Психологический тренинг
Психологи́ческий тре́нинг, форма активной групповой работы, направленной на решение психологических проблем участников.
В отличие от групповой психотерапии, группы психологического тренинга (обычно 7–12 человек под руководством психолога в роли ведущего) создаются для оказания психологической помощи здоровым людям.
Психологический тренинг возник в 1940-е гг. в США, его современные разновидности связаны с двумя основными направлениями – с традицией т. н. лабораторного обучения, или Т-групп (развивалась в школе групповой динамики К. Левина), и с практикой тренинга личностного роста, или групп встреч (сложилась в гуманистической психологии К. Роджерса). Т-группы в варианте тренинга базовых умений сфокусированы на освоении социальных умений и навыков, а в варианте тренинга сензитивности – на психологический анализ ситуации общения, развитие чувствительности к межличностным отношениям и др. Группы встреч ориентированы на самопознание участников, углубление понимания ими себя, обсуждение личностно значимых для них тем и проблем.
Основные методы психологического тренинга – игра (в том числе ролевая) и групповая дискуссия. Позиция ведущего группы психологического тренинга может быть директивной (позиция тренера в обучающих тренингах) и недирективной (позиция фасилитатора в тренингах личностного роста). Обучающие тренинги проводятся в соответствии с заранее разработанной программой, направленной на достижение конкретных результатов – освоение необходимых умений (например, публичного выступления, конструктивного разрешения конфликтов и т. д.) через овладение психологическими техниками. Работа фасилитатора нацелена на получение нового для участников опыта общения, в частности через конструктивное обсуждение поднимаемых ими самими проблем.
Основные механизмы работы групп психологического тренинга (относятся и к членам групп, и к ведущим) – это самораскрытие и обратная связь, которая должна быть конструктивной, чтобы её адресат мог принять её, не защищаясь от неё. Для этого она должна носить неинтерпретативный, описательный характер (не содержать общих оценок типа «хороший – плохой» и обозначений черт характера типа «добрый – злой» и т. п.), а также должна нести информацию о чувствах говорящего («меня радует – обижает в тебе…»). Конструктивная обратная связь способствует созданию в группе психологической атмосферы безопасности, поддержки и самораскрытию участников.
В СССР первые группы психологического тренинга появились в 1970-е гг. Множество специализированных программ психологического тренинга включают бизнес-тренинг, тренинг уверенного поведения, конструктивного разрешения конфликтов, публичного выступления, ведения эффективных переговоров и др. Психологические тренинги проводятся в учебных заведениях (как часть образовательных программ), в организациях (корпоративные тренинги – для обучения и развития персонала) и в других сферах.