Мельес Жорж
Мелье́с Жорж, Мари Жорж Жан Мельес (Marie Georges Jean Méliès) (8.12.1861, Париж – 21.1.1938, там же), режиссёр, один из основоположников французского кинематографа.
Из семьи обувного фабриканта. С середины 1880-х гг. обучался механике и искусству иллюзиониста в Лондоне. В 1888 г. приобрёл парижский театр «Робер Уден», где давал «магические» представления. Одновременно под псевдонимом Géo Smile рисовал карикатуры для сатирического журнала La Griffe. В 1891 г. основал в Париже Академию престидижитации, ставшей впоследствии синдикатом иллюзионистов.
После посещения в декабре 1895 г. одного из первых киносеансов попытался купить у О. Люмьера (отца Л. Люмьера) сконструированный им киноаппарат; получив отказ, приобрёл в Англии проектор «биоскоп» и переделал его, дав новое название – «кинетограф».
В 1896 г. снял фильм «Игра в карты», воспроизведя известный люмьеровский ролик «Игра в экарте». На этапе выработки собственного стиля Мельес копировал продукцию братьев Люмьер. Однако, в отличие от них, он не фиксировал реальность, а пытался выстроить на экране особый фантастический мир, используя специфические монтажные средства для «создания чудес».
Его первый самостоятельный опыт «Исчезновение дамы в театре “Робер Уден”» был снят на натуре перед нарисованным задником. В последующих фильмах («Факир – индийская тайна», «Отравленная гостиница», «Усадьба Дьявола», все – 1896) Мельес исследовал возможности замедленной и ускоренной съёмки, применения затемнения, наплывов и др. Усложнённое действие потребовало специальные помещения, и весной 1897 г. Мельес построил на своей вилле в парижском предместье Монтрёй первую в Европе киностудию (Star Film) – стеклянный павильон в пропорциях театра «Робер Уден», оборудованный люками, подъёмниками, тележками для движения съёмочной камеры, чёрным бархатным фоном.
В фильмах «Золушка» (1899), «Жанна д’Арк» (1900), «Синяя Борода» (1901), подготовивших этапную картину «Путешествие на Луну» (1902), Мельес завершил разработку разнообразных монтажных трюков. В дальнейшем, увлёкшись устройством пространства, где разворачивается действие, занимался лишь усовершенствованием декораций.
Основной принцип Мельеса – создание иллюзорного «пространства представления», где кажущееся действительным вдруг оказывается бутафорским, и наоборот: зритель должен был постоянно ощущать зыбкость реальности и принимать реальность фантастического.
С 1902 г. фильмы Мельеса вошли в моду и демонстрировались в самых крупных залах Парижа: «Шатле», «Фоли-Бержер» и др. Мельес с успехом работал также в США, где создал филиал своей французской фирмы.
Опасаясь конкуренции со стороны фирмы Pathé, а с конца 1900-х гг. ощущая спад зрительского интереса к феериям и театральной бутафории на экране, он пытался жанрово разнообразить свою продукцию: обращался к реалистическим сюжетам, а также снимал комедии-буфф, драмы, исторические картины и т. д.: фильмы «Тоннель под Ла Маншем, или Англо-французский кошмар», «Смерть Юлия Цезаря» (оба – 1907), «Скупой», «Пути цивилизации на протяжении веков» (оба – 1908) и др. (только в 1908 снял около 50 фильмов). Однако режиссёр решал их в традиционной для себя манере, что не дало желаемых результатов.
Выполняя заказ фирмы Pathé на ряд крупных постановочных лент, выпустил фильмы «Галлюцинации барона Мюнхгаузена» (1911), «Завоевание полюса», «Золушка, или Волшебный башмачок» (оба – 1912), «Рыцарь снегов» (1912), «Путешествие семейства Бурришон» (1913), большинство из которых потерпело провал.
В 1912 г., после банкротства американского филиала своей студии, Мельес был вынужден прекратить производство фильмов. С начала Первой мировой войны 1914–1918 гг. закрылся его театр «Робер Уден». В 1915 г. Мельес создал в Монтрёе театр «Варьете артистик», которым руководил до 1923 г. Окончательно разорившись, сжёг часть своих фильмов, торговал игрушками на парижском вокзале Монпарнас.
Награждён орденом Почётного легиона (1931).