Тег

Создатели научной школы

Создатели научной школы
Психологи
Божович Лидия Ильинична
Божо́вич Ли́дия Ильи́нична (1908–1981), советский психолог, исследователь в области возрастной психологии, психологии развития и психологии воспитания, создатель научной школы по изучению формирования личности в онтогенезе, ученица Л. С. Выготского. В 1945–1976 гг. возглавляла лабораторию психологии воспитания школьников НИИ психологии АПН РСФСР (последнее название – лаборатория возрастных закономерностей формирования личности НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, ныне ПИ РАО). В лаборатории проводились исследования мотивов игровой и учебной деятельности детей, изучались личностные феномены, возрастные закономерности формирования личности, разрабатывались принципы формирующего эксперимента в области психологии личности, проводился анализ развития гармоничной личности и др. Результаты проведённых исследований отражены в многочисленных публикациях Божович и сотрудников её лаборатории. Основной труд Божович – монография «Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование» (1968).
Лидия Божович
Психологи
Рубинштейн Сусанна Яковлевна
Рубинште́йн Суса́нна Я́ковлевна (1911–1990), советский психолог, одна из родоначальниц отечественной патопсихологии, доктор психологических наук. Исследовала слуховые галлюцинации при различных психических нарушениях. Внесла также вклад в психологию аномального развития, дефектологию, психологию труда и инженерную психологию. Начала научную деятельность под руководством А. Н. Леонтьева. Аспирантка А. Р. Лурии. Наиболее известна благодаря вкладу в экспериментальную патопсихологию. Работала с А. В. Запорожцем, Б. В. Зейгарник, К. К. Платоновым, Э. С. Бейн, С. Г. Геллерштейном. Рубинштейн является автором многих трудов, ставших основными руководствами в практической патопсихологии. Ключевые работы: «Экспериментальные методики патопсихологии» (1970), «Психология умственно отсталого школьника» (1970).
Сусанна Рубинштейн
Психологи
Юнг Карл Густав
Юнг Карл Гу́став (1875–1961), швейцарский психолог и психиатр, основоположник аналитической психологии. Центральное в учении Юнга – понятие «коллективного бессознательного», сформулированное им в процессе исследования спонтанного появления фольклорных и мифологических мотивов в сновидениях пациентов. Его ядром являются архетипы – устойчивые структуры, независимые от сознания, заключающие в себе опыт всех предшествующих поколений и одинаковые во все эпохи у всех народов; они проявляются в виде общечеловеческих образов (например, матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.). Сознание, представляющее собой процесс актуальной адаптации, и бессознательное, охватывающее подпороговые восприятия, реакции, оценки и т. д., рассматриваются Юнгом как находящиеся в постоянном динамическом взаимодействии. В основе разработанной Юнгом типологии характеров лежит выделение преобладающей направленности на внешний или внутренний мир и четырёх психических функций (мышление, чувство, интуиция, ощущение).
Карл Юнг. 1955