Демократический стиль лидерства
Демократи́ческий стиль ли́дерства (англ. democratic leadership), тип взаимодействия лидера с последователями, при котором лидер приглашает других членов группы к обсуждению целей и способов выполнения деятельности, консультируется с последователями, поддерживает их позитивный настрой.
Впервые стили лидерства были изучены К. Левином, Р. Липпиттом и Р. Уайтом в конце 1930-х гг. (Lewin. 1939). В терминологический аппарат психологии вошли такие термины, как демократический, авторитарный и попустительский стили. Они различаются тем, что отражают специфические особенности взаимодействия лидера с последователями.
Название стиля произошло от термина «демократия». Демократические лидеры участвуют в поддерживающем общении, которое облегчает взаимодействие с последователями. При такой коммуникации последователи принимают непосредственное участие в определении целей и способов решения задач. Лидер предполагает, что последователи обладают способностью принимать рациональные решения и их вклад в активность группы будет позитивным. Д. Макгрегор описал стратегию поведения лидера в организациях типа Х и типа Y (McGregor. 1960). Если в первой организации используются авторитарные способы воздействия, то во второй лидер направляет усилия на объединение групповых и личностных целей. Теория Y предполагает, что для человека такой вид деятельности, как работа, настолько же органичен, как и другие, например, игра или проведение досуга, поэтому и труд может быть рассмотрен как источник удовлетворения потребностей. В связи с этим нет необходимости наказывать, угрожать или строго контролировать последователей, высокая производительность будет поддерживаться их индивидуальной мотивацией и гордостью за достижения. В данном подходе интегрируются индивидуальные цели и ценности с групповыми потребностями.
K. Джонсон и М. Хакман обобщили выводы разных исследователей и пришли к выводу, что особенности поведения демократического лидера – следующие (Johnson. 2018).
Лидер обеспечивает открытое общение двустороннего характера.
Включает последователей в разработку целей.
Консультируется и запрашивает информацию.
Специально выстраивает систему взаимодействия с последователями.
Принимает предложения по изменению стратегий деятельности.
Даёт обратную связь, в основном позитивной направленности.
Использует систему поощрений за хорошую работу, а наказание – только в исключительных случаях, пытается сделать свою оценку объективной.
Имеет навыки эффективного слушания, выступая в роли посредника, конфликты разрешает не административным способом, а методами медиации.
Среди всех типов лидерства демократический стиль часто является самым эффективным. Результат достигается за счёт того, что последователи самостоятельны и инициативны, а лидер осуществляет их поддержку. При этом работа продолжается и в отсутствие лидера. Отрицательными сторонами могут быть длительные дискуссии и споры по поводу целей или способов решений, требование большого вклада сил, времени и средств лидера, но обычно положительные последствия их компенсируют. У последователей растёт удовлетворённость трудом, они являются вовлечёнными участниками и становятся лояльны к своей организации. Последователи более склонны поддерживать своего лидера, ведь они считают, что он помогает реализовать им потребности в развитии и творчестве. По мнению Л. В. Шалагиновой, демократический лидер направляет усилия на выстраивание информационных и коммуникативных связей, ориентируется на доверие и индивидуальные результаты подчинённых, при этом хороший баланс можно получить в случае, если сами последователи обладают способностью к самоконтролю и умеют брать на себя ответственность (Шалагинова. 2007).
При демократических лидерах в группах наблюдается высокая сплочённость, благоприятный социально-психологический климат. Этот стиль коммуникации лучше всего подходит для задач, требующих вовлечённости и креативности всех участников взаимодействия.