вандалы и аланы захватили Карфаген и сделали его своей столицей.
Вандало-аланское правление характеризовалось упадком сельского хозяйства, снижением уровня производства, деградацией гражданских учреждений. В 533–534 гг. Африканскую провинцию отвоевал полководец Юстиниана I Велисарий, но упрочению владычества Византии, помешало вооружённое сопротивление населения (прежде всего берберов).
Тунисские земли под властью арабо-берберских династий (650–1540-е гг.)
В 647 г. византийский экзарх Африки, патрикий Григорий, потерпел поражение от войска 3-го праведного халифа Османа ибн Аффана, которое продолжало набеги на экзархат вплоть до 649 г. В 670 г. военачальник халифа Муавии I, Укба ибн Нафи, основал Кайруан, надолго ставший твердыней исламской цивилизации Магриба. В 703 г. последние оплоты византийцев и их берберских союзников были захвачены мусульманами. Территория современного Туниса попала под власть Омейядов как часть области Ифрикия (Восточный, или Ближний, Магриб). В начале 8 в. укрепились контакты с Сирией, которые затем, приобретя устойчивость, распространились и на другие центры арабо-мусульманской культуры.
В 800 г. Харун ар-Рашид передал Ифрикию под управление Аглабидов, которые сохранили торговые и культурные связи с основными владениями Аббасидов. В 909 г. Фатимиды во главе ополчения исмаилитов захватили Аглабидский эмират, но в 973 г. передали его Зиридам и перебрались в Каир. Зиридские дворы в Кайруане и Махдии покровительствовали арабской словесности и языковедению. В 1050–1052 гг., чтобы наказать зиридских эмиров за переход в суннизм, Фатимидский халифат спровоцировал хилалийское нашествие, которое обернулось разрушением оросительных сетей и оказало губительное воздействие на сельскую и городскую экономику. Эмират Зиридов распался на множество княжеств и городов-государств, а оседлые берберы-земледельцы отступили на возвышенности. В 1140–1150-е гг. король Сицилии Рожер II захватил порты Тунис и Махдия, где следил за благоустройством и миром в межконфессиональных отношениях.
В 1159–1160 гг. Ифрикию захватил халифат Альмохадов, по мере распада которого в Тунисе обособились Хафсиды. Социально-экономическая ситуация стабилизировалась, оживились торговля, ремесло, земледелие, особенно на севере, куда от Реконкисты бежали арабоязычные мусульмане аль-Андалуса. В хозяйстве (садоводство, виноградарство), искусстве (строительство мечетей, мавзолеев, дворцов), интеллектуальной жизни (богословская и изящная литература) испано-арабское влияние вытеснило преобладавшее ранее багдадское и каирское. Однако с начала 14 в. смуты и усобицы вновь разорили Ифрикию, куда дважды вторгались Мериниды.
Путешественник Лев Африканский, посетивший Хафсидский султанат («королевство Беджайи и Туниса») в начале 16 в., в части V своего труда «Della descrittione dell’Africa e delle cose notabli che ivi sono» (рус. пер.: Африканский Л. Африка – третья часть света. Ленинград, 1983. С. 245–279) описывал его города как средоточия процветавшего текстильного производства и торговли, в которой активное участие принимали католики, но отмечал упадок земледелия, фискальный гнёт султанов и усиление бедуинов, запустение обширных округов. Значительную долю товарооборота, несмотря на жёсткий пресс повинностей и податей, контролировали евреи Туниса, Махдии, острова Джербы и других регионов, которые пользовались самоуправлением под властью собственного каида.
Османское владычество в Тунисе (1550–1870-е гг.)
В середине 16 в. судьбу хафсидских владений определило соперничество между Габсбургами и Османами. В 1534 г. Тунис был взят флотоводцем Сулеймана I Хайраддином Барбароссой. В 1540–1550-е гг. гарнизоны императора Священной Римской империи и короля Испании Карла V, вытесненные из южных и центральных районов Восточного Магриба, всё ещё удерживали Джерба и крепость Гулетта. В 1574 г. капудан-паша Кылыч Али окончательно покорил Тунис. После смерти Кылыч Али в 1587 г. и упразднения единого управления Алжиром, Тунисом и Триполи каждая из стран стала рассматриваться как отдельный эйялет (вилайет) со своей административной системой.
В эйялете Тунис бейлербею в высшем воинском звании паши подчинялся, с одной стороны, корпус (оджак) из 5 тыс. янычар под командованием аги, с другой – областные ополчения племён (махзен) под началом бея. В 1590 г. оджак восстал против офицеров, истребил их и избрал одного из своих деев для совместного с агой командования. В 1591 г. таким деем стал Родослу Ибрахим, который в 1593 г. добровольно сложил полномочия в пользу другого дея – Кара-Усмана.
