Фэнтези (в кинематографе)
Фэ́нтези (англ. fantasy), жанр кинематографа, для которого характерно изображение невероятных в реальном мире событий, изобретение вымышленных вселенных, уникальная иконография. В сюжетах таких произведений фигурируют ведьмы, волшебники, несуществующие расы (эльфы, гномы, орки, тролли, хоббиты и др.) и иные существа или монстры (драконы и пр.). Основные темы фэнтези-фильмов – взросление героев, поиск дома, преодоление социальных условностей и т. д. В отличие от научно-фантастического кино в фэнтези пространственно-временны́е аномалии не являются результатом научно-технического воздействия. Границы жанра расплывчаты: часто фэнтези-фильмы смешаны с научной фантастикой, сказкой, комедией и пр. В фэнтези как жанре кино есть собственные поджанры – тёмное фэнтези, «клинок и колдовство» и др.
Теоретические подходы к пониманию жанра
Если фильмы ужасов и научная фантастика привлекают внимание культурологов, философов, медиатеоретиков и пр., то фэнтези при его популярности среди зрителей остаются относительно редким объектом академических исследований. Стоит обратить внимание и на проблемы с демаркацией киножанра фэнтези от ужасов и научной фантастики. Хоррор выделился в отдельный жанр уже в 1930-х гг., а научно-фантастическое кино – как минимум с 1950-х гг. Фэнтези как жанр кино в течение долгого времени оставалось в тени иных жанров. Более того, концептуализации жанра мешало разночтение англоязычных слов «фэнтези» (англ. fantasy) и «фантастический» (англ. fantastic). Например, в сборнике «Фэнтези и кинематограф», вышедшем в 1989 г. в издательстве Британского института кино, бо́льшая часть статей посвящена фильмам ужасов, а остальные – научной фантастике и авторскому кино; почти все авторы, даже если рассуждают о фэнтези-фильмах, игнорируют картины 1980-х гг. и традицию жанра (Fantasy and the cinema. 1989). Причина такого пренебрежения жанром в том, что многие учёные понимают фантастическое, а вместе с тем и фэнтезийное как термин, объединяющий изображение или описание невероятного развития событий.
Для понимания фэнтези как жанра кино остаётся важной и влиятельной теория фантастического, созданная французским философом-структуралистом и литературоведом Ц. Тодоровым. Например, британский кино- и медиатеоретик А. Серджант в книге «Сталкиваясь с невозможным», представляющей собой обширную теоретизацию фэнтези-кинематографа, в попытке определить жанр обращается к Тодорову и утверждает, что описанные им категории чудесного, зловещего и фантастического нужно учитывать без излишнего ригоризма (Sergeant. 2021. P. 15). Категории Тодорова связаны с возможностью событий, которые мы встречаем в фантастическом, или их рациональной или иррациональной неразрешимостью. Например, киновед Б. К. Грант описывает фэнтези как жанр, связанный с изображением «альтернативных невероятностей» и «запредельных миров» (Грант. 2006. С. 20). Сам Серджант заимствует у Тодорова идею сомнения или промедления (англ. hesitation), в соответствии с которой жанр предлагает альтернативный и усложнённый способ переживания реальности (Sergeant. 2021. P. 17).
Американский культуролог К. Фоукс определяет фэнтези через понятие «онтологический разрыв» (англ. ontological rupture), обозначающее возникновение в фантастическом дискурсе разлома между привычном для нас миром и миром вымышленным. Она отмечает наличие традиционной иконографии: волшебники, талисманы, говорящие животные и др. Фоукс отмечает определённую стигму, связанную с фэнтези как с «незрелым» жанром, которому обыкновенно приписывается эскапизм и попытка избежать проблемы повседневной жизни с помощью ухода в вымышленную реальность. С точки зрения учёной, для фэнтези действительно характерны истории взросления, поиска дома и магической трансформации героев, что, однако, не говорит о наивности и детском характере этих историй. Она считает, что элементы фэнтези можно обнаружить во внешне далёком от жанра и «взрослом» кино, например в фильме «День сурка» («The Groundhog Day», 1993, режиссёр Х. Рэмис) (Fowkes. 2010. P. 1–14).
