Дютш Оттон Иванович
Дютш Отто́н Ива́нович [Отто Иоганн Антон Дютш (Дютч), Otto Johann Anton Dütsch] (25.5.1823, Копенгаген – 20, по другим данным, 21.4.1863, Франкфурт-на-Майне, Германия), российский композитор, дирижёр, органист, педагог.
Сын учителя музыки, по происхождению датчанин. В 1847 г. окончил Лейпцигскую консерваторию по классу композиции Ф. Мендельсона и классу органа И. Шнейдера, посетил Францию и Италию. В 1847/1848 г. переселился в Россию. В 1848–1851 гг. капельмейстер Кабардинского полка под командованием князя А. И. Барятинского. По возвращении в Санкт-Петербург дирижировал танцевальными и симфоническими оркестрами, в том числе в 1851 г. – в Заведении искусственных минеральных вод (в то время самом крупном увеселительном заведении города: Петровская. 2009. С. 333). На императорской драматической сцене были поставлены пьесы с заказанной ему музыкой – «Денщик» Н. В. Кукольника (1851) и «Русская свадьба в исходе XVI века» П. П. Сухонина (1852); последняя стала «на несколько десятилетий чрезвычайно популярной» (Петровская. 2009. С. 309).
В 1852 г. приглашён на службу Дирекцией Императорских театров: до конца жизни капельмейстер Русской оперной труппы, также хормейстер и органист Итальянской оперы. Одновременно выступал в концертах (в том числе аккомпанировал певице Д. М. Леоновой), преподавал в Театральном училище, вёл бесплатный класс хорового пения при музыкальных классах Русского музыкального общества (1860–1862). В 1862–1863 гг. профессор Санкт-Петербургской консерватории (теория музыки и сольфеджио).
В 1860 г. в Мариинском театре поставлена его опера «Кроатка» («Соперницы»; либретто Н. И. Куликова), в музыке которой современники отмечали изобретательность и оригинальность при сохранении мендельсоновской манеры [«тот же строгий формализм в обработке и тот же гладкий, ласкательный лиризм» (Арнольд Ю. Воспоминания Юрия Арнольда. Вып. 3. Москва, 1893. С. 105)]. В репертуаре императорских театров опера не удержалась, в 1881 г. исполнена в Музыкально-драматическом кружке любителей под управлением Г. О. Дютша (сын композитора). В петербургские годы О. И. Дютш создал ещё несколько произведений для сцены, в том числе музыку к водевилю «Узкие башмаки» (текст в пер. с франц. П. С. Фёдорова, 1851, Александринский театр).
Автор романсов (всего около 70), оркестровой, камерно-инструментальной и хоровой музыки.
В 1863 г. выехал для лечения в Германию, где и скончался.