Теория медиа
Тео́рия ме́диа (теории медиа, медиатеория), набор междисциплинарных принципов, объясняющих опосредованные взаимодействия людей между собой и затрагивающих такие элементы этого взаимодействия, как производство сообщений, смысл сообщений, воздействие сообщений и др. Самым широким пластом теорий медиа стали теории массовой коммуникации (или масс-медиа), которые исследовали преимущественно опосредованные медианосителями и медиаустройствами коммуникации на уровне всего общества как единого целого или больших его элементов – социальных групп, классов, культурных идентичностей (McQuail. 2011).
Науки о медиа (англ. media studies) формировались в междисциплинарной парадигме. Это привело к тому, что единой теоретической базы в этой сфере научного знания не сформировалось. Каждый из подходов (социология, семиотика, лингвистика, философия и т. д.) привносил в новую дисциплину свои подходы, методы, теории. Ныне исследователи считают классикой медиатеорий работы из различных областей знаний, которые оформились в новое направление относительно недавно – во второй половине 20 в. Лишь в это время в ряде стран наблюдалось возникновение отдельной отрасли в классификаторе наук – науки о медиа (Media Studies), науки об информации и коммуникации (information and communication sciences) и др. Соответственно фундаментом этих наук стали теории, заимствованные из других наук, но все их объединил единый предмет исследования.
Для теорий медиа характерен критический подход, т. е. стремление к критическому переосмыслению доминирующих в социуме властных дискурсов вне зависимости от источников власти, на которые они опираются. Теории опираются на комплекс сложных представлений об эффектах медиа, о том, как работают медийные сообщения и прочее (McQuail. 2011), поэтому для них в целом характерно отрицание распространённых в профессиональной журналистской среде или в публичном пространстве «простых» представлений об объективности информации, о глобализации медиасообщений, о глобальной культуре (Mattelart. 2004). В этом смысле бо́льшая часть теорий медиа – теории, критические по отношению к простым рецептам изменения обществ при помощи коммуникаций и др. Они же в той или иной мере опираются на идею манипулятивной природы современной медиасистемы, выступая с критикой неолиберального дискурса о необходимости существования коммерческих масс-медиа, которые якобы гарантируют независимость от государства, а следовательно – объективность. Медиатеория категорически отвергает идею об объективности информации, выступая как проводник идеи о непрозрачности языка как кода сообщения и о его конвенциональной структуре. Облекаемый в ту или иную текстовую форму набор знаков приобретает формальный характер и становится ограниченным в наборе выражаемых смыслов и интерпретаций, что не позволяет в полной мере передавать реальность и создаёт лишь её ограниченную модель.
Медиа – междисциплинарные объекты исследования, т. е. такие объекты, которые возможно изучать с применением различных методов. С этой точки зрения не существует однозначного понимания и интерпретации того, что такое науки в области медиа и к каким классам наук они относятся. Некоторые относят их к гуманитарным наукам, другие считают теории медиа науками социальными.
Исходя из вышесказанного, можно классифицировать теории медиа с точки зрения применяемой методологии (инструментария). Исторически существовало три основных взгляда на деятельность медиа и анализ связанных с ними явлений: социальные теории медиа, философские теории медиа, лингвистические теории медиа.
Первый подход зарождался в недрах американских социальных наук в 1930–1940-х гг, когда в процессе развития социологии ряд учёных (У. Липпман, Г. Лассуэлл и др.) обратили внимание на ту коммуникативную роль, которую медиа играют в общественных отношениях (Липпман. 2004; Lasswell. 1948). Ныне эта традиция обширно разрослась и выходит за пределы наук в области медиа, занимаясь дескриптивными социальными исследованиями средств массовых коммуникаций, интернета, социальных сетей. Представители этого направления зачастую работают в области других социальных наук (социологии, политических наук, антропологии), либо, наоборот, представители науки в области медиа опираются на работы коллег из других предметных областей социальных наук (в первую очередь из социологии, экономики, политических наук). Эти исследования признают примат эмпирических социальных исследований как метода в науках о медиа, т. е. изучение тех или иных элементов в медиа происходит при помощи классических методов в социальных науках: глубинные интервью, контент-анализ, фокус-группы, наблюдение и т. п.
Второй подход зарождался в середине 20 в. в рамках немецкой критической философии и философии искусств (франкфуртская школа), отчасти как реакция на рационализм социологического подхода. Ранние представители франкфуртской школы настаивали на превосходстве теоретического осмысления над эмпирическим исследованием и предлагали критическую оптику при изучении медиа (Jay. 1973; Джеффрис. 2018). В попытке отделить исследования медиа от индустриальных исследований, которыми занимались социологи, франкфуртцы отстаивали автономию науки и обособленность учёного от его объекта. Это обеспечивало исследователю подлинно критическую дистанцию, позволяющую мыслить мир вне сложившейся (преимущественно капиталистической) системы социальных отношений. Британская программа исследований культуры (cultural studies) (Williams. 2013; Hall. 1990), политическая экономия медиа и теория публичной сферы (позднее – цифровой демократии) подхватили антикапиталистические, критические установки франкфуртской школы. В конце 20 в. эту традицию развивали известные философы, например, Ю. Хабермас и С. Жижек.
Третий подход к теоретизации медиа зарождается в начале 20 в. с появлением семиотики (или семиология) – науки о значениях и знаках. Идея, предполагающая конвенциональность (условность) знака, ложится в основу широкого спектра работ в области изучения различных текстов (аудиовизуальных, рекламных, поэтических) у разных авторов, например, у Р. Барта, Ц. Тодорова, У. Эко. Позднее эта область получила название сферы дискурсивных исследований, которые, в свою очередь, распались на нарративные исследования [изучение драматургических историй в текстах; основателем традиции был А. Ж. Греймас, а одним из наиболее известных российских исследователей стал фольклорист В. Я. Пропп, предложивший изучать морфологию фольклора (Пропп. 2001)], исследования фреймов [Т. ван Дейк (Дейк. 1989)] и более близкие к философии критические дискурс-исследования (critical discourse studies) (The Routledge handbook of critical discourse studies. 2018).