Браудо Исай Александрович
Бра́удо Иса́й Алекса́ндрович, Исайя Александрович Браудо [28.7(9.8).1896, местечко Боярка Киевской губернии, ныне г. Боярка Фастовского района Киевской области, Украина – 11.3.1970, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; похоронен на Серафимовском кладбище], российский органист, педагог, музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).
Образование и начало карьеры
Родился в семье историка и библиографа Александра Исаевича Браудо (1864–1924). Окончил Санкт-Петербургское Тенишевское училище (1914), музыкой занимался частным образом (среди учителей – С. М. Майкапар, А. И. Зилоти). С 1912 г. (по другим данным, с 1913) начал брать уроки органа у А. Э. Вульфиуса.
В 1914 г. поступил в Петроградскую консерваторию (с 1924 – Ленинградская) по классам органа Ж. Гандшина и фортепиано М. Н. Бариновой, продолжил обучение по классу фортепиано А. Б. Гольденвейзера в Московской консерватории (1915–1918; параллельно учился на медицинском факультете Московского университета), затем по классу органа Александра Генриховича Гефельфингера (1886–1941) в Одесской консерватории (1919–1921; параллельно учился на математическом факультете Новороссийского университета); в 1919 г. брал частные уроки у Ф. М. Блуменфельда в Киеве. В 1921 г. перевёлся в Петроградский университет и продолжил обучение в Петроградской консерватории по классам органа Н. К. Ванадзиньша (1892–1978) и фортепиано И. С. Миклашевской (1883–1953). Окончил консерваторию по классу органа в 1923 г. В 1924–1927 гг. стажировался как органист во Франции и Германии, в том числе у Л. Вьерна в Париже (1924–1925) и Г. Рамина в Лейпциге (1926–1927).
Исполнительская деятельность
Концертировал с середины 1920-х гг. Гастролировал в городах СССР (Москва, Ереван, Тбилиси, Минск, Рига, Таллин) и за рубежом (ГДР, Польша, Франция, Чехословакия). Член жюри Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге (1950).
Игра Браудо отличалась выразительностью артикуляции и фразировки, мастерским владением искусством регистровки. Основу репертуара составляли сочинения И. С. Баха. Одним из первых в СССР стал включать в программы произведения добаховской эпохи (А. де Кабесон, У. Бёрд, Дж. Булл, Дж. Фрескобальди и др.) Играл музыку эпохи романтизма (Ф. Лист, С. Франк, Ш.-М. Видор и др.) и сочинения 20 в. – как западных, так и советских авторов (А. Онеггер, П. Хиндемит, Л. Вьерн, Х. С. Кушнарёв, А. Ф. Гедике, М. Л. Старокадомский, Г. А. Мушель).
Расшифровывал и исполнял партии бассо континуо в произведениях эпохи барокко. В 1928 г. вместе с С. Л. Гинзбургом (виола да гамба) и Ю. И. Эйдлиным (виоль д’амур) организовал в Ленинградской консерватории ансамбль старинных инструментов. В 1930-х гг. освоил игру на клавесине и клавикорде.
Сотрудничал с видными вокалистами: Б. Р. Гмырей, З. А. Долухановой, Т. Н. Лавровой и др.
С конца 1930-х гг. осуществлял грамзаписи (как сольно, так и в составе ансамблей), многие из которых продолжали переиздаваться после смерти Браудо (например, «Произведения И. С. Баха для органа», фирма «Мелодия», 1975). В 2007 г. на CD были выпущены концертные записи из архива дочери – органистки Анастасии Исаевны Браудо (род. 1942).
Автор органных и фортепианных транскрипций, среди них: органные переложения «Хора поселян» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, эпизодов «Белка» и «Царевна-Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова; фортепианные переложения сочинений Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде и И. С. Баха.
Преподавательская деятельность
Основоположник ленинградской (санкт-петербургской) органной школы. С 1923 г. преподавал в Ленинградской консерватории орган и фортепиано (профессор с 1935), с 1930 г. вёл общий курс фисгармонии. Организовал органное подотделение (1923), разработал программу органного класса (1925–1926). В курс обучения включал не только игру на органе, но и практику бассо континуо, изучение истории органного искусства. В 1938–1941 гг., а также во 2-й половине 1940-х гг. заведовал кафедрой специального фортепиано и органа. Среди учеников: А. Н. Котляревский, сёстры В. Н. Бакеева (1906–1997) и Н. Н. Бакеева (1906–1995), Н. И. Оксентян (1916–1917), С. А. Дайч (1928–1988).
В 1928 (по другим данным, 1927) – 1937 гг. преподавал в Центральном музыкальном техникуме (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского; среди учеников – А. М. Баланчивадзе, Г. В. Свиридов).
Научная и общественная деятельность
На протяжении всей жизни занимался исследовательской работой. В 1930-х гг. профессор Сектора музыкальной культуры и техники Эрмитажа и Государственной академии искусствознания (с 1937 – Государственный музыкальный научно-исследовательский институт). Член учёного совета Ленинградской консерватории. Автор статей по органному исполнительству. Особое внимание уделял проблемам интерпретации музыки И. С. Баха, регулярно вёл кружки и семинары, посвящённые его творчеству (среди участников: М. С. Друскин, Я. С. Друскин, А. П. Милка). За книгу «Артикуляция (О произношении мелодии)» (1961) без защиты диссертации получил степень доктора искусствоведения (1965).
Член Ассоциации современной музыки (1926–1928). Член исполнительской секции Ленинградского отделения Союза композиторов СССР (1934).
В 1930-х гг. входил в состав Первой органной комиссии, контролировавшей перенос органов из опустевших церквей. По предложению Браудо был создан Органный фонд, предназначенный для сбора и хранения органов и их частей.
Награды
Награждён орденом Ленина (1954).
Посмертная слава
С 2009 г. в Санкт-Петербургской консерватории проходит Международный конкурс органистов имени И. А. Браудо (раз в 5 лет).