Британский киновед Дж. Уолтерс в книге «Фэнтези-фильм: критическое введение» пытается определить границы жанра через его демаркацию с такими далёкими представителями популярного кино, как, например, экшен-фильм «Идентификация Борна» («The Bourne Identity», 2002, режиссёр Д. Лайман) (Walters. 2011. P. 22). Тем самым даже в оптике академических исследований жанр остаётся размытым.
Предыстория жанра
А. Серджант пишет, что история киножанра фэнтези синонимична самой истории кинематографа (Sergeant. 2021. P. 33). Хотя фэнтези-фильмы оформились в самостоятельную и узнаваемую жанровую традицию позже, чем ужасы и научная фантастика, и долгое время считались «ядовитыми» для кинопроката, их первые образцы были сняты на заре мировой киноиндустрии Ж. Мельесом (Fowkes. 2010. P. 1, 17–18; Sergeant. 2021. P. 33). В 1899 г. он снял короткометражную работу «Золушка» («Cendrillon»), двумя годами позже – «Красная шапочка» («Le Petit Chaperon Rouge», 1901), а ещё через год – «Путешествие Гулливера» («Le Voyage de Gulliver à Lilliput et chez les Géants», 1902). В том же году вышли картины «Джек и бобовый стебель» («Jack and the Beanstalk», 1902, режиссёры Дж. Флеминг и Э. Портер) и «Али-баба и сорок разбойников» («Ali Baba et les 40 voleurs», 1902, режиссёр Ф. Зекка).
В 1903 г. вышла первая в истории киноадаптация повести Льюиса Кэролла «Приключения Алисы в Стране чудес» («Alice's Adventures in Wonderland», 1865) – «Алиса в Стране чудес» («Alice in Wonderland», 1903, режиссёры С. Хепуорт и П. Стоу). Кинолента долгое время считалась утраченной и была обнаружена в 2008 г. и отреставрирована в 2010 г. (Сальникова. 2021. С. 75). В 1907 г. вышла новая адаптация истории о Золушке – «Золушка, или Чудесный башмачок» («Cendrillon, ou la Pantoufle merveilleuse», 1907, режиссёр А. Капеллани). Все эти фильмы были именно фильмами-сказками (англ. Fairy-Tail Film), которые долгое время рассматривались учёными как поджанр фэнтези-кинематографа, хотя ныне исследователи пытаются осмыслить их в качестве самостоятельного феномена, а также показать, что взаимоотношения кино и сказочных сюжетов шире жанра фэнтези (Short. 2015).
В 1910-х гг. появились первые киноадаптации детской книги американского писателя Л. Ф. Баума «Удивительный волшебник страны Оз» («The Wonderful Wizard of Oz», 1900), впоследствии признанной одним из важнейших текстов жанра фэнтези. В 1910 г. вышел короткометражный фильм «Чудесный волшебник страны Оз» («The Wonderful Wizard of Oz», 1910, режиссёр О. Тёрнер), а в 1914 г. были сняты картины режиссёра Дж. Фаррелла МакДональда «Лоскутушка из страны Оз» («The Patchwork Girl of Oz», 1914), «Его Величество, Страшила из страны Оз» («His Majesty, the Scarecrow of Oz», 1914) и «Волшебное одеяние» («The Magic Cloak of Oz», 1914), поставленные по книгам-продолжениям. Все три киноленты 1914 г. были выпущены независимой киностудией Oz Film Manufacturing Company, основанной самим Л. Ф. Баумом для адаптации его произведений. Однако студия не имела коммерческого успеха и просуществовала всего один год: в 1915 г. её поглотила компания Metro Pictures, известная ныне как корпорация Metro-Goldwyn-Mayer Studios.
Немецкий экспрессионизм и главным образом творчество немецкого режиссёра Ф. Ланга, важное для жанра ужасов и научной фантастики, оказали влияние и на фэнтези-фильмы. Идеи его киноадаптации средневековой поэмы «Песнь о Нибелунгах» – «Нибелунги» («Die Nibelungen», 1924), как отмечает К. Фоукс, заметны в главных фэнтези-франшизах 21 в. – «Властелине колец» и «Гарри Поттере» (Fowkes. 2010. P. 20). Дж. Уолтерс замечает, что фильм американского периода в творчестве Ф. Ланга «Жизнь даётся один раз» («You Only Live Once», 1937), традиционно считываемый как ранний образец жанра нуар, также оказал влияние на фэнтези-кинематограф благодаря специфическому обращению с пространством и временем в картине (Fowkes. 2011. P. 9–10). Среди фильмов 1920-х гг., повлиявших на фэнтези, Уолтерс также отмечает «Кабинет доктора Калигари» («Das Cabinet des Dr. Caligari», 1920, режиссёр Р. Вине), в котором использовалось размытие грани между кинореальностью и вымыслом. Более конвенциональные представители фэнтези 1920-х гг. – киноленты «Питер Пэн» («Peter Pan», 1924) и «Поцелуй Золушки» («A Kiss for Cinderella», 1925, оба – режиссёр Г. Бренон).
