Повесть
По́весть, эпический жанр, преимущественно прозаический; занимает промежуточное положение между романом и рассказом как по объёму, так и по типу повествования. Выделение повести в отдельный жанр принадлежит отечественному литературоведению и отсутствует в западноевропейской традиции.
Повесть, как правило, тяготеет к хроникальному сюжету, не осложнённому параллельными линиями и сосредоточенному вокруг главного персонажа; охватывает сравнительно небольшой период времени; нередко характеризуется преобладанием описательности (пейзажи, душевные состояния и др.). В повести обычно отчётливее, чем в романе, выражено присутствие автора – его стремление «поведать», в котором некоторые исследователи усматривают отголосок связи повести с устной традицией рассказывания, сближающей повесть с рассказом (в противоположность роману, ориентированному на письменную культуру). Вместе с тем о неопределённости жанровых границ повести свидетельствует, в частности, тот факт, что произведение, первоначально обозначенное автором как «повесть», в дальнейшем может быть названо им «романом» («Рудин» И. С. Тургенева). Объём также не всегда показателен: рассказ Ф. М. Достоевского «Вечный муж» больше его же повести «Хозяйка» и романа «Бедные люди»; подзаголовок «повесть» дал своей четырёхтомной хронике «Жизнь Клима Самгина» М. Горький.
По характеру содержания принято выделять повести: биографические, исторические, психологические, нравоописательные, фантастические, военные и др.; имеет место также классификация по литературным направлениям: сентиментальная, романтическая и др.
Понятие «повесть», сохраняющее некоторую связь с древнерусской повестью, в современном значении складывается на рубеже 18–19 вв. и связано с творчеством Н. М. Карамзина («Бедная Лиза», «Остров Борнгольм» и др.). Употребление в заголовках произведений 18 в. слова «повесть» не имело терминологического значения и использовалось для повествовательных произведений разного объёма и содержания. Русская повесть получила широкое распространение в 1820–1830-е гг. («Роман и Ольга», «Ревельский турнир», «Фрегат "Надежда"», «Амалат-Бек» А. А. Бестужева; «Лафертовская маковница» А. Погорельского; «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством», «Старосветские помещики», «Невский проспект» Н. В. Гоголя; «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Египетские ночи» А. С. Пушкина, и др.) и выдвинулась на первый план в литературе 1840-х гг. («Большой свет», «Тарантас» В. А. Соллогуба; «Шинель» Гоголя; «Полинька Сакс» А. В. Дружинина; «Деревня», «Антон Горемыка» Д. В. Григоровича; «Двойник», «Слабое сердце», «Белые ночи» Ф. М. Достоевского; «Доктор Крупов», «Сорока-воровка» А. И. Герцена, и др.). Сыграв заметную роль во 2-й половине 19 в. («Ася», «Первая любовь», «Вешние воды» И. С. Тургенева; «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова; «Детство», «Отрочество», «Юность», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната» Л. Н. Толстого; «Село Степанчиково и его обитатели», «Записки из подполья» Достоевского; «Степь», «Палата № 6», «Три года», «Моя жизнь» А. П. Чехова, и др.), повесть и в дальнейшем продолжает оставаться одним из ведущих жанров отечественной прозы.
Среди стихотворных произведений, получивших авторское обозначение «повесть»: «Медный всадник» («петербургская повесть») А. С. Пушкина, «Демон» и «Измаил-бей» («восточные повести») и «Тамбовская казначейша» («современная повесть») М. Ю. Лермонтова, «Эда» («финляндская повесть») Е. А. Баратынского, «Маяковский начинается» («повесть в стихах») Н. Н. Асеева.