Лаврова Татьяна Николаевна
Лавро́ва Татья́на Никола́евна [17(30).12.1911, Самара – 30.1.2004, Санкт-Петербург, похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища], российская певица (сопрано), народная артистка РСФСР (1957).
Дочь дворянина Николая Сергеевича Лаврова – юриста, председателя самарской земской управы (его отец – Сергей Осипович Лавров, член Государственной думы 3-го созыва, предводитель дворянства Самарской губернии). Мать – Зинаида Васильевна Гурьева, дочь священника, зубной врач. В детстве Т. Н. Лаврова часто посещала оперу, слушала выступления гастролировавших в Самаре Г. С. Пирогова и В. В. Барсовой; с 11 лет обучалась дома игре на фортепиано. По окончании школы (1929) некоторое время занималась пением в Самарском музыкальном техникуме (ныне Самарское музыкальное училище имени Д. Г. Шаталова). В 1930 г. переехала с семьёй в Москву, работала табельщицей на заводе.
С 1932 г. обучалась в ленинградском Государственном музыкальном техникуме имени Н. А. Римского-Корсакова (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова; класс О. В. Нардуччи), в 1934–1941 гг. – в Ленинградской консерватории (классы сольного пения Е. А. Бронской, затем С. В. Акимовой, камерного пения – А. Б. Меровича, сценического движения – В. В. Максимова, оперный класс Б. О. Нахутина; окончила с отличием). Занималась в Оперной студии консерватории (1940–1941), исполнила здесь в том числе партию Джильды («Риголетто» Дж. Верди, в 1940 впервые пела в этом спектакле с С. Я. Лемешевым в роли Герцога в выездном спектакле студии на сцене Дома культуры Промкооперации).
В 1942 г. дебютировала на сцене Узбекского театра оперы и балета в Ташкенте, где находилась в эвакуации. Выступала здесь в партиях Джильды и Виолетты («Риголетто» и «Травиата» Верди), Розины («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Серполетты («Корневильские колокола» Р. Планкетта), Катарины («Суворов» С. Н. Василенко), Арсены (оперетта «Цыганский барон» И. Штрауса).
В 1944–1962 гг. солистка Ленинградского академического Малого оперного театра (МАЛЕГОТ). Партии, исполненные Лавровой на этой сцене: Эсмеральда и Ольга («Эсмеральда» и «Русалка» А. С. Даргомыжского), Снегурочка, Марфа, Панночка («Снегурочка», «Царская невеста», «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова), Татьяна и Иоланта («Евгений Онегин» и «Иоланта» П. И. Чайковского), Сюзанна и Церлина («Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» В. А. Моцарта), Марцелина («Фиделио» Л. ван Бетховена), Розина («Севильский цирюльник» Россини), Норина («Дон Паскуале» Г. Доницетти), Нанетта, Виолетта, Джильда («Фальстаф», «Травиата», «Риголетто» Верди), Джульетта («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Манон и Софи («Манон» и «Вертер» Ж. Массне), Лакме (одноимённая опера Л. Делиба), Мария («Царь-плотник» А. Лорцинга), Сюзанна [оперетта «Жюстина Фавар» («Мадам Фавар») Ж. Оффенбаха], Наташа Ростова («Война и мир» С. С. Прокофьева, 1946, 1-я постановка; Сталинская премия 1-й степени, вручена в 1947), Люба Шевцова («Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса; Сталинская премия 2-й степени, вручена в 1951), Катарина («Суворов» С. Н. Василенко), Лидочка («Свадьба Кречинского» А. Ф. Пащенко), Дуня («Морозко» М. И. Красева), Женя («Далеко от Москвы» И. И. Дзержинского), Нина («Угрюм-река» Д. Г. Френкеля), Аночка («Кирилл Извеков» А. А. Чернова).
Обладала голосом серебристого мягкого тембра, виртуозной вокальной техникой, безупречной чистотой интонации, мастерством сценического перевоплощения, артистическим обаянием. Музыковед В. М. Богданов-Березовский писал: «Лаврова – русская певица с отчётливо выраженным национальным художественным мышлением и национальной манерой исполнения. Широта мелодической фразы, её плавная мягкость и задушевность, толкование певческого звука в качестве средства выражения живой эмоции, внимание к значению слова… таковы характерные черты исполнительского стиля Лавровой» (цит. по: Татьяна Николаевна Лаврова. 2021. С. 42).
Выступала как концертная певица. Камерный репертуар Лавровой включал романсы М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. Г. Рубинштейна, С. В. Рахманинова, М. Ф. Гнесина (вокализ «Плач Мариам») и др., народные и советские песни. Её постоянным аккомпаниатором был пианист Е. Д. Лебедев. Выступала в органных вечерах, исполняла произведения И. С. Баха, А. Страделлы, Г. Ф. Генделя и других композиторов в ансамбле с органистом И. А. Браудо. Гастролировала в Финляндии (1951), Исландии и Дании (1956).
В 1957–2002 гг. Лаврова преподавала в Ленинградской консерватории (в 1957 вела камерный класс, с 1958 – класс сольного пения; с 1965 доцент, с 1971 профессор). Среди её учениц: Е. С. Гороховская, Н. А. Басаргина, И. Л. Просаловская, С. Н. Бурковская, Н. П. Ли, С. В. Сумачёва, Е. Прокина, Т. Б. Лебедь, Н. А. Колосова.
Среди аудиозаписей с участием Лавровой: оперы «Иоланта» П. И. Чайковского, «Эсмеральда» А. С. Даргомыжского, «Орестея» С. И. Танеева (Афина Паллада), «Лакме» Л. Делиба, оперетта «Мадам Фавар» Ж. Оффенбаха, арии и сцены из опер «Риголетто» Дж. Верди, «Манон» Ж. Массне, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Царь-плотник» А. Лорцинга, «Война и мир» С. С. Прокофьева, «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса, «Морозко» М. И. Красева, дуэт Ромео и Джульетты Чайковского (с С. Я. Лемешевым), романсы и песни М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, А. И. Дюбюка, О. И. Дютша, С. И. Донаурова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, Р. М. Глиэра, Л. ван Бетховена, Дж. Россини, И. Брамса, К. Дебюсси, Э. Грига, Ф. Шопена, С. Монюшко, Л. Ружицкого (песня Катон из оперетты «Казанова»), А. Дворжака, Э. Тозелли, И. О. Дунаевского, Т. Н. Хренникова, Н. П. Будашкина, М. Я. Феркельмана, народные песни, концерт в московском Доме учёных (1953, с А. А. Большаковым). Издано собрание записей на 5 CD (IMLab, 2001). Аудиозапись интервью Т. Н. Лавровой (2003) опубликована на CD в приложении к книге «Татьяна Николаевна Лаврова: воспоминания, статьи, заметки» (Санкт-Петербург, 2021).
Её первый муж – Николай Петрович Шастин (1909–1942), музыковед, композитор, пианист, заведующий литературной частью Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, погиб во время Великой Отечественной войны. Второй муж – В. А. Бельский (ум. в 1950-е гг.), певец (тенор), солист Малого оперного театра. Третий муж – Георгий Львович Ержемский (1918–2012), дирижёр, музыкальный педагог и теоретик. Дочь – Марина Георгиевна Ержемская (род. 1955), лингвист, переводчик.