Кара-Усман установил единоличную власть (1593–1610) и смог передать полномочия своему преемнику Юсуфу (1610–1637). Благодаря их покровительству в Тунисском эйялете осело множество рабов из различных европейских наций, а также изгнанные с Пиренейского полуострова мориски. Джихад против «неверных франков» в форме пиратства способствовал превращению портов эйалета в убежища для корсаров, борьба с которыми в дальнейшем послужит предлогом для вмешательства христианских держав в его внутренние дела.
Присылавшийся из Константинополя бейлербей сохранил чисто церемониальные функции. Бей Мурад Корсо (1612–1631), которого, в награду за победы над алжирскими пиратами и тунисскими бедуинами, Порта удостоила этого титула, к концу жизни соединил в своих руках почти все рычаги управления вилайетом, которые оставил после смерти своему сыну Хаммуда-паше (1631–1666). Фактический соправитель Хаммуды, дей Уста Мурад (1637–1640), в конце 1630-х гг. обустроил близ Бизерты укреплённую гавань Порто-Фарина (ныне Гар-эль-Мельх, араб. غار الملح), превратившуюся в оплот каперства. Потомки Мурада Корсо – Мурадиды – правили Тунисским вилайетом на протяжении всего 17 в., несмотря на междоусобные распри и вмешательство со стороны деев Алжира.
В 1705 г. Хусейн ибн Али объединил функции дея и бея, а в 1707 г. установил контроль над всей страной. Тунис стал бейликом («регентством» в европейской историографии). Высокая Порта признала за ним право на самостоятельную дипломатию. Усобицы с Алжиром закончились в 1735 г. поражением тунисцев и обязательством отсылать дань алжирскому бею, что почти не влияло на политику Хусейна и его племянника Абу-ль-Хасана Али (1740–1756), как внутреннюю (поощрение торговли, ремесла, мануфактуры, судоходства), так и внешнюю (противоборство с Венецией, испанцами и французами).
Рассматривая османских султанов как «повелителей верующих» и регулярно отправляя им дары, они имели собственный герб и флаг, полностью распоряжались всеми воинскими соединениями в стране и выстраивали отношения с западноевропейскими государствами. Поскольку пиратство в тунисской экономике к середине 18 в. отошло на задний план, с большинством держав беи заключали договоры об уплате откупа золотом от захватов судов: с Францией в 1710 г. (дополнение договора от 1685) и 1728 г. (дополнение договора от 1720), с Англией в 1716 г. (часто возобновлялся), с Испанией в 1720 г., со Священной Римской империей в 1725 г., с Нидерландами в 1728 г., со Швецией в 1736 г., с итальянскими городами и т. д. Договор 1756 г. с Мальтой (подписанный при посредничестве короля Франции Людовика XV) втянул Тунисский бейлик в войну с алжирцами, которым он всё реже выплачивал дань. Абу-ль-Хасан Али-паша был разбит, г. Тунис – взят штурмом и разграблен, все торговые склады европейцев – разрушены. При новом бее – Мухаммаде ар-Рашиде (1756–1759) – усилилась зависимость от Алжира, но внутреннее устройство государства осталось прежним.
Основанная Хусейн-беем династия Хусейнидов, несмотря на своё греко-турецкое происхождение, покровительствовала придворной поэзии на арабском языке, что способствовало продолжению классических традиций Ифрикии в кругах интеллектуалов столицы. Во 2-й половине 18 в. во владениях Хусейнидов было основано несколько французских факторий. В 1806 г. Хаммуда-бей (1782–1814) избавился от алжирской опеки, а в 1811 г. подавил мятеж янычар и изгнал их из Туниса.
Весной 1830 г. Хусейн-паша-бей (1824–1835) поддержал последнего дея Алжира во время конфликта с Францией, но после поражения в августе был вынужден заключить договор с французами. Хусейн-паша обязывался выплатить им значительную контрибуцию, покончить с корсарством, уничтожить в стране рабство и открыть её для свободной коммерции, отменив торговые монополии, которые ранее сдавались на откуп. При нём усилиями его главного советника, Шакира Сахиб ат-Табы, были созданы первые регулярные части тунисской армии. При Мустафа-паша-бее (1835–1837) османский султан Махмуд II, воодушевлённый успехом своих действий против Караманли, в 1836 г. попытался восстановить свою власть над Тунисским бейликом. В поисках противовеса усилению французского влияния Мустафа-паша предпринял попытку сблизиться с Портой, которой Июльская монархия старалась воспрепятствовать.
Ахмад-паша-бей (1837–1855) учредил, по примеру правителя Египта Мухаммеда Али, сухопутные войска (регулярная пехота, конница и артиллерия по западному образцу) и немногочисленный флот современного типа, окончательно ликвидировал янычарский корпус и основал целый ряд государственных заводов и фабрик. В 1840-е гг. открывались светские учебные заведения (первым – военное училище), поощрялось изучение западных языков, разрешалась педагогическая деятельность миссионеров. В Тунисе свободно селились европейцы, в основном уроженцы Апеннинского полуострова: первая в тунисской истории газета вышла в 1838 г. на итальянском языке, а большое влияние на бея оказывал советник и торговец пьемонтского происхождения Дж. Раффо, ставший одной из ключевых фигур в европеизации страны.
