Торо Гильермо дель
То́ро Гилье́рмо дель, Гильермо дель Торо Гомес (Guillermo del Toro Gómez) (род. 9.10.1964, Гвадалахара), мексиканский и американский кинорежиссёр, работает в жанрах хоррор и фантастика. Творчество Дель Торо отличает изысканный, фантасмагорический визуальный стиль в сочетании с натуралистическим изображением насилия. На 2021 г. является обладателем премий «Оскар» за лучший фильм и лучшую режиссуру, «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля за фильм «Форма воды», а также 95 других наград и 132 номинаций.
Родился в семье актрисы Г. Гомес и торговца подержанными автомобилями Ф. Торреса дель Торо. В возрасте восьми лет начал играть с 8-миллиметровой камерой отца, снимая короткие сценки с игрушками, изображавшими персонажей из фильма «Планета обезьян» («Planet of the Apes», 1968, режиссёр Ф. Шаффнер) (Mcdonald. 2015. P. 22). Воспитывался бабушкой Т. Марией – набожной католичкой, которой посвящён его дебютный полнометражный фильм «Хронос» («El Cronos», 1993). Режиссёр не раз вспоминал строгое католическое воспитание, полученное от бабушки, которая, по его собственным словам, подавляла воображение ребёнка своей набожностью. Своеобразное представление о «католической вине», рискованное использование христианских символов и «кровавая религиозная образность» (Wood. 2006. P. 30) стали лейтмотивами его зрелого творчества. Религиозный антураж работ Дель Торо иногда определяется как «магический спиритуализм католика-ренегата» (Joshi. 2015. P. 11).
Учился в Центре кинематографических исследований при Университете Гвадалахары, затем осваивал искусство создания грима и спецэффектов у Д. Смита, работавшего над созданием фильма «Экзорцист» («The Exorcist», 1973, режиссёр У. Фридкин), который стал его учителем и близким другом (Wood. 2006. P. 29). Во время учёбы в университете познакомился с будущей женой Лоренцой Ньютон. В их браке родилось двое детей. В 2017 г. супруги развелись.
В 1985 г. дель Торо работал в качестве исполнительного продюсера над комедией «Дона Эрлинда и её сын» («Doña Herlinda y su hijo», 1985), одну из ролей в котором исполнила его мать. В том же году создал компанию «Некропия» (Necropia) – первую в Мексике студию, которая специализировалась на спецэффектах и сложном гриме. В качестве режиссёра снял два короткометражных хоррора «Дона Люпе» («Doña Lupe», 1986) и «Геометрия» («Geometria», 1987), а также пять серий культового мексиканского хоррор-сериала «Урочный час» («Hora Marcada», 1988–1989), созданного по образцу американской «Сумеречной зоны» («The Twilight Zone», 1959–1964). В 1991 г. опубликовал работу о творчестве А. Хичкока на испанском языке. Позднее, отмечая важность этой работы для формирования своего творческого метода, дель Торо отказался от высказанных в ней оценок (Del Toro. 2008. P. 14).
В 1993 г. дель Торо дебютировал с полнометражным готическим хоррором «Хронос», сценарий к которому писался на протяжении семи лет. В истории пожилого антиквара, находящего древний амулет, который дарует ему мнимое бессмертие, критики увидели переосмысление традиционного сюжета о Дракуле, помещённого в контекст латиноамериканской культуры (Davies. 2015. P. 54). Также отмечался избыточный католический символизм на грани кощунства и типичный для мексиканского восприятия смерти загробный юмор. Все это стало фирменными знаками режиссёра. С фильма «Хронос» дель Торо начал многолетнее сотрудничество с оператором Г. Наварро. Картина была высоко оценена мексиканской и международной прессой: получила тринадцать номинаций на национальную кинопремию «Ариэль», фильм получил награду кинопремии «Золотой Ариэль» за лучший фильм и восемь наград «Серебряный Ариэль» в других номинациях, а также специальную премию на Каннском фестивале.
После успешного дебюта дель Торо получил приглашение на работу в Голливуде от студии Miramax. Ему выделили бюджет в 30 млн долл. на съёмки фильма «Мутанты» («Mimic», 1997), что многократно превысило бюджет его первого фильма (около 2 млн долл.). Картина «Мутанты» рассказывает о семейной паре учёных, вынужденных ради спасения Нью-Йорка от эпидемии смертельной детской болезни пойти на рискованный генетический эксперимент по выведению новой породы насекомых-мутантов. Фильм продолжает начатое в «Хроносе» исследование темы телесных трансформаций и создания монстров. Несмотря на присутствие звёзд первой величины, таких как М. Сорвино и М. Абрахам, а также впечатляющие спецэффекты, фильм провалился в прокате и получил сдержанные оценки прессы. Дель Торо впоследствии крайне негативно отзывался о своём первом голливудском опыте, указывая на тотальный контроль со стороны студии и невозможность повлиять на итоговый монтаж картины (МасDonald. 2015. P. 122). Режиссёрская версия, выпущенная много лет спустя на DVD, обрела культовый статус. Пока дель Торо работал над фильмом «Мутанты», неизвестные похитили его отца, за освобождение которого режиссёр был вынужден заплатить крупный выкуп. После этого инцидента он перевёз свою семью в США, став, по его собственным словам, «человеком в изгнании» (МасDonald. 2015. P. 6).
