Железный крест
Желе́зный крест (нем. Eisernes Kreuz), прусский (позднее германский) военный орден, которым награждались участники Наполеоновских войн, франко-германской войны 1870–1871 гг., Первой мировой войны 1914–1918 гг. и Второй мировой войны 1939–1945 гг. Считается главной прусско-германской военной наградой.
Учреждён прусским королём Фридрихом Вильгельмом III 10 марта 1813 г. на время Освободительной войны против Наполеона I для награждения отличившихся солдат и офицеров. Изготавливался из железа и отличался внешней лаконичностью: на чёрном поле с серебряной окантовкой находились дубовые листья, монограмма короля с короной и дата. Орденская лента – чёрно-белая. Строгость и простота внешнего вида подчёркивали связь награды с подвигами на полях сражений. Существовало 2 степени (класса) ордена, которые вручались последовательно, а также Большой крест, кавалерами которого могли стать только полководцы за выигранные крупные сражения (в 1813–1945 им было награждено всего 19 человек). Носился на шее, кавалеры ордена 1-го класса носили дополнительно орденский знак на левой стороне груди.
Железный крест был первой немецкой наградой, которая могла вручаться всем вне зависимости от звания и статуса. Первым орденом в 1813 г. была посмертно награждена королева Луиза. Этот акт имел большое символическое значение, поскольку королева являлась непримиримой противницей Наполеона I, покровительствовала прусским реформаторам и стала в глазах народа одним из символов сопротивления французским захватчикам. Всего в 1813–1815 гг. кавалерами ордена стали почти 10 тыс. солдат и офицеров, в том числе 668 – 1-го класса. Пятеро произведены в кавалеры Большого креста: генерал-лейтенанты Г. Л. фон Блюхер и Ф. В. фон Бюлов, шведский король Карл XIV (все трое – в 1813), генералы от инфантерии граф Б. Ф. Э. Тауэнцин фон Виттенберг и Л. Йорк фон Вартенбург (оба – в 1814).
Награждаться Железным крестом могли и гражданские лица, в этом случае орден носился на белой ленте с двумя узкими чёрными полосами. Общее число таких награждений было сравнительно невелико – за период 1813–1819 гг. «гражданскую» версию креста получил 371 человек.
Поскольку Железный крест был учреждён как награда для участников конкретной войны, с её окончанием награждение им автоматически прекратилось. Во время австро-прусской войны 1866 г. не вручался. После начала франко-германской войны 19 июля 1870 г. повторно учреждён королём Вильгельмом I. Если в начальной фазе кампании награды действий число награждений увеличилось для поддержания боевого духа солдат. В общей сложности в 1870–1871 гг. Железным крестом было награждено почти 50 тыс. человек (в том числе 1300 – орденом 1-го класса, 8 – Большим крестом). Из этого числа около 4 тыс. награждений пришлось на гражданские лица. В 1895 г., к 25-летнему юбилею Седанского сражения, все оставшиеся в живых кавалеры Железного креста получили т. н. «дубовые листья» из белого металла, которые носились на орденской ленте.
В третий раз Железный крест был учреждён 5 августа 1914 г. германским императором Вильгельмом II. В годы 1-й мировой войны эта награда стала по-настоящему массовой: общее количество кавалеров превысило 5 млн человек, в том числе более 200 тыс. получили орден 1-го класса. Большим крестом, напротив, было награждено лишь пятеро: генерал-фельдмаршал П. фон Гинденбург, Вильгельм II (оба – в 1916), генерал-фельдмаршал А. фон Макензен (1917), принц Леопольд Баварский и генерал от инфантерии Э. Людендорф (оба – в 1918).
В четвёртый раз Железный крест был учреждён 1 сентября 1939 г. в связи с началом 2-й мировой войны. Он предназначался исключительно для награждения военнослужащих за боевые заслуги. Монограмму монарха и корону в центре креста сменила свастика, орденская лента вместо чёрно-белой стала чёрно-бело-красной. Параллельно в качестве награды более высокого уровня был введён Рыцарский крест Железного креста со сложной системой степеней. Он был предназначен только для офицеров и фактически заменил собой существовавший в 1740–1918 гг. прусский орден «Pour le Mérite». В годы 2-й мировой войны крест использовался для награждений реже, чем в 1914–1918 гг., чтобы не допустить утраты им высокого статуса. В 1939–1945 гг. кавалерами ордена стали в общей сложности более 3 млн солдат и офицеров, в том числе около 300 тыс. были награждены Железным крестом 1-го класса, более 8 тыс. – Рыцарским крестом, один человек (Г. Геринг) – Большим крестом.
Начиная с 19 в. Железный крест фигурирует в прусской, а затем германской военной символике и геральдике (в частности, присутствует в гербах ряда городов). При создании после 2-й мировой войны западногерманских вооружённых сил (бундесвера) в 1956 г. официально принят в качестве одного из главных символов. Ныне используется в качестве опознавательного знака германской военной техники, на знамёнах и гербах подразделений и т. д. Официально трактуется как символ свободолюбия, рыцарственности и храбрости.
Железный крест является одним из главных символов прусской и германской военной мощи 19–20 вв. Его использование вызывает неоднозначную реакцию, в первую очередь благодаря ассоциациям с германским милитаризмом и агрессией. В 2007 г. в Бундестаг была передана петиция о новом учреждении креста как награды за боевые заслуги для участников зарубежных операций бундесвера. По итогам дальнейшего обсуждения в 2008 г. был учреждён Почётный крест бундесвера за храбрость, форма которого воспроизводит Железный крест.