Главным образцом жанра фэнтези среди картин 1920-х гг. был «Багдадский вор» («The Thief of Bagdad», 1924, режиссёр Р. Уолш), повествовавший о жизни уличного вора, спасшего Багдад и местную принцессу от нашествия монголов. Роль вора исполнил знаменитый актёр Д. Фэрбенкс, позднее ставший первым президентом Американской академии кинематографических искусств и наук. «Багдадский вор» не был первым фильмом, использовавшим в своём сюжете сказки из цикла «Тысяча и одна ночь», он был первым полнометражным фильмом, адаптировавшим арабские сказки (его хронометраж составил 155 мин). Эта кинолента также демонстрировала новаторское мастерство постановки, выдающуюся операторскую работу и инновационные для 1920-х гг. спецэффекты. Несмотря на то что в 1940 г. вышел цветной ремейк картины Уолша «Багдадский вор» («The Thief of Bagdad», 1940, режиссёры Л. Бергер и др.), именно оригинальный фильм 1924 г. считается одним из лучших фэнтези-фильмов в списке Американского института кино, занимая в нём 9-е место (Fowkes. 2010. P. 18–19). Фильм выходил в 1920-х гг. в СССР, где пользовался популярностью. В 1925 г. вышла одноимённая отечественная картина «Багдадский вор» (1925, режиссёр Е. В. Гурьев), являвшаяся рекламой магазина «Мосторг», в которой универмаг оказывался образцом восточного базара, откуда главный герой – гражданин Птицын, чью роль исполнял Ф. Н. Курихин, пытался выкрасть товары.
Расцвет жанра
Расцвет жанра произошёл в 1930-х гг. А. Серджант выделяет 4 периода в истории американского фэнтези-кинематографа: классический голливудский фэнтези-фильм 1930–1945 гг., постклассический фэнтези-кинематограф 1946–1975 гг., эпоха «блокбастеров высокого фэнтези» (англ. High Fantasy Blockbuster) 1976–1991 гг., современные фэнтези-фильмы, выходившие с 1991 г. (Sergeant. 2021).
Первый, классический период фэнтези-фильмов связан с такими картинами, как «Алиса в Стране чудес» («Alice in Wonderland», 1933, режиссёры Н. З. МакЛеод и др.), «Волшебник страны Оз» («The Wizard of Oz», 1939, режиссёр В. Флеминг) и «Эта замечательная жизнь» («It’s a Wonderful Life», 1946, режиссёр Ф. Капра). Все три фильма Серджант анализирует через психологическое понятие катексиса (англ. сathexis), обозначающее интенсивность проявления процессов из психической жизни. Например, новаторство «Алисы в Стране чудес» заключалось в смешении субъективной и объективной съёмки, позволившей изобразить объекты как одновременно настоящие в рамках условной реальности кинематографа, так и аффектированные взглядом Алисы, что заметно проявлялось в сцене с бассейном слёз, где сама Алиса менялась в своих физических размерах. Несмотря на то что реклама «Алисы в Стране чудес» появлялась в известном американском еженедельнике Variety, где популярные актёры, присоединившиеся к съёмочной группе (Э. Э. Хортон, К. Грант и др.), предстали в образе персонажей оригинальной повести Льюиса Кэролла, фильм провалился в прокате (Sergeant. 2021. P. 39–40). Тем не менее он оказался важен для истории кинематографа и до сих пор привлекает внимание исследователей. Причина, по которой публика осталась равнодушна к этой картине, как считает К. Фоукс, была в том, что популярные актёры, загримированные под своих персонажей, перестали быть узнаваемыми, что разочаровывало зрителей (Fowkes. 2010. P. 21).