Во внешней политике Ахмад-паша придерживался тактики лавирования: первоначально оказывал тайную помощь Абд аль-Кадиру, а с 1840 г. вёл переговоры с Великобританией. В октябре 1845 г. он получил от султана Абдул-Меджида пожизненное признание своих полномочий, однако без права передавать их по наследству. Это склонило его к ориентации на Францию, поскольку он рассчитывал на её поддержку в отстаивании самостоятельности «Тунисского регентства». В 1843 г. Ахмад-бей издал декрет, по которому все рождённые от рабов дети должны были впредь считаться свободными. В январе 1846 г. ещё один декрет против рабовладения предоставил свободу всем чернокожим невольникам в бейлике; кроме того, любой раб-иностранец, оказавшийся в его пределах, также становился свободным.
В 1853 г. Ахмад-паша и его главный советник Мустафа Сахиб ат-Таба прекратили преобразования из-за растущей нехватки средств, которую пытались восполнить внешними заимствованиями, поставившими «регентство» в зависимость от европейских стран, в первую очередь Франции. Ахмад-бею не удалось полностью покончить с самостоятельностью племён, которые выплачивали подати только под угрозой применения силы, для чего ему приходилось ежегодно предпринимать военные экспедиции по стране. В 1854 г. Ахмад-бей отправил в османскую армию вспомогательный корпус из 10 тыс. человек, который, однако, не принял участия в боевых действиях Крымской войны.
Двоюродный брат Ахмада, Мухаммад-паша-бей (1855–1859), в июне 1856 г. объявил о преобразовании фискальной системы и грядущем снижении налогов. Вместо действовавшей прежде совокупности многообразных откупов и казённых монополий отныне взимались десятина с зерновых и масла, сбор с плодовых и ежемесячная подушная подать (маджба). Частные лица за соответствующие взносы могли торговать табаком и солью. Армия подверглась сокращению, а денежное обращение – централизации (находившаяся в хождении золотая монета изъята и перечеканена в стандартные тунисские пиастры). В сентябре 1857 г. Мухаммад-бей издал т. н. Обет безопасности (‘Ахд ал-аман), который заложил фундамент дальнейшей вестернизации государства и права в Тунисе. Несмотря на огромное влияние Р. Вуда, британского консула в 1855–1879 гг., Мухаммад всё более следовал в фарватере интересов Наполеона III, вплоть до посылки вспомогательного флота для участия в австро-итало-французской войне 1859 г.
Мухаммад ас-Садик-бей (1859–1882) в августе 1860 г. подтвердил свою приверженность султанскому рескрипту 1856 г. (хатт-и хюмаюн) о гарантиях прав и свобод немусульман. В апреле 1861 г., в присутствии посланников держав, он принял первый в арабском мире конституционный акт (араб. دستور – устав), причём к его торжественному обещанию под присягой присоединились 5 высших государственных сановников и улама (улемов).
Британские, французские и итальянские предприниматели получали выгодные концессии на прокладку железных дорог, телеграфных линий, водопровода, возведение маяков, арсенала, верфи. Бо́льшая их часть (включая подряд на газификацию) досталась британцам, чему способствовал Р. Вуд. Однако перевооружение по европейскому образцу, дворцовое строительство, коррупция сановников, инструкторов и поставщиков истощили казну, что заставило правительство всё чаще обращаться к иностранным кредитам, для покрытия которых вводились новые налоги. Привилегии для иностранцев, которые подрывали традиционные промыслы и ремёсла, на фоне введения новых налогов спровоцировали мощное восстание «народного бея» Али бен Гадахума, подавленное правительственными войсками.
В 1863 и 1865 гг. Мухаммад ас-Садик получил у французских банкиров 2 внешних займа на крайне невыгодных условиях, по которым не смог расплатиться ввиду неурожая 1867 г. и последствий восстания Али бен Гадахума. В 1868 г. последовало банкротство, а в 1869 г. финансы Туниса, включая таможенные сборы, перешли под контроль международной комиссии. Комиссию сформировало сообщество держав, среди которых лидировала французская Вторая империя: на её долю приходилось ⅘ консолидированного долга бейлика; остальная сумма распределялась в основном между Британской империей, Италией и Пруссией. Международная финансовая комиссия из прагматических соображений инициировала постройку железных дорог, телеграфных отделений, банкирских контор.
Под нажимом европейской дипломатии в октябре 1871 г. султан Абдул-Азиз особым фирманом освободил Тунис от дани и утвердил наследственную передачу бейского достоинства; зависимость бейлика от Османской империи отныне выражалась лишь в чеканке монеты, отправлении правосудия от имени султана и посылке контингента солдат в случае войны (что и было сделано во время русско-турецкой войны 1877–1878).