Мартин Джордж
Ма́ртин Джордж, Джордж Реймонд Ричард Мартин (George Raymond Richard Martin) (род. 20.9.1948, Бейонн, штат Нью-Джерси), американский писатель, автор научно-фантастических рассказов и произведений в жанре фэнтези. Создатель цикла «Песнь льда и пламени» («A Song of Ice and Fire», 1996–2011). По мотивам опубликованных книг цикла и авторских набросков телекомпанией HBO выпущен сериал «Игра престолов» («Game of Thrones», 2011–2019).
Неоднократный лауреат премий «Хьюго» [1975, 1980 (2 номинации), 1997, 2012, 2013]. Две последние – в качестве исполнительного сопродюсера и автора сценария сериала «Игра престолов». Также в качестве исполнительного сопродюсера сериала награждён премией «Эмми» в 2015, 2016 и 2018 гг. за 5, 6, и 7-й сезоны соответственно. В 2012 г. удостоен Всемирной премии фэнтези (The World Fantasy Awards) за жизненные достижения.
Первые три книги саги «Песнь льда и пламени» («Игра престолов», «Битва королей» и «Буря мечей») были награждены премией «Локус» (Locus Award for Best Fantasy Novel) в 1997, 1999 и 2001 гг. соответственно.
Дж. Мартин родился в Бейонне (штат Нью-Джерси, США) в семье портового грузчика. В школе он увлекался чтением книг и комиксов. Особое впечатление на него произвели сюжеты о супергероях Стэна Ли. После школы Мартин поступил в Северо-Западный университет, входящий в список 20 лучших университетов мира.
Творчество Дж. Мартина можно разделить на две части: научно-фантастическую и фэнтезийную. Первая часть охватывает 1970–1980-е гг. Вторая начинается с 1996 г., когда выходит 1-я книга цикла «Песнь льда и пламени».
1-й рассказ – «Герой» («The Hero», 1970) – Мартин опубликовал в неполные 22 года. Рассказ был номинирован на 2 литературные премии – «Хьюго» и «Небьюла». В 1974 г. Мартин публикует научно-фантастический рассказ «Песнь о Лии» («A Song for Lya»), получивший премию «Хьюго» в 1975 г.
Рассказ «Короли-пустынники» («Sandkins», 1979) принёс писателю сразу 2 премии – «Небьюла» и «Хьюго» (обе – 1980). В 1979 г. вышел рассказ Мартина «Путь креста и дракона» («The Way of Cross and Dragon»), который также получил премию «Хьюго» (1980).
В 1985 г. в журнале Asimov’s Science Fiction публикуется рассказ «Портреты его детей» («Portraits of His Children»), представляющий собой размышления писателя об этической стороне творчества. В 1986 г. рассказ получил премию «Небьюла». Рассказ «Человек в форме груши» («The Pear-Shaped Man», 1987) получил в 1988 г. премию Брэма Стоукера.
В 1991 г. Мартин начал работу над циклом «Песнь льда и пламени», который до сих пор не закончен. На данный момент он включает в себя 5 опубликованных книг: «Игра престолов» («A Game of Thrones», 1996), «Битва королей» («A Clash of Kings», 1998), «Буря мечей» («A Storm of Sords», 2000), «Пир стервятников» («A Feast for Crows», 2005), «Танец с драконами» («A Dance with Dragons», 2011). Известно о сюжетах 2 завершающих книгах цикла – «Ветра зимы» («The Winds of Winter», дата предположительного выхода книги – ноябрь 2023) и «Мечта о весне» («A Dream of Spring», год выхода неизвестен).
Отдельно издана серия «Повесть о Дунке и Эгге» (Tales of Dunk and Egg), состоящая из 3 книг: «Межевой рыцарь» («The Hedge Knight», 1998), «Присяжный рыцарь» («The Sworn Sword», 2003), «Таинственный рыцарь» («The Mystery Knight», 2010).
«Песнь о Лии» – научно-фантастический рассказ. В рассказе описывается высокоразвитая цивилизация, где в центре внимания находится проблема любви и возможности полного взаимопонимания между влюблёнными. Население планеты – шкины – создали культ, подразумевающий добровольный симбиоз с ментальным паразитом, медленно уничтожающим хозяина. Последователи культа получают чувство единения со всеми разумными существами. За этим стоит ещё вопрос веры и поисков Бога. Главные герои, телепаты Лия и Робб, оказываются особенно уязвимыми перед иллюзией всепоглощающей «божественной» любви. Писатель ставит каждого из них перед выбором: предпочесть отказ от себя ради ощущения безусловной любви или же сохранить верность своей личности, зная, что полное взаимопонимание между людьми невозможно.