В 1933 г. вышел фильм «Кинг-Конг» («King Kong», 1933, режиссёры М. Купер и Э. Шодсак), который был образцом поджанра ужасов – картин о монстрах, но повлиял и на фэнтези-фильмы. Фэнтези-элементы присутствовали в картине «Марш деревянных солдатиков» («Babes in Toyland», 1934, режиссёры Г. Майнс и Ч. Роджерс). Фильм «Призрак едет на Запад» («The Ghost Goes West», 1935, режиссёр Р. Клэр) и кинолента «Топпер» («Topper», 1937, режиссёр Н. З. МакЛеод) тоже использовали элементы, ассоциируемые с жанром фэнтези: призраки в них не были устрашающими, но скорее оказывались связующим звеном между настоящим и прошлым.
Важными для жанра оказались две картины 2-й половины 1930-х гг. – первый полнометражный мультфильм студии У. Диснея Walt Disney Productions «Белоснежка и семь гномов» («Snow White and the Seven Dwarfs», 1937, режиссёры Д. Хэнд и др.) и «Волшебник страны Оз». «Белоснежка…» положила начало традиции диснеевских сказочных мультфильмов, а «Волшебник страны Оз» был крайне успешен в прокате и тепло встречен кинокритикой, позднее регулярно занимая почётные места в списках лучших фильмов в истории. Это был первый жанровый фэнтези-фильм, который вошёл в историю кинематографа. Так, Фоукс начинает обзор фэнтези как киножанра именно с этой картины и отмечает, что фильм оказался сложным с точки зрения его культурологических и политических коннотаций. Со временем в нём стали усматривать расовый, гендерный и сексуальный подтекст, а также анализировать персонажей с точки зрения репрезентации маргинализированных социальных групп. Интересен и сам статус «страны Оз», балансирующей между вымыслом и реальностью, между эскапизмом и тем, чем мог бы стать родной для Дороти штат Канзас (Fowkes. 2010. P. 55–67).
Постклассическое фэнтези
Период с 1940-х до конца 1960-х гг. был малозначителен для развития жанра. Это было обусловлено тем, что оказавшиеся впоследствии важнейшими для жанра литературные тексты стали появляться лишь в 1950-х гг. Так, первая часть «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса – «Лев, колдунья и платяной шкаф» – вышла в 1950 г., а роман-эпопея Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» был опубликован в 1954–1955 гг. В 1940 г. вышел второй полнометражный мультфильм студии У. Диснея «Пиноккио» («Pinocchio», 1940, режиссёры Б. Шарпстин, Х. Ласки и др.). В последующие годы появились такие фильмы, как «Дьявол и Дэниел Уэбстер» («The Devil and Daniel Webster», 1941, режиссёр У. Дитерле), «Книга джунглей» («Jungle Book», 1942, режиссёр З. Корда), «Синдбад-мореход» («Sindbad the Sailor», 1947, режиссёр Р. Уоллес), «Чудо на 34-й улице» («Miracle on 34th Street», 1947, режиссёр Дж. Ситон) и др.
В 1946 г. вышла картина французского режиссёра и поэта Ж. Кокто «Красавица и чудовище» («La belle et la bête», 1946). Были сняты фильмы, тематизировавшие загробную жизнь и воссоединение с любимыми, – «Лестница в небо» («A Matter of Life and Death», 1946, режиссёры М. Пауэлл и Э. Прессбургер), «Призрак и миссис Мьюр» («The Ghost and Mrs. Muir», 1947, режиссёр Дж. Манкевич). Самый важный фэнтези-фильм 1940-х гг. – «Эта замечательная жизнь» – использует ту же логику, что резонирует с главной катастрофой эпохи – Второй мировой войной.
В 1950-х гг. были выпущены несколько ярких картин в жанре. Первая из них, используя элементы фэнтези, является образцом комедии – «Харви» («Harvey», 1950, режиссёр Г. Костер). В 1953 г. вышли фильм «5000 пальцев доктора Т.» («The 5,000 Fingers of Dr. T.», 1953, режиссёр Р. Роуленд) и диснеевский мультфильм «Питер Пэн» («Peter Pan», 1953, режиссёры Х. Ласк и др.). В 1958 г. появилась картина «Седьмое путешествие Синдбада» («The Seventh Voyage of Sinbad», 1958, режиссёр Н. Юран).
