Большаков Алексей Алексеевич (певец)
Большако́в Алексе́й Алексе́евич [2(15).9.1914, село Обшаровка Самарской губернии, ныне Самарской области – 14.6.1979, Москва], российский певец (баритон), народный артист РСФСР (1971).
Из крестьян; его отец погиб на фронте во время Первой мировой войны в день рождения сына. В 1933 г. окончил в Самаре строительный техникум, работал на стройках. В техникуме занимался в художественной самодеятельности, был солистом в хоре, выступал в концертах. В 1935–1940 гг. учился на дневном отделении Куйбышевского инженерно-строительного института и одновременно на вечернем отделении музыкального училища (класс сольного пения). В 1940–1943 гг. солист Ансамбля песни и пляски Приволжского Военного округа, в 1943–1945 гг. – Ансамбля песни и пляски 2-го Украинского фронта. Солист Куйбышевского театра оперы и балета (1946), Свердловского театра оперы и балета (1946–1953), где уже в первый сезон исполнил 8 ведущих партий классического репертуара. В 1951–1953 гг. учился в Уральской консерватории (Екатеринбург).
В 1953–1975 гг. солист московского Большого театра (дебютировал в партии Моралеса в опере «Кармен» Ж. Бизе). Первоначально был принят в стажёрскую группу; вскоре занял ведущее положение в труппе, исполнял разнообразные лирические и драматические партии. Среди них: Демон (одноимённая опера А. Г. Рубинштейна), Щелкалов и Рангони («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Веденецкий гость и Фёдор Поярок («Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова), Елецкий, Роберт, Мазепа («Пиковая дама», «Иоланта», «Мазепа» П. И. Чайковского), Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Жермон, Риголетто, Маркиз ди Поза («Травиата», «Риголетто», «Дон Карлос» Дж. Верди), Меркуцио и Валентин («Ромео и Джульетта» и «Фауст» Ш. Гуно), Альберт («Вертер» Ж. Массне), Шарплес и Марсель («Чио-Чио-сан» и «Богема» Дж. Пуччини), Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло). Выступал в операх советских композиторов: Букин («Мать» Т. Н. Хренникова), Наполеон («Война и мир» С. С. Прокофьева), Трубецкой («Декабристы» Ю. А. Шапорина), Беринг («Оптимистическая трагедия» А. Н. Холминова). Всего в Большом театре Большаков исполнил 26 оперных партий.Обладал ровно звучащим лирико-драматическим баритоном большого диапазона, превосходной вокальной техникой. Исполнение отличалось прекрасной дикцией и фразировкой. Артист редко прибегал к внешним эффектам, его образы отличались скупыми, но вместе с тем выразительными красками.
Выступал как концертный певец, пел оперные арии, романсы, сольные партии в ораториях и кантатах. Критики отмечали, что в камерном репертуаре Большаков оставался оперным певцом, создающим музыкальные образы «крупным мазком». Участвовал в концертном исполнении оперы «Млада» Н. А. Римского-Корсакова (Жрец Радегаста, дирижёр Е. Ф. Светланов, Большой зал Московской консерватории, 1961).
Гастролировал по СССР и за рубежом (в Австрии, Германии, Венгрии, Норвегии, Канаде, Швеции, Франции).
В 1973–1979 гг. преподавал в Московской консерватории (класс оперного пения) и в Музыкальном училище при ней. В 1975–1977 гг. педагог по вокалу (занимался с молодыми солистами Большого театра и артистами хора), в 1977–1979 гг. заведующий стажёрской группой певцов – солистов Большого театра.
Среди аудиозаписей с участием Большакова: оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (2-й корабельщик, дирижёр В. В. Небольсин, 1958), «Млада» Римского-Корсакова (Жрец Радегаста, дирижёр Е. Ф. Светланов, 1962), «Хованщина» М. П. Мусоргского (Стрешнев, дирижёр Небольсин, 1953), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (Фигаро, дирижёр М. Ф. Эрмлер, по трансляции из Большого театра, 1958), «Кармен» Ж. Бизе (Моралес; 1955, Кармен – З. Палли, Хозе – Г. Зобиан; 1959, Кармен – И. К. Архипова, Хозе – М. Дель Монако; 1961, Кармен – Е. Черней, Хозе – З. И. Анджапаридзе; все – дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев; 1963, Кармен – Г. А. Туфтина, Хозе – А. П. Лаптев, дирижёр Эрмлер; все – по трансляции из Большого театра), «Травиата» (Жермон; 1957, Виолетта – Ж. Мишо, Альфред – С. Я. Лемешев; 1963, Виолетта – Е. С. Мирошниченко, Альфред – К. Д. Огневой; 1964, Виолетта – М. П. Амиранашвили, Альфред – Лемешев; 1967, Виолетта – Г. П. Вишневская, Альфред – Д. А. Королёв; 1968, Виолетта – Вишневская, Альфред – В. А. Атлантов; дирижёр Б. Э. Хайкин, по трансляции из Большого театра), «Дон Карлос» Дж. Верди (Маркиз ди Поза, дирижёр О. А. Димитриади, по трансляции из Большого театра, 1966), «Джалиль» Н. Г. Жиганова (Канзафаров, дирижёр Хайкин, 1958), оперетты «Мартин-Рудокоп» К. Целлера (Родерик, дирижёр Л. П. Пятигорский, 1954), «Находчивый флейтист» Ж. Оффенбаха (Жозеф, дирижёр Е. А. Акулов, 1955), поэма «Колокола» С. В. Рахманинова (дирижёр Небольсин, 1954; дирижёр К. П. Кондрашин, 1963), концерт в московском Доме учёных (с Т. Н. Лавровой, 5 октября 1953), арии из опер, песни советских композиторов, романсы, народные песни. С участием Большакова снят телефильм с фрагментами спектакля «Дон Карлос» Верди (1964, дирижёр А. Найденов, режиссёр Н. О. Бравко). Издан сольный CD (RCD, 1996).
Автор статей о солистах оперы, стажёрской группе Большого театра (опубликованы в газете «Советский артист»).
Награждён орденом «Знак Почёта» (1959), орденом Трудового Красного Знамени (1976).