Психологи

Выготский Лев Семёнович

Выго́тский Лев Семёнович [5(17).11.1896, Орша – 11.6.1934, Москва], российский психолог, создатель теории происхождения . В 1917 г. Выготский окончил юридический факультет и историко-философский факультет ; участвовал в логико-философском семинаре (1916–1917). В 1917–1924 гг. работал преподавателем в Гомеле, с 1924 г. сотрудник московского и руководитель подотдела дефектологии в Наркомпросе РСФСР. Профессор Института психологии (с 1928). Учениками и сотрудниками Выготского были , , , , и др.

Ранние работы Выготского, посвящённые проблемам искусства («Трагедия о Гамлете, принце Датском», 1916; «Психология искусства», 1925, опубликована в 1965), написаны под влиянием и в литературоведении. Выготский стремился выделить в литературном произведении структуру, не осознаваемую читателем, но направляющую его и этого произведения. Искусство, по Выготскому, – это «техника чувств», через ведущая человека к трансформации, новому опыту бытия, а призвана изучать человека «возможного», рождающегося в этом опыте.

и в контексте и обучения – ключевые темы творчества Выготского. В первой программной статье «Сознание как проблема психологии поведения» (1925) Выготский разрабатывал центральный для своей теории принцип социального генеза высших форм психического, формирующихся в процессе общения на основе и . Осознать что-либо – значит приписать объекту , что возможно благодаря знаку, слову, речи, которые сначала существуют между людьми, а затем превращаются в личное достояние индивида, его психическую функцию.

Выготский создал специальный экспериментальный метод, позволяющий изучать социокультурную обусловленность человека («инструментальный» метод, или «»). Следуя мысли о функциональных органах мозга, Выготский полагал, что человек при помощи таких психологических орудий, как язык, цифры, схемы, приёмы и т. п., строит новые органы психики, изменяя работу и структуру психических функций. В развитии произвольного действия Выготский выделял три этапа: интерпсихический (взрослый говорит – ребёнок выполняет), экстрапсихический (ребёнок говорит сам себе), интрапсихический (ребёнок планирует , опосредуя речью). С помощью инструментального метода им было изучено развитие счёта, исследованы (А. Н. Леонтьев), ().

В работе «Исторический смысл психологического кризиса» (1927) Выготский утверждал возможность построения , рассматривающей развитие психики как естественно-исторический процесс. Анализ роли орудий в фило- и онтогенезе был дан в книге Выготского и А. Р. Лурии «Этюды по истории поведения» (1930). Принципы социогенеза и системности легли в основу изучения развития психических функций («История развития высших психических функций», 1931; «Педология подростка», 1931, и др.), а также разработки методов в , и («Проблема возраста», 1932–1934, и др.). Выготский рассматривает развитие как ряд качественных преобразований, в процессе которых изменяются не столько отдельные функции, сколько межфункциональные связи, возникают новые группировки функций – «психологические системы» (синтез восприятия и речевой функции и др.). Появление «новообразований», характеризующихся новыми функциональными отношениями, не приводит к исчезновению более ранних форм, сосуществующих с новыми. Отвергая механическую причинность в объяснении развития, Выготский предлагал рассматривать развитие по аналогии с процессом борьбы за существование в как взаимодействие противоборствующих сил. Так, даже простой при вставании с постели утром содержит драму-диалог между «взрослым Я» («надо встать») и «Я-ребёнком» («не хочется»), заканчивающуюся переходом на экстрапсихологический уровень действия (счёт: «раз – два – три») и целостным ответом («на три – подъём»). Внутренние роли, возникшие из внешних, противоборствуют подобно старым и новым формам развития.

В каждом возрасте «» ребёнка, его отношения со средой уникальны – среда по-разному представлена для неговорящего и говорящего ребёнка и т. п. Выготский предложил различать уровень (то, что ребёнок может сделать сам) и (то, что он может сделать с помощью старших). Для анализа нарушений высших психических функций или отклонений их развития он предложил различать первичный дефект, прямо обусловленный пострадавшим компонентом системы, его вторичные системные следствия и компенсаторные перестройки. Системный анализ нарушений позволил подойти к классификации нарушений высших психических функций и отклонений в их развитии и стал основой для разработки эффективных восстановительных и коррекционных методов.

В работе «Мышление и речь» (1934) Выготский рассматривает живое осмысленное слово как «микрокосм человеческого сознания», выделяет значение слова и как «клеточки» анализа, сохраняющие свойства целого – речевого мышления. Ступени развития значений (синкрет, комплекс, псевдопонятие, понятие) определяют возможности мышления человека. У ребёнка понятия лишены иерархических отношений и разграничены лишь по предметной отнесённости, в результате господствует логика действия и ассоциативное мышление. Вместе с усваиваемой в процессе школьного образования системой понятий становятся возможными теоретические связи, преобразующие мышление и организацию практической деятельности.

В последние годы жизни Выготский обратился к переживанию, смыслу слова как единицам анализа индивидуального сознания, опосредующим восприятие и влияние среды («Кризис семи лет», 1932–1934). Через анализ «движения смыслов» он раскрывает процесс «движения от мысли к слову» через стадию , формулирует принцип единства аффекта () и . Смысл содержит в себе в свёрнутом виде как мысль, так и её мотивы. В речевой драме общения смысл, благодаря связи с мотивационной сферой, эмоционально окрашивает восприятие слов собеседника и ответ ему.

Последние работы Выготского – «Психология и учение о локализации психических функций» (1934) и «Проблема развития и распада высших психических функций» (1934) положили начало в России. Работы Выготского получили всемирное признание и стали фундаментом культурно-исторической психологии.

  • Психологический институт РАО
  • Классики психологии
  • Факультет психологии МГУ
  • Московская психология