В 1950-х гг. вышли значимые фэнтези-фильмы национальных кинематографов: в СССР – «Садко» (1952, режиссёр А. Л. Птушко), в Японии – «Сказки туманной луны после дождя» («Ugetsu Monogatari», 1953, режиссёр Мидзогути Кэндзи ), в Италии – «Странствия Одиссея» («Ulisse», 1954, режиссёры М. Камерини), в Швеции – «Седьмая печать» («Det Sjunde Inseglet», 1957, режиссёр И. Бергман) и др.
В 1960-х гг. появились картины «Ясон и Аргонавты» («Jason and the Argonauts», 1963, режиссёр Д. Чэффи), «Мэри Поппинс» («Mary Poppins», 1964, режиссёры Р. Стивенсон), «7 лиц доктора Лао» («7 Faces of Dr. Lao», 1964, режиссёр Дж. Пал), «Доктор Дулиттл» («Doctor Dolittle», 1967, режиссёр Р. Флейшер), «Пип-паф ой-ой-ой» («Chitty Chitty Bang Bang», 1968, режиссёр К. Хьюз). В 1963 г. вышел редкий для советского кинематографа игровой фэнтези-фильм «Королевство кривых зеркал» (1963, режиссёр А. А. Роу).
Дисперсия фэнтези: развитие поджанров
В 1970-х гг. жанр вновь пережил расцвет. В этот период вышло несколько фильмов, чьё влияние оказалось сопоставимо с кинолентами 1930-х гг. В 1971 г. была экранизирована детская повесть Р. Даля «Чарли и шоколадная фабрика» – «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» («Willy Wonka & the Chocolate Factory», 1971, режиссёр М. Стюарт). В 1974 г. вышел новый фильм о Синбаде-мореходе – «Золотое путешествие Синбада» («The Golden Voyage of Sinbad», 1973, режиссёр Г. Хесслер). Над спецэффектами для него работал известный американский художник Р. Харрихаузен, продемонстрировавший в этом фильме новаторские возможности покадровой анимации (англ. stop motion animation). Как отмечает А. Серджант, «Золотое путешествие Синбада» вновь показало, что фэнтези-фильмы могут в своей зрелищности отображать сущность и возможности кинематографа как медиума (Sergeant. 2021. P. 113–124). В 1974 г. появилось первое издание правил настольной ролевой игры «Подземелья и драконы», которая оказала большое влияние в том числе на фэнтези-кинематограф.
Важным для жанра феноменом 1970-х гг. оказалось творчество британской комик-труппы «Монти Пайтон». В 1975 г. вышла фэнтези-комедия «Монти Пайтон и Священный Грааль» («Monty Python and the Holy Grail», 1975, режиссёры Т. Гиллиам и Т. Джонс), а в 1977 г. – дебютная картина одного из главных участников объединения, режиссёра Т. Гиллиама, – фэнтези-комедия «Джабервоки» («Jabberwocky»). В США в 1976 г. мультипликатор Р. Бакши выпустил фильм «Волшебники» («Wizards»), в котором тропы жанра фэнтези (магия, эльфы, орки, феи) переплетались с образами постапокалипсиса. Два года спустя Бакши создал первую в истории кинематографа экранизацию романа Дж. Р. Р. Толкина – анимационный фильм «Властелин колец» («The Lord of the Rings», 1978).
Один из наиболее значимых фильмов 1970-х гг. – «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (Star Wars. Episode IV: A New Hope, 1977, режиссёр Дж. Лукас), ознаменовавший начало франшизы «Звёздные войны», использовал не только научно-фантастическую иконографию (космические путешествия, роботы, лазеры и др.), но и основные тропы жанра фэнтези: героический миф, магию-«силу», историю взросления, «сказочное» повествование.
