#Создатели научной школыСоздатели научной школыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСоздатели научной школыСоздатели научной школыНайденo 46 статейПсихологиПсихологи Зиллман ДолфЗи́ллман Долф (род. 1935), исследователь в области медиапсихологии и психологии коммуникаций. Автор трёхфакторной теории эмоций, теории переноса возбуждения и других теорий в сфере коммуникаций. Известен работами о связи агрессии и сексуальности.Психологи Леонтьев Алексей НиколаевичЛео́нтьев Алексе́й Никола́евич (1903–1979), советский психолог, ученик Л. С. Выготского, создатель научной школы, организатор и первый декан (1966–1979) факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1950). Кандидат биологических наук (1936), доктор педагогических наук (по психологии) (1941). Развивая идеи культурно-исторического подхода в психологии, совместно со своей научной школой разработал психологическую теорию деятельности. Базовые положения теории сформулированы Леонтьевым в 1930-е гг. и развивались в последующие десятилетия. Основные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» (1945; в соавторстве с А. В. Запорожцем), «Очерк развития психики» (1947), «Проблемы развития психики» (1959), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975). Лауреат Ленинской премии (1963).Психологи Франкл ВикторФранкл Ви́ктор (1905–1997), австрийский психолог, психиатр. Доктор медицины, доктор философии, профессор неврологии и психиатрии Венского университета, приглашённый профессор, почётный доктор 29 университетов на четырёх континентах. Основатель «третьей венской школы психотерапии» – логотерапии, или экзистенциального анализа. Его опыт выживания в условиях концентрационного лагеря (1942–1945) послужил стимулом и материалом для разработки положений логотерапии, а также их подтверждением. Центрированный на поисках смысла жизни подход Франкла продолжает быть актуальным в 21 в., а его последователи образуют широкое профессиональное движение по сопровождению людей в трудных жизненных ситуациях.Учёные Мержанов Александр ГригорьевичМержа́нов Алекса́ндр Григо́рьевич (1931–2013), российский физикохимик, академик РАН (1997). Основные работы в области физикохимии и технологии неорганических материалов. В 1967 г. вместе с коллегами И. П. Боровинской и В. М. Шкиро зарегистрировали явление твердопламенного горения, которое получило название самораспространяющийся высокотемпературный синтез (СВС). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1981). Лауреат Государственной премии РФ в области науки и технологий (1996) за самораспространяющийся высокотемпературный синтез ферритов, разработку и промышленное освоение новой высокоэффективной технологии. В 2017 г. Институту структурной макрокинетики и проблем материаловедения РАН присвоено имя Мержанова.Психологи Божович Лидия ИльиничнаБожо́вич Ли́дия Ильи́нична (1908–1981), советский психолог, исследователь в области возрастной психологии, психологии развития и психологии воспитания, создатель научной школы по изучению формирования личности в онтогенезе, ученица Л. С. Выготского. В 1945–1976 гг. возглавляла лабораторию психологии воспитания школьников НИИ психологии АПН РСФСР (последнее название – лаборатория возрастных закономерностей формирования личности НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, ныне ПИ РАО). В лаборатории проводились исследования мотивов игровой и учебной деятельности детей, изучались личностные феномены, возрастные закономерности формирования личности, разрабатывались принципы формирующего эксперимента в области психологии личности, проводился анализ развития гармоничной личности и др. Результаты проведённых исследований отражены в многочисленных публикациях Божович и сотрудников её лаборатории. Основной труд Божович – монография «Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование» (1968).Учёные Каблуков Иван АлексеевичКаблуко́в Ива́н Алексе́евич (1857–1942), российский физикохимик, почётный член АН СССР (1932), Герой Труда (1924). Ученик В. В. Марковникова. Научные работы относятся в основном к электрохимии неводных растворов. Ввёл представление о сольватации ионов (1889–1891, независимо от В. А. Кистяковского). Член Русского физико-химического общества, Всесоюзного химического общества имени Д. И. Менделеева (вице-президент Московского отделения с 1934) и многих других научных обществ. Награждён орденом Ленина (1940).Психологи Адлер АльфредА́длер А́льфред (1870–1937), австрийский психолог, основатель школы индивидуальной (иначе – адлерианской) психологии, предложивший интегрированную теорию личности, философию жизни, стратегию просвещения и повышения психологической культуры личности, модель психопатологии, а также метод психотерапии. Взгляды Адлера оказали значительное влияние на развитие психологии и психотерапии 20 в.; последователи Адлера продолжают развивать его подход и сегодня.Психологи Левин КуртЛеви́н Курт (1890–1947), немецкий и американский психолог, представитель гештальтпсихологии, автор психологической теории поля, топологического подхода в психологии; социальный психолог, внёсший значительный вклад в исследование групповой динамики, а также в развитие детской, организационной, прикладной психологии. Несмотря на то что сам Левин не стремился создать научную школу, его можно считать лидером, объединившим несколько кругов исследователей.Психологи Бюлер ШарлоттаБю́лер Шарло́тта (1893–1974), немецкий психолог, один из основателей современной психологии развития и гуманистической психологии. Профессор Венского университета, в сотрудничестве с супругом К. Бюлером основала Венскую школу детской и подростковой психологии, а также психологии жизненного пути. Внесла вклад в психодиагностику, психологическое консультирование, клиническую психологию, психотерапию. Автор более 55 работ, опубликованных на 16 языках.Психологи Рубинштейн Сусанна ЯковлевнаРубинште́йн Суса́нна Я́ковлевна (1911–1990), советский психолог, одна из родоначальниц отечественной патопсихологии, доктор психологических наук. Исследовала слуховые галлюцинации при различных психических нарушениях. Внесла также вклад в психологию аномального развития, дефектологию, психологию труда и инженерную психологию. Начала научную деятельность под руководством А. Н. Леонтьева. Аспирантка А. Р. Лурии. Наиболее известна благодаря вкладу в экспериментальную патопсихологию. Работала с А. В. Запорожцем, Б. В. Зейгарник, К. К. Платоновым, Э. С. Бейн, С. Г. Геллерштейном. Рубинштейн является автором многих трудов, ставших основными руководствами в практической патопсихологии. Ключевые работы: «Экспериментальные методики патопсихологии» (1970), «Психология умственно отсталого школьника» (1970). 12345