Разочаровавшись в голливудской индустрии, дель Торо принял приглашение братьев П. и А. Альмодовара снять историю о гражданской войне в Испании, которая в изначальном варианте сценария происходила во время мексиканской революции (Дель Торо. 2020). Так появился фильм «Хребет дьявола» («El espinazo del diablo», 2001), который режиссёр позднее назвал «своим первым фильмом» (Chun. 2002. P. 29). В картине историческая фабула, действие которой разворачивается в 1939 г. в приюте для мальчиков, сочетается с сюжетом о призраке и выраженным политическим подтекстом о надвигающемся господстве фашизма.
После успеха фильма «Хребет дьявола» у критики дель Торо вернулся в Голливуд и снял сиквел экранизации культового комикса «Блэйд» («Blade II», 2002) с У. Снайпсом в главной роли. В фильме даётся привычная для режиссёра тема мутаций и экспериментов по созданию совершенного организма в сочетании с сюжетом о расовой войне между вампирами. «Блейд 2» удачно выступил в прокате, однако оценки критиков были сдержанными, за исключением Р. Эберта, назвавшего фильм «комиксом, мечтающим о превращении в учебник для безумных хирургов» (Ebert. 2002).
Следующей работой дель Торо в Голливуде стала экранизация комиксов М. Миньолы – «Хеллбой» («Hellboy», 2004). Главный персонаж фильма в исполнении одного из любимых актёров дель Торо Ф. Р. Перлмана – неканоничный и амбивалентный герой, вынужденный бороться с искушением перейти на тёмную сторону. «Хеллбой» имел умеренный успех в прокате и был неоднозначно принят критиками.
Вторую работу дилогии о Гражданской войне в Испании (1936–1939), «Лабиринт Фавна» («El laberinto del fauno», 2006), спродюсировал коллега и друг дель Торо А. Куарон. В этой работе дель Торо довёл до совершенства искусство параллельного повествования: сказочный квест 12-летней Офелии, которая ухаживает за переживающей тяжелую беременность матерью, переплетается с сюжетной линией о миссии её отчима – франкистского офицера, одержимого преследованием группы республиканских партизан. В визуально насыщенной фантасмагории критики увидели готическую версию «Алисы в Зазеркалье», отмечая ницшеанские мотивы поиска выхода из лабиринта и противопоставления дионисийского образа Фавна аполлоническому и «слишком человеческому» образу фашистского офицера (Сollins. 2015. P. 164). Критиками и историками кино «Лабиринт фавна» признаётся одной из вершин творчества режиссёра и важнейшим фильмом 2000-х гг.: картина была удостоена редких для неанглоязычного фильма шести номинаций на премию «Оскар», из которых получила три, включая операторскую премию для Г. Наварро.
После международного триумфа работы «Лабиринт Фавна» дель Торо вернулся к истории «Хеллбоя», получив бюджет в 85 млн долл. и возможность творческого контроля. Относительно скромные в сравнении с бюджетом сборы привели к отмене проекта съёмок третьей части по сценарию дель Торо, в которой должна была решиться судьба главного героя. Спустя некоторое время дилогия «Хеллбой» не раз привлекала внимание теоретиков кино (McDonald. 2015. P. 185).
После этого дель Торо начал работать над проектами, которые не были реализованы или были реализованы позднее. По приглашению П. Джексона дель Торо несколько лет работал над экранизацией повести «Хоббит, или Туда и обратно» («The Hobbit, or There and Back Again», 1937) Дж. Р. Р. Толкина, но в итоге уступил режиссёрское кресло самому Джексону, оставшись соавтором сценария. Неудачей закончилась попытка экранизировать «Хребты безумия» Г. Ф. Лавкрафта. Режиссёр опубликовал в виде романа написанный вместе со сценаристом Ч. Хоганом сценарий сериала «Штамм» (Дель Торо. 2009). Сериал об охватившей человечество эпидемии вампиризма в итоге был снят и транслировался на канале FX с 2014 по 2017 гг. (Strain, 2014–2017).
Очередной режиссёрской работой дель Торо после 5-летнего перерыва стал фильм «Тихоокеанский рубеж» («Pacific Rim», 2013) – своеобразный оммаж японским жанрам меха (управление гигантскими роботами) и кайдзю (нападение гигантских монстров), самым известным представителем которого является франшиза «Годзилла» (ゴジラ). История международной команды пилотов, чья нервная система подключена к управлению гигантскими роботами, способными остановить вторжение враждебной расы из другого измерения, стала самым кассовым фильмом дель Торо, собрав в мировом прокате более 400 млн долл. и разочаровав критиков.