В 1980-х гг. начинают появляться ленты, впервые обозначившие фэнтези в качестве самостоятельного, узнаваемого, а в некоторых случаях и коммерчески успешного жанра. Так, только в 1981 г. вышли картины «Победитель дракона» («Dragonslayer», 1981, режиссёр М. Роббинс), «Экскалибур» («Excalibur», 1981, режиссёр Дж. Бурмен), «Битва титанов» («Clash of the Titans», 1981, режиссёр Д. Дэвис), «Бандиты во времени» («Time Bandits», 1981, режиссёр Т. Гиллиам). В 1980-х гг., с одной стороны, появляются полноценные полнометражные фильмы поджанра фэнтези «клинок и колдовство» (англ. Sword and sorcery, S&S), с другой – реализуются идеи, нашедшие своё воплощение в поджанре тёмного фэнтези, притом сами эти поджанры зачастую пересекаются. Главным событиями 1982 г. для жанра были «Конан-варвар» («Conan the Barbarian, 1982, режиссёр Дж. Милиус) и кукольный фэнтези-фильм «Тёмный кристалл» («The Dark Crystal», 1982, режиссёры Дж. Хенсон и Ф. Оз), ставшие одними из наиболее узнаваемых образцов поджанра «тёмное фэнтези». Также в 1982 г. вышли такие ленты, относящиеся к «тёмному фэнтези», как «Повелитель зверей» («The Beastmaster», 1982, режиссёр Д. Коскарелли) и «Меч и колдун» («The Sword and the Sorcerer», 1982, режиссёр А. Пьюн).
В 1983 г. были выпущены анимационный и игровой фильмы «Огонь и лёд» («Fire and Ice», 1982, режиссёр Р. Бакши) и «Крулл» («Krull», 1983, режиссёр П. Йетс). В 1984 г. вышла картина «Бесконечная история» («The Neverending Story», 1984, режиссёр В. Петерсен), оставившая большой след в популярной культуре. В 1985 г. вышли «Легенда» («Legend», 1985, режиссёр Р. Скотт) и «Леди-ястреб» («Ladyhawke», 1985, режиссёр Р. Доннер). В том же 1985 г. в СССР транслировался телеспектакль «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита» (1985, режиссёр В. Латышев), поставленный по повести Толкина «Хоббит, или Туда и обратно».
В 1986 г. в прокате появился фильм «Горец» («Highlander», режиссёр Р. Малкэй), который позднее превратился во франшизу. В том же году режиссёр Дж. Карпентер выпустил «Большой переполох в маленьком Китае» («Big Trouble in Little China»), который не был полноценным представителем жанра, но в котором активно использовались повествовательные стратегии фэнтези – магия и т. д. Более жанрово конвенциональными были «Лабиринт» («Labyrinth», 1986, режиссёр Дж. Хенсон) и «Принцесса-невеста» («The Princess Bride», 1987, режиссёр Р. Райнер). Важным для жанра оказался 1988 г.: в прокат вышли картины «Приключения барона Мюнхгаузена» («The Adventures of Baron Munchausen», 1988, режиссёр Т. Гиллиам), «Битлджус» («Beetlejuice», 1988, режиссёр Т. Бёртон), «Уиллоу» («Willow», 1988, режиссёр Р. Ховард) и др. В этом же году был снят советский фэнтези-фильм «Убить дракона» (1988, режиссёр М. А. Захаров), использовавший выразительные средства жанра для иллюстрации сюжета-притчи. В 1989 г. Т. Джонс, коллега Т. Гиллиама по труппе «Монти Пайтон», срежиссировал «Эрик-викинг» («Erik the Viking», 1989), а С. Спилберг – важный для жанра фильм «Всегда» («Always», 1989). Хотя не все фильмы жанра, снятые в 1980-х гг., окупились в прокате, именно в 1980-х гг. фэнтези перестали быть маргинальным продуктом и стали активно производиться киностудиями для проката, а режиссёры-авторы (Р. Скотт, С. Спилберг, Р. Райнер, Дж. Карпентер и др.) уже не пренебрегали жанром.
