Психологи

Психологи

Классики психологии

Классики психологии
Беррес Скиннер. 1971

Скиннер Беррес ФредерикСкиннер Беррес Фредерик

Ски́ннер Бе́ррес Фре́дерик (1904–1990), американский психолог-бихевиорист, писатель и изобретатель; основоположник радикального бихевиоризма. Работал над созданием естественной науки о поведении, основанной на радикальном бихевиоризме, – философии науки, рассматривающей поведение как самоценный предмет изучения, взятый вне контекста каких-либо внутренних причин. Развивал концепцию оперантного обусловливания, выделив особый тип поведенческих реакций, которые не вызываются стимулами, а «испускаются» организмом, не находясь под прямым контролем предшествующих стимулов. Разработал специальную контролируемую экспериментальную среду (известную как «ящик Скиннера»), с помощью которой провёл тщательное изучение различных поведенческих процессов (дискриминации, угасания и др.), а также режимов подкрепления, понимаемых как правила предоставления (или устранения) подкрепителей.

Когнитивные психологи

Когнитивные психологи

Психоаналитики

Психоаналитики
Эрик Эриксон в своем офисе. Тибурон, Калифорния. 1975

Эриксон ЭрикЭриксон Эрик

Э́риксон Э́рик (1902–1994), немецко-американский психолог и психотерапевт, представитель неофрейдизма, создатель жанра психоистории. Э. Эриксон рассматривал жизненный цикл личности как совокупность 8 сменяющих друг друга стадий развития, из которых первые 4 соответствуют классическим фазам формирования детской сексуальности по З. Фрейду. Определяющим фактором развития индивида выступает общение его со значимыми другими. По мере разрешения нормативных «кризисов идентичности», соответствующих социально-возрастной стадии развития индивида, он поэтапно обретает базовое доверие/недоверие к миру, способность к свободному волеизъявлению, инициативности, навыки интимности и взаимных связей и т. д. Кульминацией становления идентичности является юность, когда происходит реинтеграция детского и подросткового опыта, а формирование идентичности, бессознательное в своих мотивационных истоках, впервые приобретает саморефлексивный характер.
Карл Юнг. 1955

Юнг Карл ГуставЮнг Карл Густав

Юнг Карл Гу́став (1875–1961), швейцарский психолог и психиатр, основоположник аналитической психологии. Центральное в учении Юнга – понятие «коллективного бессознательного», сформулированное им в процессе исследования спонтанного появления фольклорных и мифологических мотивов в сновидениях пациентов. Его ядром являются архетипы – устойчивые структуры, независимые от сознания, заключающие в себе опыт всех предшествующих поколений и одинаковые во все эпохи у всех народов; они проявляются в виде общечеловеческих образов (например, матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.). Сознание, представляющее собой процесс актуальной адаптации, и бессознательное, охватывающее подпороговые восприятия, реакции, оценки и т. д., рассматриваются Юнгом как находящиеся в постоянном динамическом взаимодействии. В основе разработанной Юнгом типологии характеров лежит выделение преобладающей направленности на внешний или внутренний мир и четырёх психических функций (мышление, чувство, интуиция, ощущение).
Гарри Стэк Салливан

Салливан Гарри СтэкСалливан Гарри Стэк

Са́лливан Га́рри Стэк (1892–1949), американский психиатр и психоаналитик, представитель неофрейдизма. Разработал психоаналитическую концепцию, основанную на понятии межличностных отношений. В центре этой концепции – анализ критических стадий в формировании личности ребёнка, происходящем в процессе его взаимоотношений с окружающими людьми. Представления ребёнка о себе и других, его самооценка определяются на ранних стадиях его жизни реакциями на него и оценками значимых для него взрослых. Главная потребность личности – устранение тревоги и поддержка самоуважения – реализуется с помощью защитной системы «самости», которая осуществляет диссоциацию – отщепление от сознательной части личности неприемлемых и невыносимых для человека переживаний, а также избирательное невнимание к переживаниям, вызывающим тревогу.
Вильгельм Райх. 1952

Райх ВильгельмРайх Вильгельм

Райх Ви́льгельм (1897–1957), австрийско-американский психоаналитик, основатель телесно-ориентированной терапии. В работах 1920–1930-х гг. рассматривал «невротический характер» как реактивное психосоматическое образование, своеобразный защитный психофизический «панцирь» (в т. ч. мышечный), предохраняющий как от опасных внешних воздействий, так и от собственных подавленных влечений. Разработал методы разблокировки различных сегментов мышечного панциря, способствующей высвобождению скованных этим панцирем естественных импульсов и эмоций. В конце 1920-х гг. попытался объединить фрейдизм с марксизмом (т. н. фрейдомарксизм). В 1940–1950-х гг. развивал учение об «оргоне» – универсальной всепроникающей космической энергии (в т. ч. биофизической энергии живых существ), не подчиняющейся закону энтропии.

Психология развития и возрастная психология

Психология развития и возрастная психология

Гудинаф Флоренс

Гудинаф Флоренс
Гудина́ф Фло́ренс (1886–1959), американский психолог, специалист в области детского развития, детской одарённости. Работала с Л. Терменом в его знаменитых исследованиях одарённых детей. Президент отделения детства и подросткового возраста Американской психологической ассоциации в 1946–1947 гг. Автор теста интеллекта «Рисунок человека».
Флоренс Гудинаф. 1940-е гг.

Басов Михаил Яковлевич

Басов Михаил Яковлевич
Ба́сов Михаи́л Я́ковлевич (1892–1931), российский (советский) психолог, создатель оригинальной теории поведения как активного взаимодействия субъекта со средой. Ввёл в психологию термин «деятельность» для обозначения поведения как активности субъекта, включающей и его переживания, внутренний мир.
Михаил Басов. Фото из книги: Михаил Басов. Избранные психологические произведения. Москва. 1975. Фронтиспис

Боулби Джон

Боулби Джон
Бо́улби Джон (1907–1990), британский психолог и психиатр, исследователь развития ребёнка, автор теории привязанности. На протяжении всей своей научной карьеры Боулби изучал механизмы формирования эмоциональной связи между матерью и ребёнком, а также влияние качества материнской заботы в раннем детстве на последующее развитие ребёнка. Подробное описание своей теории привязанности Боулби опубликовал в трёхтомнике «Привязанность и потеря» в 1969–1980 гг. Центральным понятием в теории Боулби, объясняющим механизм поведения привязанности, становится «рабочая модель» – представление ребёнка о себе и окружающем мире, которое формируется и закрепляется в процессе взаимодействия с ухаживающим взрослым на ранних этапах развития и является базой для процессов адаптации и установления отношений с окружающими на последующих этапах развития ребёнка.
Джон Боулби. Фото: Khironhouse. Из журнала: Deutsches Ärzteblatt. Christof Goddemeier. John Bowlby: Pionier der Bindung