Интерес дель Торо к готическому роману воплотился в работе над «Багровым пиком» («Crimson Peak», 2015). Мятущийся байронический герой в исполнении Т. Хиддлстона соблазняет юную наивную американку, увлечённую литературой наследницу большого состояния, и поселяется с ней в старинном английском поместье. Разрушающийся дом-дворец соотносится с упадком древнего аристократического рода. «Багровый пик» получил три премии «Сатурн», в том числе как лучший хоррор, и восторженные отзывы ценителей жанра, отметивших прежде всего декорации и тщательно воссозданную готическую атмосферу картины.
После этого дель Торо создал первое произведение, предназначенное для детской аудитории, – экранизацию написанного им совместно с Д. Краусом романа «Охотники на троллей» (Дель Торо. 2016). Дель Торо выступил как режиссёр и сценарист анимационного 3D-сериала «Охотники на троллей: Истории Аркадии», спродюсированного Dreamworks animation и в течение трёх сезонов выходившего на платформе Netflix («Trollhunters: Tales of Arcadia», 2016–2018). Сериал был назван критиками одним из лучших фэнтези-произведений десятилетия и за 2017 г. был удостоен 9 номинаций на дневную премию «Эмми», получив 6 статуэток, а также множество других призов, став основой для успешной франшизы.
Источником вдохновения для следующей полнометражной картины дель Торо стал классический хоррор про монстра от студии Universal «Тварь из чёрной лагуны» («Creature from the Black Lagoon», 1954). Дель Торо вёл переговоры со студией о возможности ремейка, однако его предложение снять новый фильм «с перспективы монстра» было отвергнуто (Franklin. 2017). После провала переговоров дель Торо совместно с В. Тейлор написал оригинальный сценарий фильма «Форма воды» о неизвестном науке человеке-амфибии, который становится объектом изучения в секретной правительственной лаборатории в Балтиморе в разгар «холодной войны».
Мрачное по интонации фэнтези о романе ихтиандра, которого фанатики из американских спецслужб, одержимые идеей войны с Советским Союзом, намереваются превратить в идеальное оружие, и работающей на секретном объекте глухой уборщицы развивает излюбленные темы режиссёра о «монструозности» человека и глубокой человечности монстров. «Форма воды» была с восторгом принята критиками и удостоена многочисленных наград, включая премию «Золотой лев» Венецианского фестиваля и 13 номинаций на премию Американской киноакадемии, из которых получила четыре, включая премию «Оскар» за лучший фильм и за лучшую режиссуру для дель Торо. Фильм имел коммерческий успех: при скромном бюджете в 19 млн долл. он собрал 195 млн долл. в мировом прокате.
Выход «Пиноккио» – кукольного фильма по мотивам сказки К. Коллоди для платформы Netflix состоялся в октябре 2022 г., в качестве актёров озвучивания в нём задействованы Р. Перлман, Т. Суинтон, К. Вальц и Ю. Макгрегор.
Для творчества Дель Торо характерен своеобразный эклектизм, в котором привычные атрибуты массовой культуры, комиксов и низкобюджетных хорроров сочетаются с влиянием классической литературы, живописи и кино. Историки кино называют его подход «алхимическим» (McDonald. 2015. P. 122).
Фантастические элементы и персонажи в фильмах дель Торо часто сочетаются с научными изобретениями и экспериментами, а на сцену выводятся фаустовские фигуры одержимых учёных и экспериментаторов, как в фильмах «Мутанты», дилогии о Хеллбое, «Тихоокеанский рубеж» и «Форма воды». Особое место в эстетике дель Торо принадлежит натуралистическому изображению реальных или воображаемых насекомых, заворожённость которыми он связывает с детской мечтой стать учёным-энтомологом (MacDonald. 2015. P. 110).
Дель Торо активно общается со своими фанатами на форумах и регулярно принимает участие в съездах любителей комиксов, компьютерных игр, фильмов ужасов и научной фантастики. За подобный подход его называют «фанатским инсайдером» в киноиндустрии (McDonald. 2015. P. 92), секретами которой дель Торо щедро делится в интервью и режиссёрских комментариях к полным версиям своих фильмов.
Для дель Торо характерна тенденция к гибридизации жанров: политизация хоррора или совмещение историко-политического триллера с элементами мистики и волшебной сказки. Согласно мнению комментаторов, подобная гибридность является концептуальной: типичное для режиссёра пересечение персонажей различных видов и рас, сказочных нарративов, мотивов высокой и популярной культуры рассматривается как прославление «гетерогенности» в духе философов Ж. Делёза и П.-Ф. Гваттари (Powell. 2012. P. 179).