Фэнтези не утратили популярности и в следующем десятилетии. В 1990 г. вышли фильмы «Эдвард Руки-ножницы» («Edward Scissorhands», режиссёр Т. Бёртон) и «Ведьмы» («The Witches», режиссёр Н. Роуг), в 1991 г. – картина «Капитан Крюк» («Hook», 1991, режиссёр С. Спилберг), оказавшаяся коммерчески неудачной. Происходил ренессанс Disney, связанный с выпуском таких мультфильмов, как «Красавица и чудовище» («Beauty and the Beast», 1991, режиссёры Г. Труздейл и К. Уайз), «Король Лев» («The Lion King», 1994, режиссёры Р. Аллерс и Р. Минкофф), «Геркулес» («Hercules», 1997, режиссёры Дж. Маскер и Р. Клементс), «Мулан» («Mulan», 1998, режиссёры Б. Кук и Т. Бэнкрофт) и др. Среди значимых для жанра в 1990-х гг. также были «Фокус-покус» («Hocus Pocus», 1993, режиссёр К. Ортега), «Кошмар перед Рождеством» («The Nightmare Before Christmas», 1993, режиссёр Г. Селик), «Джуманджи» («Jumanji», 1995, режиссёр Дж. Джонстон), «История игрушек» («Toy Story», 1995, режиссёр Дж. Лассетер).
Фэнтези в 21 в.
В самом начале 2000-х гг. произошли два ключевых для жанра события: в 2001 г. вышли фильмы «Властелин колец: Братство кольца» («The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring», 2001, режиссёр П. Джексон) и «Гарри Поттер и философский камень» («Harry Potter and the Philosopher’s Stone», 2001, режиссёр К. Коламбус), ставшие успешными франшизами. Каждая из них принесла огромную прибыль и оценивалась как выдающееся художественное произведение. Экранизации романов Дж. Р. Р. Толкина и Дж. Роулинг повлияли на репутацию жанра фэнтези.
Помимо них вышли такие важные для развития жанра картины, как «Гринч – похититель Рождества» («How the Grinch Stole Christmas», 2000, режиссёр Р. Ховард), «Шрэк» («Shrek», 2001, режиссёры Э. Адамсон и В. Дженсон), «Унесённые призраками» («Sen to Chihiro no Kamikakushi», 2001, режиссёр Хаяо Миядзаки), «Лабиринт фавна» («El laberinto del fauno», 2006, режиссёр Г. дель Торо), «Звёздная пыль» («Stardust», 2007, режиссёр М. Вон), «Коралина в Стране Кошмаров» («Coraline», 2008, режиссёр Г. Селик), «Там, где живут чудовища» («Where the Wild Things Are», 2009, режиссёр С. Джонс), «Тайна Келлс» («The Secret of Kells», 2008, режиссёр Т. Мур) и др.
В 2010-х гг. кинопроизводство во многом развивало франшизы прошлого десятилетия, а авторы фэнтези-фильмов прошлого представили новые картины. В 2012 г. вышел фильм П. Джексона «Хоббит: Нежданное путешествие» («The Hobbit : An Unexpected Journey»), к которому позднее вышли снятые им же продолжения – «Хоббит: Пустошь Смауга» («The Hobbit : The Desolation of Smaug», 2013) и «Хоббит: Битва пяти воинств» («The Hobbit The Battle of the Five Armies», 2014). Жанр стал активно развиваться в сериалах. Так, в 2011 г. компания HBO начала выпуск фэнтези-телесериала «Игра престолов», в основу которого легло творчество Дж. Мартина.
В 2016 г. вышел фильм «Фантастические твари и где они обитают» («Fantastic Beasts and Where to Find Them», 2016, режиссёр Д. Йейтс), открывший одноимённую приквел-субфраншизу «Гарри Поттера». Были попытки перезапуска фэнтези-фильмов 1980–1990-х гг.: в 2011 г. снят фильм-ремейк «Конан-варвар» («Conan the Barbarian», 2011, режиссёр М. Ниспель), а в 2020 г. – «Ведьмы» («The Witches», режиссёр Р. Земекис). Т. Бёртон выпустил картину «Алиса в Стране чудес» («Alice in Wonderland», 2010). В 2010 г. вышел мультфильм «Как приручить дракона» («How to Train Your Dragon», 2010, режиссёры К. Сандерс и Д. Деблуа), ставший началом успешной франшизы.
В 2020-х гг. в репертуаре жанра стали популярны фильмы – адаптации видеоигр [«Охотник на монстров» («Monster Hunter», 2020, режиссёр П. У. С. Андерсон)] и настольных ролевых игр [«Подземелья и драконы: Честь среди воров» («Dungeons & Dragons: Honor Among Thieves», 2023, режиссёры Дж. Дэйли и Дж. Голдштейн)]. Ныне фэнтези считается влиятельным, коммерчески успешным и может рассматриваться как независимый жанр кинематографа.