Рассказ «Путь креста и дракона» крайне важен для понимания проблематики цикла «Песнь Льда и Пламени». Формально жанр рассказа можно определить как научно-фантастический, однако текст обладает и отчётливыми чертами притчи. В центре сюжета – рыцарь-инквизитор Дэмиен, которого послали на отдалённую планету расследовать ересь об Иуде Искариоте. Лейтмотив рассказа – драконы, которыми управляет Иуда, называемый Покорителем драконов. Его типаж предвосхищает правителей – Таргариенов. Культ Иуды обладает колоссальной притягательностью, хотя и является абсолютной выдумкой. Основной вопрос, который ставит писатель, таков: человеку следует предпочесть истину или ложь? Мартин противопоставляет свободу, которую дарует истина, комфорту, предоставляемому ложью.
«Короли-пустынники» – ещё одна вариация на тему Бога во Вселенной. Дж. Мартин объединяет повествовательную традицию Р. Брэдбери и О. Уайльда. Пресыщенный и жестокий богач Саймон Кресс покупает себе террариум с «королями-пустынниками» – колониями насекомых, обладающими коллективным интеллектом и зачатками телепатии. «Короли-пустынники» склонны в буквальном смысле обожествлять своего хозяина, они украшают башни своих замков его портретом, но в зависимости от его поведения черты лица меняются. Чем более жесток к своим обожателям Кресс, тем более жестокими становятся пустынники и тем уродливей выглядят его портреты на их замках.
Цикл «Песнь льда и пламени» представляет собой пример трансмедийного нарратива (Афанасов. 2019). В 2012 г. вышла компьютерная ролевая игра «Игра престолов», созданная французской компанией-разработчиком Cyanide, а в 2014 г. – видеоигра с тем же названием, разработанная Telltale Games.
Наиболее интересен случай взаимопроникновения литературного и кинематографического сюжетов, связанный с экранизацией канала HBO. Цикл Дж. Мартина представляет собой сложную систему исторических и литературных аллюзий, создающих трансмедийный нарратив. Хотя ни одна из двух заявленных автором финальных книг саги на момент 2021 г. не опубликована, сюжеты обеих в трансформированном виде присутствуют в заключительных сезонах сериала HBO. Книжная сага оказалась инсталлирована в структуру телесериала, при этом кульминация и развязка главных сюжетных линий стали известны читателям из последнего, 8-го сезона.
Сюжет саги разворачивается в декорациях условного фэнтезийного мира, обладающего сходством с Европой позднего Средневековья. Основные события происходят на континенте под названием Вестерос, где располагаются 9 областей (Север, Железные острова, Речные земли, Долина Аррен, Западные земли, Штормовые земли, Простор, Королевские земли и Дорн). Управляющие этими землями знатные дома Вестероса (дом Старков, дом Таргариенов, дом Арренов, дом Ланнистеров, дом Баратеонов, дом Грейджоев, дом Мартеллов, дом Талли, дом Тиррелов) ведут борьбу за Железный трон как средоточие власти.
Мир Вестероса разделён на 2 неравные части Стеной, за которой находятся скованные льдом и морозом земли, воспринимаемые как источник постоянной угрозы для Семи королевств. Стену охраняет Ночной дозор – организация, которая обладает чертами монашеского ордена.
С исторической точки зрения в тексте очевидны отсылки к войнам Алой и Белой розы, Столетней войне, Дж. Савонароле (его очевидной проекцией является Его Воробейшество). Литературное измерение подразумевает параллели с героями Гомера (Серсея – Цирцея) и У. Шекспира (Тирион и Ричард III).
Из литературных источников «Песни льда и огня» Дж. Мартин ставит на 1-е место цикл «Проклятые короли» («Les Rois maudits», 1955–1977) М. Дрюона. В одной из своих публикаций Дж. Мартин заявляет: «В "Проклятых королях" есть всё: железные короли и задушенные королевы, битвы и предательства, ложь и порок, обманы, семейные междоусобицы, проклятие Тамплиеров, подменённые младенцы, волчицы, грехи и мечи, судьбы великой династии, и всё это – прямо со страниц истории. Поверьте, Старки и Ланнистеры не имеют ничего общего с Капетингами и Плантагенетами» (Martin. 2013).
Влияние «Властелина колец» («The Lord of the Rings», 1954–1955) Дж. Р. Р. Толкина проявляется не столько на уровне сюжета, сколько на уровне проблематики цикла. Мартин следует за Толкином, поднимая тему добра и зла (подчёркивает её неоднозначность для этической системы начала 21 в. – в отличие от середины 20 в.) и рассматривая метафору власти (Штейнман. 2019) (от Кольца Всевластья к Железному трону).
Метафора сериала «Игра престолов» в политической вселенной цикла занимает особое место. Фраза, которую автор вложил в уста Серсеи Ланнистер («Тот, кто играет в престолы, либо побеждает, либо умирает»), выстраивает внутренние силовые линии текста, превращая его из литературной стилизации в актуальное высказывание для нашей современности.