Ассоциация (в психологии)
Ассоциа́ция, в психологии – связь между двумя содержаниями опыта (ощущениями, образами, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечёт за собой и появление другого. Чем чаще возникает в опыте такая связь, тем прочнее становится ассоциация.
Явление ассоциации было описано ещё Платоном и Аристотелем. Многие мыслители, не употребляя термина «ассоциация», использовали идею такой связи для объяснения приобретения опыта (Т. Гоббс), возможного механизма овладения своими страстями (Р. Декарт), особенностей «движения мыслей» (Б. Спиноза). Термин «ассоциация» ввёл Дж. Локк в конце 17 в. для обозначения связей между разными «идеями», возникающих по причине случайного совпадения во времени и пространстве соответствующих этим идеям событий. Локк считал эти связи «неразумными», в отличие от связей, устанавливаемых разумом.
В 18–19 вв. понятие «ассоциация» приобрело чрезвычайную популярность в психологии. Дж. Беркли пытался объяснить через ассоциации восприятие «третьего измерения», т. е. глубины. В ассоциативной психологии ассоциация считалась преобладающим или даже единственным механизмом работы сознания. Описывались типы ассоциаций, различающиеся путями их образования. Д. Юм выделил ассоциации по сходству (голубое – синее), по контрасту (чёрное – белое), по смежности в пространстве и времени (случайный испуг ребёнка в тёмной комнате вызывает затем страх темноты) и причинно-следственные ассоциации (яркая вспышка света – болевое ощущение). Д. Гартли и Джеймс Милль сводили все ассоциации к ассоциациям по смежности в пространстве и времени, поскольку отрицали какую-либо активность субъекта в процессе образования ассоциативных связей. Кроме этих первичных законов образования ассоциаций, Т. Браун выделил «вторичные» законы – факторы, способствующие возникновению конкретной ассоциации из множества возможных в данный момент: сила впечатлений, объединяющихся в ассоциации, их новизна, особенности индивида и т. п. А. Бэн выделял также «творческие ассоциации», в основе которых, по его мнению, лежит «спонтанная активность ума».
Одни авторы считали ассоциацию только «тенью» мозговых процессов, сочетающихся по определённым физиологическим законам (Т. Гоббс, Д. Гартли, Джон С. Милль, А. Бэн), другие приписывали возникновение ассоциаций исключительно законам сознания самого по себе (Джеймс Милль), третьи занимали промежуточную позицию (Т. Браун).
С конца 19 в. ассоциативная психология теряет свои позиции. Многие исследователи начали вкладывать новое содержание в термин «ассоциация». З. Фрейд считал ассоциацию не механической, а смысловой связью, с помощью которой можно объяснить скрытые мотивы человеческого поведения, используя «метод свободных ассоциаций», когда пациент говорит всё, что приходит ему в голову, ничего не отвергая. К. Г. Юнг разработал «ассоциативный тест», зачитывая испытуемому перечень слов, на каждое из которых тот должен как можно быстрее отреагировать другим словом. Заминки и странности в реакциях испытуемого Юнг использовал для выявления его комплексов и проблем. Ассоциативный тест получил развитие в практике судебно-психологической экспертизы, концепция ассоциации нашла применение в диагностических исследованиях патологических изменений психики (Э. Крепелин, Э. Блейлер), в педагогике и других областях.